Урок истории по теме "Конституция России"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: Познакомить учащихся с Конституцией России, как основным нормативно-правовым актом нашей страны.

Задачи:

  • Продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом
  • Рассмотреть понятие “Конституция”, “правовой статус”, “гражданство”.
  • Познакомить учащихся с основными статьями Конституции РФ.
  • Расширить правовой кругозор обучающихся, привить навыки коммуникативной и интерактивной деятельности.
  • Воспитывать сознательную гражданскую позицию, чувства уважения к государственным символам и основному закону страны

Формы и методы обучения Методы: наглядный, частично – поисковый, практический. Методы контроля: устный, письменный (тесты) Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

ХОД УРОКА

Объяснение нового материала.

Орг. Момент.

Мотивация.

Китайский философ 4 в. до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек который согласился проделать эту операцию - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему, действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян обучил общинников доверять законам.

Вопросы классу:

1. Как вы думаете о чем эта притча?

2. В чем ее смысл?

3. Как вы думаете о чем сегодня пойдет разговор на нашем уроке?

Тема нашего урока - "Конституция РФ - Основной Закон государства".(слайд 1)

Презентация 1

Нам необходимо узнать, что такое конституция, какое место среди других законов она занимает, каковы ее признаки, из каких разделов она состоит; какова главная цель Конституции? Мы познакомимся с ее отдельными статьями. Ответим на вопрос - Почему необходимо знать Конституцию своего государства?

Приложение 2

Итак, Конституция, в переводе с латинского, означает - устройство, установление.(слайд 2)

Современные конституции определяют, как устроено общество и государство, как образуются органы государственной власти, каковы права и обязанности граждан, какова символика государства и многое другое.

Смысл и предназначение конституций в современном понимании состоит в том, чтобы обеспечить необходимое ограничение власти, закрепить и защитить права граждан, сбалансировать интересы всех слоев общества. И в этом смысле конституция выступает как бы текстом "общественного договора", который заключается между гражданами и государством и регламентирует его деятельность. Конституция может быть принята только при согласии подавляющего большинства населения путем голосования на референдуме.

Понятие - референдум (слайд 3), запишите в рабочий лист определение.

В нашей стране конституция появилась в 20 веке, и поэтому, мы можем назвать ее достаточно молодой. Но истории известны и более ранние документы, которые приравнивались к конституциям, либо это были сами конституции.

Послушаем историческую справку (из истории Конституций),

Учащийся:

Долгое время человечество не испытывало потребности в таком юридическом документе, каким является Конституция. Первая Конституция была принята в США в 1787 году.

В России попытки создания Конституции предпринимались на протяжении всего XIX века. Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам П. Пестелю и Н. Муравьеву.

Следующая попытка создания Конституции была предпринята в период правления Александра II – царя-реформатора. Во время его правления было отменено крепостное право, проведены земская, военная, судебная реформы. В те же годы комиссией под руководством графа М. Лорис - Меликова был разработан конституционный проект, который так и не был принят.

Следующий крупный шаг на пути к Конституции в России был сделан уже в XX в. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест “Об усовершенствовании государственного порядка”, по которому народ получал политические и гражданские права и свободы, а страна – новый законодательный орган – Государственную думу.

Потом были четыре советские Конституции:

  • 1918 г. – Конституция РСФСР
  • 1924 г. – Конституция СССР
  • 1936 г. – “сталинская” Конституция
  • 1977 г. – “брежневская” Конституция.

Но многие положения этих законов не работали. А 12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации – первая Конституция демократической России.( слайд 5)

Вы не раз слышали, что Конституцию называют Основным Законом государства. Как вы думаете, почему?

Это значит, что все остальные законы государства должны ориентироваться на ее содержание, соответствовать ее положениям. Конституция является основой всего законодательства, всех правовых актов. Она представляет собой совокупность зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил (законов, определявших основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положение личности в государстве). Если какой-то закон противоречит конституции, то он становится антиконституционным.(слайд 6)

Предлагаю рассмотреть Конституции РФ (которые лежат на столах у учащихся) и определить структуру документа (слайд № 7)

Он состоит из краткой вступительной части и двух разделов: 1 - содержит 9 глав и 137 статей; 2 - содержит 9 положений.

Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ и прочесть ст. 1

- Как вы поняли основные положения этой статьи?

А давайте вспомним:

1. Какие бывают формы правления? (Республика, монархия)

2. Какие бывают формы государственного устройства? (унитарное, федерация, конфедерация)

3. Какие бывают политические режимы? (демократический, тоталитарный, авторитарный)

Все мы живем на территории своей страны, мы любим свою Родину изучаем ее историю, потому что мы граждане Российской Федерации

- Что значит быть гражданином России?

Прочтите ст. 6 Конституции РФ

Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

- “ Почему мы стали гражданами России?” (Потому что родились здесь, потому что, родители граждане России. В гражданство могут и принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Документ, подтверждающий гражданство РФ – паспорт. У вас у всех есть такой документ? Он выдается гражданам России в 14 лет.)

- давайте сформулируем определение “гражданин”? Вы уже встречались с этим понятием при изучении темы Путь к демократии в Афинах, и знаете что гражданами в Афинах являлись не все жители (кто являлся?) те кто родились, а в нашем государстве как можно стать гражданином?

Ребята помните, что в ст. 1 указывается на то, что Россия Федеративное государство? А кто знает что такое федерация? (слайд что такое федерация)

теперь давайте убедимся что Россия действительно федерация, откройте статью 65 и докажите, что Россия федерация и состоит из равноправных субъектов?

- Пользуясь статьей 65 Конституции РФ заполните схему типы субъектов Российской Федерации (Учащиеся изучают ст.65 Конституции РФ и делают записи в тетради Республики – 21, Края -9, Области - 46, Города федерального подчинения – 2, Автономная область –1, Автономные округа – 4).

- “А в каком субъекте живем мы?”

Откройте ст. 1 и прочтите еще раз пункт первый, что такое федеративное государство мы разобрали, а что такое правовое государство? (определение правовое государство -демократическое государство, деятельность которого основана на праве и где созданы условия обеспечения естественных прав человека)

- давайте посмотрим, а в нашей конституции в каком разделе определены права и свободы граждан, (оглавление)

Изучите главу 2 “Права и свободы человека и гражданина” и составить схему “Классификация основных прав и свобод”. 

Классификация прав и свобод

Конституции РФ ст. 20-29, (личные права), ст.30-33 (политические права), ст.34-44(социально-культурные и экономические) заполняют Основные права человека и гражданина, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. На работу 3 мин.

  • наше государство является республикой и во главе стоит президент, откройте оглавление, найдите в какой главе отражены полномочия президента.
  • вместе прочитать ст.80 п.1.2.(первое предложение)
  • откройте ст. 83 и заполните схему “Полномочия президента”.

Итак, мы рассмотрели некоторые положения Конституции (права, обязанности человека, основы конституционного строя, деятельность президента). На следующем уроке мы рассмотрим статьи о, федеральном собрании, судебной власти, местном самоуправлении.

А теперь вернемся к вопросу, поставленному в начале урока - Что же такое Конституция? Какое место она занимает среди других законов? Какова основная цель Конституции? Почему необходимо знать Основной Закон своего государства?

нам имеющим права и свободы их наличие кажется естественным, но было время, когда в России не было конституции и люди боролись за принятие такого закона и порой ценой своей жизни. Вспомните из истории автора конституции Русская правда П.Пестеля казнили вместе с другими декабристами. Поэтому вы должны ценить что у нас есть права и свободы и государство гарантирует соблюдение прав ст.2)

Рефлексия