Интегрированный урок (русский язык + окружающий мир) на тему "Животный мир Земли. Животные – часть природы. Однородные члены предложения"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью уточнения и расширения представлений о животном мире Земли и повторения изученного об однородных членах предложения.

Задачи урока:

Предметные:

  • создать условия для формирования представлений об однородных членах предложения и животном мире Земли.
  • обеспечить усвоение учащимися знаний об однородных членах предложения, ставить вопросы к однородным членам предложения, выделять их в предложении, обобщить знания учащихся о живых телах природы, о роли животных в природе.
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно строить речевое высказывание в устной форме, способствовать развитию поэтического вкуса учащихся; производить сравнение и классификацию слов; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.
  • коммуникативные: формировать способность точного употребления слов в речи через слово, музыку, художественные образы; расширять словарный запас.
  • регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы; формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера; контролировать и оценивать результаты собственной деятельности.
  • личностные: иметь представления о ценности и уникальности животного мира, формировать учебно-познавательные мотивы и учебно-познавательный интерес к материалу.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: картинки животных, карточки для работы в группах, презентация

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. - Добрый день, друзья! Я рада видеть вас и хочу начать работу с вами!

- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

- Повернитесь друг к другу, прикоснитесь ладошками и пожелайте хорошего настроения и отличной работы на уроке.

- Мы начинаем наш урок.

- Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке выполнить поставленные цели и сделать для себя маленькое открытие.

(Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать товарища.)

Рассаживаются за парты.

Отвечают на вопросы учителя.

- Сегодня у нас и обычный, и необычный урок одновременно. Обычный потому, что мы будем говорить о хорошо знакомых вещах, но и необычный, т.к. речь пойдет о русском языке и об окружающем мире.

- Тему нашего урока вы узнаете, если выполните следующее задание: перед вами строки из известного произведения. Послушайте и попробуйте определить тему нашего урока.

- Итак, если мы обратим внимание на эти строчки с точки зрения окружающего мира, то тема нашего урока – “Животный мир Земли. Животные – часть природы”

- Рассматривая эти строки с позиции русского языка, какое задание мы можем выполнить? (выделить однородные члены предложения) Будем говорить об однородных членах предложения.

Дети слушают строки стихотворения и пытаются определить тему урока.

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

- Как вы думаете, каковы будут наши учебные задачи?

- К чему мы будем стремиться?

Дети ставят учебные задачи урока. (Регулятивные УУД)
II. Подготовка к работе на основном этапе - Заспорили два школьных приятеля, какой предмет важнее – окружающий мир или русский язык? “Знания об окружающем мире – самые важные, потому что, не зная законов по которым живёт природа, человек не смог бы жить. Поэтому окружающий мир – самая важная наука”, – утверждает один из них. “А язык мой – друг мой. Так что русский язык главнее окружающего мира”, – отвечает другой. Ребята, а вы как считаете? (Познавательные, личностные УУД)
Выскажите свое мнение, какой предмет важнее – русский язык или окружающий мир?

Давайте, сегодня на уроке попробуем подтвердить или опровергнуть ваше мнение ....

Предлагаю отправиться в путешествие по миру животных и ещё раз повторить все, что знаем об однородных членах предложения. Эта тема нам знакома, так как на уроках русского языка мы уже работали с этой темой

Рассуждают о важности учебных предметов

Группы получают карточки с отрывками. Подчёркивают однородные члены

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

- На уроке нас сегодня ждут великие дела...

(работа с презентацией)

- Вернёмся к отрывку из произведения Чуковского, с которого начали урок. И рассмотрим его и другие отрывки из стихотворений с точки зрения русского языка.

- Давайте поработаем в группах, найдем в отрывках из произведений однородные члены предложения и подчеркнём.

В. Берестов“Ночь уходит”.

Ночь уходит на покой
И уводит за собой
И сверчка, и светлячка,
И ночного мотылька.

Где-то в джунглях, на лианах,
Где-то с южной стороны
Обитают обезьяны,
И жирафы, и слоны.

Работа в группах. (группы получают карточки со стихотворением и работают)

Задание: Найдите и подчеркните однородные члены.

Проверка работы групп

Александр Чурилов

(Коммуникативные УУД)

Работают в группах. Ответственный за работу делает вывод.

III. Работа на основ- ном этапе. - С чего обычно начинаем урок русского языка?

- А для чего необходимо красиво писать?

- Какое сегодня число, месяц?

Запись числа. Классная работа.

пишем первые две буквы из слова животное).

жи

Словарная работа

1. Чтение с доски слова - животное

2. Рассказ учащихся о слове

- Сегодня мы работаем с уроком

№ 54. Найдите его в учебнике.

– Что нам поможет найти этот  урок в учебнике?

- Посмотрите, какие задания вам предлагают выполнить авторы учебника.

1) Прочитайте задание к первому упражнению

– Как связаны между собой эти однородные члены?

Проведите самооценку.

(Познавательные, личностные УУД)

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания

(Коммуникативные УУД)

Рассказывают о слове

1) ЖИВОТНОЕ

1.Живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питающееся, в отличие от растений, готовыми органическими соединениями. 2.Такое живое существо, в противопоставление человеку. Домашние, сельскохозяйственные, промысловые, дикие животные.

3. в переносном смысле. О грубом, неразвитом и неумном человеке.

2) Слово животное произошло от слова живот, которое в старину имело значение “жить”.

IV. Физминутка “Зайчики” Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать
Взялись зайцы за бока,
Заплясали гопака.
Кто-то зайку напугал -
Зайка – прыг - и убежал
дети показывают

дети показывают

дети скачут

Руки на поясе, движения: носок - пяточка с пританцовыванием

дети садятся

V. Работа по учебнику на с. 95 - Где мы можем уточнить знания о животных?

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел “Животные”.

- Найдите этот раздел в учебнике.

– О чем вы узнаете в этом разделе?

– На какие вопросы вы ответите?

(Познавательные, личностные УУД)

Ответы на вопросы в учебнике “Окружающий мир”

(Коммуникативные УУД)

– Рассмотрите рисунки на с. 95. Расскажите по ним о роли животных в природе.

- Чем похожи и чем различаются животные по внешнему виду?

- Как вы думаете, может ли природа существовать без животных?

Читают и анализируют текст учебника
- Давайте проверим, верны ли наши предположения и сравним их с выводами в учебнике.

– Какую роль играют птицы в природе?

– Как вы понимаете высказывание о том, что животные помогают растениям “переезжать” на другое место жительства?

– Какую пользу приносят природе насекомые?

- А встретились ли нам в тексте учебника “Окружающий мир” предложения с однородными членами? Найдите и прочитайте.

Работа в группах

Читают текст учебника
Игра “Узнай животного по описанию”.

1) Эти птицы великолепно приспособлены к жизни среди болот и водоемов. Они умеют проворно лазать в тростнике и отлично плавают. Голос у них очень неприятный, а у некоторых напоминает ужасной силы рев. Питаются эти птицы в основном рыбой, но когда ее нет, с удовольствием едят лягушек, мелких птиц, червей и раков. Гнезда строят эти птицы в камышах или на больших деревьях. Что это за птица? (Цапля.)

Показ рисунка.

– Какую роль играют цапли в природе?

2) Живут эти животные на опушках, в перелесках, заросших кустарником оврагах. Единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Если это животное чувствует приближение какого-либо зверя, он не убегает потому, что у него иной способ защиты: почуяв опасность, он сворачивается в клубок и выставляет свои острые твердые иглы. (Еж.)

3) Это животное – самая большая и грозная из крупных кошек. В зоопарке или цирке это животное кажется очень ярким зверем. Но на воле оранжевая с черными полосами шкура очень хорошо его маскирует. (Тигр.)

(Коммуникативные УУД)

Работают в группах

Обучающиеся получают задание (карточку с описанием животного) и определяют, о каком животном говорится в тексте

Называют животных

VI. Итог урока

 

 

Рефлексия

Что узнали для себя нового?

О чём (о ком?) хотите ещё узнать?

- Где пригодятся полученные на уроке знания?

Что на уроке вам понравилось больше всего?

С каким настроением покидаете урок?

(личностные УУД)

Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою работу на уроке (Коммуникативные УУД)

Домашнее задание сделать книжку-малышку или презентацию с рассказом о любом животном (насекомом, звере, птице). В рассказе использовать предложения с однородными членами

Спасибо за работу. Урок окончен.

Записывают задание

Литература.

  1. Иванов С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  3. Программа “Русский язык” – концепция УМК “Начальная школа XXI века”, руководитель проекта Н. Ф. Виноградова (авторы С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова. М.: Вентана-Граф, 2013),
  4. Русский язык. 3 класс: Поурочные планы по учебнику Иванова С. В., Кузнецовой М. И. др. 1 полугодие ./Авт.-сост. С. А. Привалова. – Волгоград: Учитель, 2005.
  5. Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой /Авт. – сост. О. А. Исакова. – Волгоград: Учитель, 2009.