Цели:
- Обучающие: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей России: познакомить с географическим положением зоны степей, климатом, животным и растительным миром.
- Развивающие: Развивать речь учащихся, обогащать и усложнять ее словарный запас; развивать умение работать с географической картой; развивать мышление учащихся; умение наблюдать, рассуждать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения.
- Воспитательные: Способствовать развитию познавательного интереса к данной теме; продолжить роботу по экологическому воспитанию; владеть навыками совместной деятельности; соблюдать нормы поведения; воспитывать в себе умение оценивать собственную деятельность и деятельность своих одноклассников на уроке.
Оборудование: учебник, карта природных зон, гербарий растений, Красная книга, карточки, плакаты заповедника “Даурский”, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
>Тип урока: Изучение нового материала.
Структура урока:
Этапы: организационный, подготовительный, введение в урок, контроля и самоконтроля, итог, домашнее задание.
Единица содержания образования: умение определять природную зону России - степь в соответствии с определенными признаками (по разным основаниям).
Гранина знания-незнания: учащиеся знают, что проживают в степной зоне, знакомы с растительным и животным миром, деятельностью людей, с экологическими проблемами нашей местности.
Должны знать: географическое положение зоны степей России, ее особенности, растительный и животный мир, деятельность людей, цепи питания, экологические проблемы.
Должны научиться: применять полученные знания на практике.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дети и учитель приветствуют друг друга словами “Я рада видеть вас”, “Мы рады видеть вас”.
Учитель: Нас сегодня ждет дорога, а узнать нам надо много, так возьмемся же, ребята, скорее за работу! Наше научное общество собралось в полном составе? Географы, биологи, экологи здесь? Начинаем заседание.
2. Подготовительный этап. Актуализация опорных знаний.
Цели: мотивировать учащихся к учебной деятельности на уроке. Определение содержательных рамок урока. Развивать устную речь учащихся. Развивать умение работать с географической картой: повторить название ранее изученных природных зон России, некоторые сведения о РФ; развивать умение рассуждать.
Определение границ знания-незнания.
Учитель: Уважаемые заседатели научного общества! В какой природной зоне существуют следующие цепи питания: (слайд 2)
а) ягель —> олень —> волк
б) грибы —> белка —> куница
в) водоросли —> рачки —> морж
Учитель: Спасибо за работу, вы очень хорошо с ней справились.
Какие природные зоны России вы уже знаете? По какому алгоритму мы изучали природные зоны России? Вспомните таблицу (слайд 3)
Знаю | Узнаю |
Россия |
|
- Название природной зоны | |
- Географическое положение | |
- Климатические условия | |
- Животный мир | |
- Растительный мир | |
- Цепи питании | |
- Занятие населения | |
- Экологические проблемы |
Таким же образом мы будем работать по вновь изученным природным зонам. Мы повторили все, что необходимо для дальнейшей работы. Как вы думаете, какую учебную задачу мы будем решать сегодня? Каким образом?
3. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Совершенно верно, сегодня мы познакомимся еще с одной природной зоной России. А вот о какой зоне будем говорить, вы узнаете из стихотворения Ивана Захаровича Сурикова (слайд 4). Откройте учебники на странице 139, я буду читать стихотворение, а вы следите за моим чтением и мысленно представляйте услышанное. (Звучит музыка, учитель читает стихотворение “Степные просторы” Сурикова).
Представили? Поделитесь впечатлениями (ответы детей).
Так какую природную зону воспел в своем стихотворении И.З. Суриков? (ответы детей). Тема нашего урока: “Природная зона – степь”. Каждая группа заседателей научного общества провела большую исследовательскую работу по этому вопросу и выступит сейчас со своими сообщениями.
4. Этап применения самостоятельно полученных знаний.
Цели: научиться применять полученные знания на практике; уметь наблюдать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся. Владеть навыками совместной деятельности: аргументировать свою точку зрения: воспитывать в себе умение оценивать собственную деятельность и деятельность своих одноклассников на уроке.
Учитель: Сейчас географы расскажут нам о географическом положении зоны степей, климатических условиях, заполнят таблицу.
Географы. Степи на карте России показаны жёлтым цветом и расположены они южнее зоны лесов, занимают сравнительно небольшую территорию, находятся в умеренно-тепловом климате. Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше (слайд 5, 6, 7). Лето долгое, засушливое +25°С, +30°С, жара может достигать до +40°С. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют ветры, иногда переходят в пыльные бури. Зима длинная, часто суровая, снега выпадает мало (слайд 8). Заполняют таблицу.
Учитель: Спасибо географам за работу, биологи расскажут о растительном и животном мире зоны степей.
Биологи. Весна в степи - чудесное время. Земля ещё напитано снеговой влагой. Степь оживает, покрывается цветущим ковром (слайд 9). Летом, когда становится жарко, растительный покров меняется. Теперь в степи можно встретить злаковые растения: типчак, ковыль, полынь (слайд 10, 11, 12). Растениям хорошо живется в степи, где много тепло и света, но к жизни каждое из них приспосабливается по-разному. Одни из них имеют узкие листья, что позволяет экономить влагу, имеют длинные корни, они лучше удерживают и собирают влагу: например, типчак, волосенец, житняк. У других образуются клубни луковицы, где лучше сохраняются растительные вещества: тюльпаны, ирисы, дикий лук. У некоторых растений жесткие листья и волоски на стеблях для снижения испарения: острогал, мордовник, чабрец, (гербарий).
Учитель: Спасибо биологам. Хочу задать вопрос: в степной зоне почти не растут деревья, как вы думаете, почему? (ответы детей). Совершенно верно, вот в нашей местности только уникальная сосна Крылова смогла приспособиться к необычному климату, растет и дает потомство. Мы обязаны беречь наш Цасучейский сосновый бор, красоту и гордость Ононского района, (плакат заповедника “Даурский).
Продолжим. Сейчас выступит вторая группа биологов. Они расскажут о животном мире степной зоны.
Биологи. Богат и разнообразен животный мир степей. В густой траве живет множество насекомых: кузнечики, кобылки, шмели, бабочки, богомолы (слайд 13, 14, 15). Если много насекомых, значит, много и птиц: серая куропатка, стрепет, полевой жаворонок, степной жаворонок, дрофа, журавль-красавка и другие (слайд 16, 17, 18). Птицы устраивают гнезда прямо на земле (слайд 19). Здесь же обитают мелкие животные: сурок, мышь-полевка, тушканчики, суслики, хомяки (слайд 20, 21). А если есть птицы, мелкие грызуны, то и будут хищники: степной орел, ястреб, степная гадюка, степной хорек (слайд 22, 23).
Физкультминутка.
Учитель: Давайте отдохнем. Полетаем ястребом, попрыгаем, как прыгает тушканчик, встанем прямо как суслики, подвигаем нижней челюстью и глазками как хомячки. Молодцы, садитесь!
Учитель: Спасибо биологам за содержательный рассказ. Вопрос: как вы думаете, почему в степной зоне не водятся крупные животные, а в основном только мелкие? (ответы детей). Совершенно верно, крупным животным надо много пищи, им негде скрываться от врагов, так как травянистый покров невысок, а зимой им нужно какое-то укрытие от суровых морозов, а в степи его трудно найти. А теперь дадим слово экологам.
Экологи. Мы приготовили небольшую сценку “Встреча”. У вас есть 2 карточки синего и зеленого цвета, где составлены цепи питания, но только в одной из них правильно составлены, а в другой - нет. Послушайте внимательно сценку, подумайте и выберите правильную карточку. Нужно будет доказать правильность своего выбора.
Автор. Жаркий летний день. Далеко протянулась степь. Как серебряное море колышется ковыль. Высоко в небе парит орел, высматривая себе добычу. Вот он удаляется, превращается в черную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка. Они не боятся друг друга, тушканчик растениями питается, а куропатка - насекомыми.
Тушканчик. Наконец-то орел улетел. А то я боялся по степи пробежать.
Куропатка. Я тоже орла боюсь, два часа голодная сижу. Только я не пойму, тебе-то чего орла бояться, ты вон как быстро бегаешь?
Тушканчик. Я для того и быстро бегаю, чтоб он меня не поймал.
Куропатка. А кто у нас еще быстро в степи бегает?
Тушканчик. Сайгак, дзерен (слайд 24).
Куропатка. Ой, смотри, дрофа бежит, умора! Ноги длинные, а летает кое-как.
Тушканчик. Это она разбегается долго, а летает не так уж и плохо.
Куропатка. Настоящая птица высоко летать должна. То ли дело я - серая куропатка, или журавль-красавка, или степной жаворонок.
Тушканчик. Или орел.
Куропатка. Не говори мне про орла, он высоко поднимется, а потом оттуда на всех бросается. Нет, настоящая птица так не поступает.
Тушканчик. Вон, смотри, кузнечик поскакал! Куропатка. Это не кузнечик, а кобылка. У кузнечиков усики длинные, а у кобылки коротенькие. Кузнечики насекомыми питаются, прямо как я, хоть и сами насекомые, а кобылки - растениями.
Автор. И куропатка погналась за кобылкой, а тушканчик поскакал туда, где люди пшеницу посеяли. Будет у него вкусный обед!
5. Контроль и самоконтроль.
Цели: организовать самопроверку учащимися умения применять знания на конкретных примерах; зафиксировать достижения индивидуального успеха.
№1
- Растения - тушканчик - орел.
- Растения - кобылки-куропатки - орел.
- Растения - насекомые-кузнечики-куропатки - орел.
№2
- Тушканчик - орел - растения
- Кобылки - растения - куропатки - орел.
- Растения – насекомые - куропатки - кузнечики - орел.
Учитель: Покажите мне карточки с правильным ответом, Хорошо, молодцы! У всех в руках зеленые карточки. Докажите правильность своего выбора (ответы учеников).
Экологические проблемы степей.
Экологи. Многим растениям и животным степной зоны грозит полное исчезновение. Главная причина - распашка земель (слайд 25). Теплое и солнечное лето, черноземы позволяют людям выращивать богатые урожаи пшеницы, кукурузы, подсолнечника и другие культуры (слайд 26). Другая причина - это выпас скота. Скот вытаптывает и выщипывает траву (слайд 27). Поэтому многие растения и животные занесены в Красную книгу. Но, пожалуй, самым страшным бедствием для растений и животных стенной зоны являются пожары. Они не щадят никого, и уцелеть от огня не может никто: ни птицы, ни звери, ни растения (слайд 28). И рвется цепь питания: сгорят растения, погибнут насекомые, погибнут мелкие птицы, погибнут крупные птицы-хищники. Главным виновником пожаров является человеческий фактор, поэтому будьте бдительны, находясь в поле, в степи, в лесу! Не разводите костров, не бросайте горящие спички. От этого зависит не только наша жизнь, но и существование братьев наших меньших!
6. Итог на рефлексивной основе.
Цели: зафиксировать умение определять природную зону - степь в соответствии с разными основаниями. Оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников на уроке.
Организация учебного процесса на 6 этапе:
- Тема нашего урока?
- Какова была учебная задача нашего урока?
- Удалось ли ее решить? Докажите.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке с учетом участия на каждом этапе урока? Объясните.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- С каким настроением вы работали?
7. Домашнее задание.
Цели: отработать умение составлять устный рассказ о природной зоне России - степи в соответствии с планом.
Организация учебного процесса на 7 этапе: (слайд 29)
Составить устный рассказ о природной зоне России - степи в соответствии с планом. Учебник страница 139-145.
Список литературы.
1. Макарова О.В. Организация проектной деятельности детей во внеурочное и урочное время // Современный урок: начальная школа, 2010. № 5. С. 61-67.
2. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
3. Сорокина М.В. Развитие познавательного интереса на уроках по предмету "Окружающий мир" // Современный урок: начальная школа. 2010. № 5. С. 74-80.