Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью уточнения и расширения представлений о животном мире Земли и повторения изученного об однородных членах предложения.
Задачи урока:
Предметные:
- создать условия для формирования представлений об однородных членах предложения и животном мире Земли.
- обеспечить усвоение учащимися знаний об однородных членах предложения, ставить вопросы к однородным членам предложения, выделять их в предложении, обобщить знания учащихся о живых телах природы, о роли животных в природе.
- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
- познавательные: развивать умение самостоятельно строить речевое высказывание в устной форме, способствовать развитию поэтического вкуса учащихся; производить сравнение и классификацию слов; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.
- коммуникативные: формировать способность точного употребления слов в речи через слово, музыку, художественные образы; расширять словарный запас.
- регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать цель своей дальнейшей работы; формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы поискового характера; контролировать и оценивать результаты собственной деятельности.
- личностные: иметь представления о ценности и уникальности животного мира, формировать учебно-познавательные мотивы и учебно-познавательный интерес к материалу.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: картинки животных, карточки для работы в группах, презентация
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | - Добрый день, друзья! Я рада видеть вас и
хочу начать работу с вами! - Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок. - Повернитесь друг к другу, прикоснитесь ладошками и пожелайте хорошего настроения и отличной работы на уроке. - Мы начинаем наш урок. - Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке выполнить поставленные цели и сделать для себя маленькое открытие. (Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать товарища.) |
Рассаживаются за парты. Отвечают на вопросы учителя. |
- Сегодня у нас и обычный, и необычный
урок одновременно. Обычный потому, что мы будем
говорить о хорошо знакомых вещах, но и необычный,
т.к. речь пойдет о русском языке и об окружающем
мире. - Тему нашего урока вы узнаете, если выполните следующее задание: перед вами строки из известного произведения. Послушайте и попробуйте определить тему нашего урока. - Итак, если мы обратим внимание на эти строчки с точки зрения окружающего мира, то тема нашего урока – “Животный мир Земли. Животные – часть природы” - Рассматривая эти строки с позиции русского языка, какое задание мы можем выполнить? (выделить однородные члены предложения) Будем говорить об однородных членах предложения. |
Дети слушают строки стихотворения и
пытаются определить тему урока. Добрый доктор
Айболит! |
|
- Как вы думаете, каковы будут наши
учебные задачи? - К чему мы будем стремиться? |
Дети ставят учебные задачи урока. (Регулятивные УУД) | |
II. Подготовка к работе на основном этапе | - Заспорили два школьных приятеля, какой предмет важнее – окружающий мир или русский язык? “Знания об окружающем мире – самые важные, потому что, не зная законов по которым живёт природа, человек не смог бы жить. Поэтому окружающий мир – самая важная наука”, – утверждает один из них. “А язык мой – друг мой. Так что русский язык главнее окружающего мира”, – отвечает другой. Ребята, а вы как считаете? | (Познавательные, личностные УУД) |
Выскажите свое мнение, какой предмет
важнее – русский язык или окружающий мир? Давайте, сегодня на уроке попробуем подтвердить или опровергнуть ваше мнение .... Предлагаю отправиться в путешествие по миру животных и ещё раз повторить все, что знаем об однородных членах предложения. Эта тема нам знакома, так как на уроках русского языка мы уже работали с этой темой |
Рассуждают о важности учебных
предметов Группы получают карточки с отрывками. Подчёркивают однородные члены Добрый доктор Айболит! |
|
- На уроке нас сегодня ждут великие
дела... (работа с презентацией) - Вернёмся к отрывку из произведения Чуковского, с которого начали урок. И рассмотрим его и другие отрывки из стихотворений с точки зрения русского языка. - Давайте поработаем в группах, найдем в отрывках из произведений однородные члены предложения и подчеркнём. |
В. Берестов“Ночь уходит”. Ночь
уходит на покой Где-то в джунглях, на лианах, |
|
Работа в группах. (группы получают
карточки со стихотворением и работают) Задание: Найдите и подчеркните однородные члены. Проверка работы групп |
Александр
Чурилов (Коммуникативные УУД) Работают в группах. Ответственный за работу делает вывод. |
|
III. Работа на основ- ном этапе. | - С чего обычно начинаем урок русского
языка? - А для чего необходимо красиво писать? - Какое сегодня число, месяц? Запись числа. Классная работа. пишем первые две буквы из слова животное). жи Словарная работа 1. Чтение с доски слова - животное 2. Рассказ учащихся о слове - Сегодня мы работаем с уроком № 54. Найдите его в учебнике. – Что нам поможет найти этот урок в учебнике? - Посмотрите, какие задания вам предлагают выполнить авторы учебника. 1) Прочитайте задание к первому упражнению – Как связаны между собой эти однородные члены? Проведите самооценку. |
(Познавательные, личностные УУД) Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания (Коммуникативные УУД) Рассказывают о слове 1) ЖИВОТНОЕ 1.Живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питающееся, в отличие от растений, готовыми органическими соединениями. 2.Такое живое существо, в противопоставление человеку. Домашние, сельскохозяйственные, промысловые, дикие животные. 3. в переносном смысле. О грубом, неразвитом и неумном человеке. 2) Слово животное произошло от слова живот, которое в старину имело значение “жить”. |
IV. Физминутка “Зайчики” | Зайка серенький сидит И ушами шевелит Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать Взялись зайцы за бока, Заплясали гопака. Кто-то зайку напугал - Зайка – прыг - и убежал |
дети показывают дети показывают дети скачут Руки на поясе, движения: носок - пяточка с пританцовыванием дети садятся |
V. Работа по учебнику на с. 95 | - Где мы можем уточнить знания о
животных? - Сегодня мы начинаем изучать новый раздел “Животные”. - Найдите этот раздел в учебнике. – О чем вы узнаете в этом разделе? – На какие вопросы вы ответите? |
(Познавательные, личностные УУД) Ответы на вопросы в учебнике “Окружающий мир” (Коммуникативные УУД) |
– Рассмотрите рисунки на с. 95.
Расскажите по ним о роли животных в природе. - Чем похожи и чем различаются животные по внешнему виду? - Как вы думаете, может ли природа существовать без животных? |
Читают и анализируют текст учебника | |
- Давайте проверим, верны ли наши
предположения и сравним их с выводами в учебнике.
– Какую роль играют птицы в природе? – Как вы понимаете высказывание о том, что животные помогают растениям “переезжать” на другое место жительства? – Какую пользу приносят природе насекомые? - А встретились ли нам в тексте учебника “Окружающий мир” предложения с однородными членами? Найдите и прочитайте. Работа в группах |
Читают текст учебника | |
Игра “Узнай животного по описанию”. 1) Эти птицы великолепно приспособлены к жизни среди болот и водоемов. Они умеют проворно лазать в тростнике и отлично плавают. Голос у них очень неприятный, а у некоторых напоминает ужасной силы рев. Питаются эти птицы в основном рыбой, но когда ее нет, с удовольствием едят лягушек, мелких птиц, червей и раков. Гнезда строят эти птицы в камышах или на больших деревьях. Что это за птица? (Цапля.) Показ рисунка. – Какую роль играют цапли в природе? 2) Живут эти животные на опушках, в перелесках, заросших кустарником оврагах. Единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Если это животное чувствует приближение какого-либо зверя, он не убегает потому, что у него иной способ защиты: почуяв опасность, он сворачивается в клубок и выставляет свои острые твердые иглы. (Еж.) 3) Это животное – самая большая и грозная из крупных кошек. В зоопарке или цирке это животное кажется очень ярким зверем. Но на воле оранжевая с черными полосами шкура очень хорошо его маскирует. (Тигр.) |
(Коммуникативные УУД) Работают в группах Обучающиеся получают задание (карточку с описанием животного) и определяют, о каком животном говорится в тексте Называют животных |
|
VI. Итог урока
Рефлексия |
Что узнали для себя нового? О чём (о ком?) хотите ещё узнать? - Где пригодятся полученные на уроке знания? Что на уроке вам понравилось больше всего? С каким настроением покидаете урок? |
(личностные УУД) Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою работу на уроке (Коммуникативные УУД) |
Домашнее задание | сделать книжку-малышку или презентацию
с рассказом о любом животном (насекомом, звере,
птице). В рассказе использовать предложения с
однородными членами Спасибо за работу. Урок окончен. |
Записывают задание |
Литература.
- Иванов С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- Программа “Русский язык” – концепция УМК “Начальная школа XXI века”, руководитель проекта Н. Ф. Виноградова (авторы С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова. М.: Вентана-Граф, 2013),
- Русский язык. 3 класс: Поурочные планы по учебнику Иванова С. В., Кузнецовой М. И. др. 1 полугодие ./Авт.-сост. С. А. Привалова. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой /Авт. – сост. О. А. Исакова. – Волгоград: Учитель, 2009.