Цель: Осознание учащими сложности процесса памяти и его взаимосвязи с другими компонентами психики человека.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Работа с понятиями: память, объем памяти, забывание, двигательная память, эмоциональная память, образная память, словесно-логическая память, непроизвольная и произвольная память, кратковременная и долговременная память.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Беседа с учащимися.
В беседе подвести учащихся к тому, что в процессе обучения и развития человек получает большое количество информации об окружающем мире, которую он использует в течение всей жизни и хранится она в нашей памяти. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.
Дается определение понятия “память”. (Слайд №1,2,3,4)
Память - это психологический процесс, который лежит в основе формирования опыта человека, его речи, мышления, знаний, двигательных навыков.
Качественным показателем, позволяющим оценить продуктивность запоминания, является объем памяти.
Объем памяти - это количественный показатель сохраняющегося в памяти или воспроизведенного материала. (Слайд №5)
Учащимся предлагается определить объем памяти. (см. Приложение 1 и слайд №6)
Обсуждение результатов теста.
2. Беседа с учащимися.
В беседе подвести к тому, что наша память освобождается для новой информации с помощью естественного процесса- забывание. Процесс забывания происходит во время сна. В это время мозг сохраняет свою активность и конкретную, оперативную информацию переводит в обобщенные представления о предмете, явлении и т.д., где выходят на первый план его существенные признаки, стираются частные особенности.
Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание. (Слайд №7,8)
Обсуждение с учащимися пословицы: “Утро вечера мудренее”. Беседа о том, как необходимо плодотворно использовать утренние часы для умственной работы и бережно относиться к ночному сну. (Слайд №9,10)
3. Беседа с учащимися о видах памяти.
Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому формы ее проявления многообразны. Деление памяти на виды связаны с особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения.
Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
1) по характеру психической активности преобладающей в деятельности;
2) по характеру целей деятельности;
3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом деятельности).
1. По характеру психологической активности преобладающей в деятельности относят виды памяти – двигательный, эмоциональный, образный, словесно-логический.
Даются определения видов памяти.(Слайды №11-16)
Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Этот вид памяти служит основой формирования различных практических и трудовых навыков (например, ходьба, письмо и т.д.). Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде.
Эмоциональная память - это память на чувства. Чувства выступают как сигнал, побуждающий к действию человека или удерживающий от действия его. Способность сопереживать, сочувствовать другому человеку, герою книги и т.д. лежит в основе эмоциональной памяти. “Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастьи, - у вас есть память на чувствование, или эмоциональная память”- К.С.Станиславский. (Слайд №17)
Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, на звуки, запахи, вкусы. Она бывает: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.(Слайды №18-22)
Словесно-логическая память - содержанием такой памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка и могут быть воплощены в различную языковую форму. Словесно-логической памяти отводится ведущая роль в усвоении знаний человеком в процессе обучения. (Слайд №23)
2. Беседа с учащимися о произвольной и непроизвольной памяти.
В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.(Слайд №24)
Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы такую цель ставим, говорят о произвольной памяти.
3. Произвольное запоминание- это специальное действие, направленное на сохранение определенной информации в определенном виде, на определенный срок.
Осваивая какой-либо материал, мы должны соотносить задачу запоминания с требованием предстоящего воспроизведения. Если мы не можем вспомнить, причиной отказа является не “плохая” память, а отсутствие установки на воспроизведение.
При работе с материалом необходимо осуществить отбор информации для запоминания и воспроизведения. В деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. К приемам организации памяти можно отнести способы запоминания.
4. Беседа с учащимися о том, как можно лучше запомнить что-либо.
Способы запоминания можно разделить на две группы:
- мнемотехнические, где материал не подлежит смысловому анализу или требуется специальное заучивание;
- приемы, связанные с интеллектуальной работой над материалом.
Мнемотехнические приемы:
- способ группировки (Слайд №25);
- ассоциативный (Слайд №26).
Ко второй группе отнесем способы:
- ключевые слова(ключевые слова отражают смысл отрывка и логически связаны между собой (Слайд №27);
- прием повторения(повторение через определенные промежутки времени) (Слайд №28).
Существуют требования, без которых невозможна продуктивная работа памяти: наличие мотивации, заинтересованности, умения видеть и наблюдать.
Учащимся предлагается обсудить план для лучшего запоминания какого-либо текста. (Слайд № 29-30 ).
Дается текст для запоминания (практическое задание).
Обсуждение результатов.
5. Беседа с учащимися о классификации видов человеческой памяти; делении памяти по времени сохранения материала.
Даются определения кратковременной и долговременной памяти(Слайд №31,32).
Для кратковременной памяти длительность удержание информации не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется неполный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Долговременная память предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено.
III. Обобщение.
1. Память - один из важных психических процессов, позволяющих человеку сохранить, закрепить и воспроизвести впечатления об окружающем мире. Это способность, которая необходима для накопления знаний, формирования умений и навыков для успешной работы, приобретения жизненного опыта.
2. Основные функции памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение информации) различны по своей структуре, исходным данным и результатам, и потому, что у разных людей развиты неодинаково.
3. Для улучшения памяти следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта.
IV. Домашнее задание: Учащимся предлагается запомнить текст с использованием приема повторения по определенному плану. Учащимся рекомендуется принять участие в играх-упражнениях на развитие памяти: “Кораблик”, “Передай чувство”, “Живое зеркало”, “Испорченный телефон”, “Описание картины”, “Передай жест”.(см. Приложение 2).
Список литературы.
- Грановская Р.М.Элементы практической психологии.- СПб.: Свет, 2000.
- Корчуганова И.П., Сиялова И.А. Психология познания и творчества (8 класс): Учебно-метод.пособие.- СПб .: ЛОИРО, 2002.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Ответственный редактор Кудряшов А.Ф. – Петрозаводск : Издательство “Петроком”, 1992.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х книгах. Книга 1. Общие основы психологии.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
- Общая психология. Учебник для студентов педагогических институтов. Под редакцией Проф. Петровского А.В. – М.: Издательство “Просвещение”, 1977.
- Психологический словарь. Под редакцией Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – М.: “Педагогика – Пресс”, 1996.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д.: Издательство “Феникс”, 1996.
- Тарабаркина Л.В. Практикум по курсу “Психология человека”: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Педагогическое общество России, 1998.
- Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. Общение. Память. – М.: Издательство “Генезис”, 2005.