Цели: активизировать творческие способности детей; развивать навыки самоконтроля за речью; воспитывать уверенность в себе.
Логопед: - Начинаем наш праздник “Учимся говорить!” Почти все ребята из нашей школы ходят заниматься в логопедический кабинет. А зачем?
Дети: - Исправить дефекты речи, учиться правильно и красиво произносить звуки; писать без ошибок, бегло читать.
Логопед: - Правильно!
А кто поможет язычок правильно поставить
И воздушную струю по нему направить,
Звук от буквы отличать,
Без запинок отвечать?
Дети: - Логопед!
Логопед: - Верно. Исправить неправильную речь детям помогает логопед. А знаете ли вы, как зовут вашего логопеда?
Дети: - Да!
Логопед: - На логопедических занятиях дети учатся правильно произносить звуки. Сначала они выполняют гимнастику для пальцев, губ, языка, дыхательную гимнастику, потом учатся красиво писать, правильно и выразительно читать. И сейчас они вам споют об этом. Давайте послушаем логопедические частушки.
Дети исполняют логопедические частушки.
Не понять никак нам Сашу,
Ведь во рту у Саши каша.
Но не гречка и не плов –
Эта каша-то из слов.Мы расселись по порядку,
Дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками,
А своими язычками.Звуки чётко произносим,
Слушаем внимательно.
И в тетрадях мы писать
Будем замечательно!Я читаю очень быстро,
В классе все гордятся мной.
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной!Я скажу вам по секрету
Про подруженьку свою,
Говорит теперь красиво –
Я её не узнаю!
Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису,
А теперь читаем сами
Про любовь и про луну!Я решила в воскресенье
Все заданья повторить.
Даже наша кошка Мурка
Научилась говорить!Вот закончились все муки,
Мне поставили все звуки.
На больничном побывал -
Половину растерял!Должен каждый офицер
Говорить отлично “Р”!
Ведь иначе он солдат
Не построит в ровный ряд.
Поют все дети.
Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали!
Логопед: - Чтобы красиво выговаривать звуки речи, нужно язык и губы сделать послушными. Давайте вместе с ребятами 1 класса вспомним сказку “В гостях у бабушки с дедушкой”.
Логопед: | Дети показывают упражнения. |
- Толстые внуки приехали в гости. | “Толстячки” надули щёки. |
- С ними худые, лишь кожа да кости. | “Худышки” втянули в себя щёки. |
- Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. | “Улыбка”. |
- Поцеловать они всех потянулись. | “Трубочка”. |
- Утром проснулись – почистили зубы: влево и вправо, внутри и снаружи. |
“Чистим зубы”. |
- Блюдца поставят – положат блины нам. | “Лопаточка”. |
- Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо. | “Дуем на лопаточку”. |
- Блинчик жуём. | “Жуём блинчик”. |
- Следующий блинчик - с вареньем закусим. | “Вкусное варенье”. |
- Чашки поставим, чтоб чаю налили. | “Чашечка”. |
- Вкусный был завтрак – мы губки оближем! | “Оближи губки”. |
Логопед: - Нам очень понравилось, как вы выполняли гимнастику для губ и язычка. Спасибо! На логопедических занятиях дети выполняют не только артикуляционную гимнастику, но и дыхательную, и пальчиковую.
Упражнение №1 “Мыльные пузыри” для выработки правильной воздушной струи.
- Приглашаем на сцену 4 участника. Нужно подуть так, чтобы было много мыльных пузырей. Зрители считают пузыри. Дети выдувают мыльные пузыри по очереди.
Упражнение №2 “Шторм в стакане” для выработки правильной воздушной струи.
- А сейчас приглашаем на сцену 6 ребят. В стаканы разливаем лимонад. Через трубочку нужно подуть в стакан так, чтобы щёки не раздувались. У кого пузырьков будет много, тот молодец. Воду потом можно будет выпить через трубочку. С этим заданием все отлично справились. Молодцы!
Упражнение №3 “Кто быстрее надует воздушный шарик?”
Логопед: - Чтобы лучше говорить, надо с пальцами дружить! Давайте вспомним про наши пальчики. Их мы тоже тренируем на логопедических занятиях, чтобы они стали ловкими. А сколько у нас пальчиков на руках? Послушаем стихотворение о пальчиках и вспомним, как они называются.
Ребёнок - 1: Этот пальчик маленький – мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит, ни за что его не бросит!
Ну а этот – средний, длинный, он как раз посередине.
Ребёнок – 2: Этот указательный, пальчик замечательный!
Большой палец, хоть не длинный, среди пальцев - самый сильный!
Все вместе: - Пальчики не ссорятся, вместе дело спорится!
Игра “Волшебные пальчики”
Логопед: - Как вы думаете, что умеют делать наши пальчики?
- Держать карандаш, ручку, ложку, вилку.
- Красиво рисовать и писать.
- Строить из мозаики, конструктора.
- Лепить из глины и пластилина.
- Зашивать и вышивать.
- Зашнуровывать ботинки.
- Заплетать косичку, завязывать бантики.
- Значит они волшебные. Умелыми детские пальчики становятся не сразу, их нужно тренировать. А что ещё могут наши маленькие пальчики?
- Набрать номер телефона. Как?
- Подозвать к себе.
- Пригрозить. Приласкать.
- Попрощаться.
- Быстро пролистать страницы.
- Сказать: “Здорово”.
- Сказать: “Победа”.
Игра №1 “Ловкие пальчики”. Дети должны повесить бельё на верёвку с помощью прищепок, а затем его собрать в корзину для белья.
Игра №2 “ Надуй шарик с помощью ручного насоса”.
Игра №3 с буквами “Чудесный мешок”. Угадать букву на ощупь и придумать слово, которое начиналось бы с данной буквы.
Логопед: - Ещё на логопедических занятиях мы приучаем наши ушки хорошо слушать.
Игра “Угадай мелодию” (Проводится со всем залом.)
- Нужно прослушать мелодию песни и сказать с какого звука начинается песня.
Игра “Назови количество звуков в слове”.
Слова: кот, стул, пенал, бумага, ландыши, виноград, кукуруза, крокодилы.
Игра “Составь слово”.
Логопед: - нужно составить слова из слогов:
мед – ведь | ли – мон | зи – ма | порт – фель | иг – ра |
зем – ля | трам – вай | ка – ток | лу – на |
Песня “Игра”. (Исполняет вокальная группа.)
Логопедическая сценка “Звук Р”.
Чтобы мы могли дружить,
Нужно Р нам говорить.Попугай, петух, утёнок,
Кошка, ёжик, поросёнок _
Мы не можем петь, играть,
Если Р не будем знать!Логопед помог нам всем
Р сказали без проблем!Учим Р мы очень дружно
Этот звук знать очень нужно.
Правильно и без труда
Вставим Р в свои слова!
Поросёнок:
Хрю! Хрю! Хрю!
Хрю! Хрю! Хрю!
Р отлично говорю!
Утёнок:
Кря! Кря! Кря!
Кря! Кря! Кря!
Р я выучил не зря!
Ворона:
Кар! Кар! Кар!
Кар! Кар! Кар!
Звук Р мне – божий дар!
Ёжик:
Фыр! Фыр! Фыр!
Фыр! Фыр! Фыр!
Р мне сладок как зефир!
Петух:
Ку – ка – ре – ку!
Ку – ка – ре – ку!
Со звуком Р я петь могу!
Кошка:
Мур! Мур! Мур!
Мур! Мур! Мур!
Звук Р – такой гламур!
Попугай:
Ура! Ура! Ура!
Ура! Ура! Ура!
Р мне нужен неспроста -
Я людей смешу с утра!
Все:
Говорим мы всем вокруг -
Этот звук теперь наш друг!
Логопед: - Ребята, мы надеемся, что вы поняли, как важно говорить правильно и понятно. Любите русский язык, слушайте красивую речь и сами говорите только хорошие и понятные слова. Спасибо всем за внимание, за участие. До встречи в будущем году!