Класс – 7
Тип урока – изучение нового материала
Вид урока – пресс-конференция с использованием презентации
Слайд №3
Цели:
Образовательные – создать представления о своеобразии и уникальности природы материка, опираясь на общие землеведческие знания учащихся, подвести их к объяснению причин своеобразия природы, способствовать пониманию взаимосвязи всех природных компонентов и необходимости их охранять.
Развивающие – развивать познавательный интерес с помощью самостоятельного изучения дополнительного материала, развивать умения оформлять полученный материал в виде презентаций.
Воспитательные – формировать бережное отношение к природе, и ее богатствам, умение организованно работать в коллективе, формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и ученика в процессе самостоятельного группового обучения школьников.
Слайд № 4
Оборудование: мультимедийный экран, проектор, компъютер, презентация Microsoft PoverPoint “ Антарктида – прошлое, настоящее, будущее”
Актуальность темы – данный урок способствует лучшему пониманию актуальности проблем окружающей среды и природных ресурсов на каждом материке.
Педагогические технологии – перспективно-опережающего обучения, ИКТ.
Метод – исследовательской деятельности
Ступень обучения –II
Раздел – II, тема “Антарктида” соответствует тематическому планированию по географии 7 класса.
Подготовка к уроку начинается за 3 недели. Класс разбивается на группы по 5-6 человек и выбирает вопрос для самостоятельного изучения.
- 1 группа геоморфологов рассматривает тектоническое строение Антарктиды древней и современной, изучает особенности рельефа и полезные ископаемые.
- 2 группа гляциологов и гидрологов изучает особенности покровного оледенения и подледных внутренних вод , их значение для человека и влияние человека на них.
- 3 группа климатологов изучает климат древней и современной Антарктиды
- 4 группа экологов изучает видовой состав флоры и фауны и приспособления их представителей к природным условиям, влияние на них человека.
- 5 группа геофизиков объясняет какими методами и приборами исследуется подледная часть материка.
Задание групп разбивается с помощью учителя на отдельные вопросы для каждого участника, ответ выполняется в виде небольшого реферата, который проверяется учителем. Затем в группе выбирается докладчик, который пишет общий реферат. Параллельно создаются отдельные слайды, которые затем войдут в общую презентацию.
Организационно работа распределена следующим образом:
Первая неделя – работа с литературой, вторая – написание индивидуальных работ и слайдов. третья – составление общего реферата и презентации с помощью учителя.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Пресс- конференция.
Деятельность учителя – направлять ход урока, оказывать необходимую помощь в затруднительных вопросах.
Деятельность учащихся – прослушивание устных сообщений докладчиков с демонстрацией слайдов, формулирование вопросов к сообщениям из других групп (журналисты).
Слайд № 5. Выступление начальника экспедиции: мы совершили комплексную экспедицию в Антарктиду. Цели, поставленные нами были следующие:
познакомиться с природой и природными ресурсами материка, дать им оценку, выявить зависимость компонентов природы друг от друга, спрогнозировать последствия деятельности человека на этом материке и обосновать необходимость природоохранных мер в Антарктиде.
Слайд № 6,№ 7 Выступление геоморфологов : изучая рельеф Антарктиды мы пришли к следующим результатам работы: в отличие от всех континентов Антарктида представляет собой как бы двуслойный пирог. Верх его сложен из льда, фундамент – из изверженных и осадочных пород, как и любой другой континент. Значит, и изучать надо две поверхности, два рельефа – льда и подледного ложа.
Слайд № 8,9 В далеком прошлом Антарктида входила в состав южного материка Гондваны. Тектоническое строение представлено древней платформой на востоке и областью новой складчатости на западе. Поэтому подледный рельеф отличается разнообразием. Выделяют следующие формы рельефа:
Слайд № 10 - Антарктические Анды —горная система, расположенная в западной части Антарктиды. По структуре она схожи с южноамериканскими Андами..В непосредственной близости к хребту находится и наиболее глубокая впадина подлёдного рельефа Антарктиды — 2555 м. Материковая отмель Антарктиды лежит ниже, чем у других материков (на глубине 400-500 м). . Высшая точка хребта — гора Маркем (4572 м).
Слайд №11,12 - Трансантарктические горы протянулись вдоль западной окраины плиты по границе с Западной Антарктидой через весь континент от восточного берега моря Уэдделла к берегу моря Росса Западная Антарктида – зона вулканизма, протянувшаяся от острова Росса до Антарктического полуострова Это свидетельствует о горообразовательных процессах материка..На полуострове Росса расположен вулкан Эребус.
Слайд № 13 Интерес представляет такая форма рельефа, как нунатак — полностью окруженный льдом скалистый пик, горный гребень или холм, выступающий над поверхностью ледникового покрова или горного ледника
Слайд №14 В восточной платформенной части находится обширное понижение – равнина Шмидта. Ее большая часть находится ниже уровня моря и скрыта под мощным ледниковым покровом. В общем рельеф восточных районов представляет собой высокое плато, покрытое льдом.
Слайд № 15 Вывод: таким образом, рельеф Антарктиды представлен различными формами – горами, возвышенностями, равнинами, низменностями, надежно укрытыми мощным слоем векового льда. Недра обладают запасами каменного угля, медной руды, свинца, молибдена.
Вопрос класса: каким образом происходит исследование подледного рельефа Антарктиды?
Выступление геофизиков: Исследование подледного рельефа начинается с гор. Это те формы, которые частично выступают из-под ледяного панциря, а там, где они близко подходят к поверхности, находят свое сглаженное отражение в формах ледника.
Если главной трудностью в изучении рельефа ледяного купола являются климатические условия, затрудняющие проведение геодезических работ и залетов с аэросъемкой, то для изучения подледного рельефа надо научиться еще видеть сквозь лед. Это может только геофизика. Поэтому ей принадлежит основное слово о строении Антарктиды. Конечно, есть еще метод бурения, посредством которого определяют глубину до каменных пород и по добытому керну (образцу горной породы, извлеченной из скважины) изучают их характер. Но бурение на большие глубины, да еще в условиях Антарктиды – метод дорогой и сложный, и с его помощью определяют толщину льда и состав пород лишь в весьма ограниченном числе точек.
В первые годы исследования Антарктиды для определения толщины льда и характера подледного рельефа широко применялся комбинированный гравитационно-сейсмический метод. С помощью этого метода были составлены первые карты подледного рельефа. Однако позже на смену пришел более точный и более производительный метод радиоэхозондирования, основанный на отражении от каменного ложа радиоволн, возбуждаемых специальным передатчиком. Эта аппаратура может быть установлена даже на самолете, и тогда вдоль трассы полета получаются точный профиль подледного рельефа и профиль поверхности ледника.
Слайд № 16 Выступление гляциологов: мы ставили перед собой следующие цели:
- изучить особенности покровного оледенения и возможность его использования в будущем как источника пресной воды;
- изучить подледные водоемы, особенно озеро Восток как самое уникальное на планете;
- определить степень влияния человека на внутренние воды материка.
Но для начала зададим вопрос аудитории- какими видами будут представлены внутренние воды на материке?
Слайд №17,18 Антарктида - территория покровного оледенения. Общий объем материкового льда составляет, по одним данным, 24 млн км3, т. е. 90 % всего современного оледенения Земли, по другим — значительно больше. В ледяном покрове Антарктиды заключено 80 % всей пресной воды планеты. Поверхность материкового ледяного щита покрыта толщей снега, под которой залегает фирн (это плотно слежавшийся перекристаллизовавшийся многолетний снег, т е промежуточная стадия между снегом и глетчерным льдом), а уже на большой глубине — глетчерный лед.(лед, возникающий из снега).
Слайд №19 Самый длинный ледник – ледник Ламберта (ширина 64 км, длина 700 км).Температура внутри льда очень низка — она исчисляется десятками градусов ниже 0°С.
Слайд№20 Это так называемые шельфовые ледники, о которых уже говорилось выше. Они окаймляют примерно половину берегов Антарктиды, иногда достигая огромных размеров. В южной части моря Уэдделла находятся шельфовые ледники Фильхнера и Ронне. Самый большой шельфовый ледник покрывает южную половину моря Росса.и носит название Росса, его площадь 542344 кв км - площадь Испании).
Слайд № 21. Огромные глыбы материкового льда уносятся течениями от берегов Антарктиды в виде айсбергов. льды тают, и их кромка отступает на юг почти к самому материку.Обломки материковых ледников или шельфового льда (айсберги) бывают в Антарктике двух типов — столовые и пирамидальные.
Столообразные айсберги достигают огромной площади и сравнительно небольшой высоты надводной части — всего несколько десятков метров при длине в десятки километров (были встречены айсберги длиной 120 и даже 167 км). В марте-апреле 2002 г. от ледяного щита Антарктиды отделился айсберг длиной более 70 км, что тоже является большой редкостью и рассматривается как одно из доказательств современного потепления климата.
Слайд № 22 Пирамидальные айсберги имеют обычно значительно большую высоту (до 400-500 м) и меньшие линейные размеры.
Существование отдельных антарктических айсбергов может длиться до 10 лет и более. Количество их очень велико, и они представляют большую опасность для плавания, особенно во время снежных бурь и туманов Исследования ледяного покрова Антарктиды показали, что он существует уже примерно 20 млн лет, претерпев за это время периоды уменьшения и увеличения. Сейчас состояние его можно назвать стабильным, так как расход льда на образование айсбергов компенсируется его пополнением за счет атмосферных осадков
Слайд № 23. В периферической полосе оледенения есть свободные от льда площади, которые получили название антарктических оазисов. Эти оазисы, занимающие иногда сотни квадратных километров, окружены со всех сторон льдом. На их поверхности в летнее время снега нет и даже встречаются не покрытые льдом озера талой воды. Вывод: Таким образом Антарктида обладает огромными запасами пресной воды.
Вопрос класса: Но ведь пресная вода содержится в ледниках. Как же их можно использовать?
Слайд № 24 Выступление гидрологов: проект транспортировки айсбергов в страны с засушливым климатом начал разрабатываться еще в XX веке. Для решения этой проблемы предлагалось 2 способа.
1. Размельчение айсберга на месте, погрузка образовавшейся ледяной крошки в танкеры и дальнейшая транспортировка к месту назначения. Плюсом этого метода является то, что в таком случае не приходится волноваться по поводу таяния – образовавшаяся вода будет надежно плескаться в танкере. Явный минус – это дороговизна. Если перевозить танкерами нефть еще и выгодно, то воду – вряд ли. Экономически эффективным этот способ может сделать только глобальный дефицит пресной воды по всему миру.
2. Транспортировка айсбергов к берегам “нуждающихся территорий” и последующее “разделывание”. Этот вариант возник несколько десятков лет назад. Первоначально планировалось везти айсберги, окутанные предотвращающей таяние пленкой, с помощью буксиров к берегам Африки, Австралии или Южной Америки. Однако основная проблема в том, что при такая транспортировка происходит крайне медленно, и, по расчетам, к месту назначения прибудет только десятая часть первоначального айсберга. В настоящее время в помощь к буксирам планируется привлечь силу океанических течений и разработать такие маршруты, которыми айсберги доставлялись в минимально короткие сроки с минимальными же затратами.Первые айсберги уже были таким образом транспортированы в Кувейт.
Слайд № 25 Но кроме изучения способов использования пресной воды из айсбергов, нас интересовали подледные водоемы Антарктиды. Текучих вод в Антарктике почти нет. Имеются только подледниковые потоки, местами впадающие в море. По окраинам материка летом можно встретить водоемы со стоячей водой. В оазисах есть соленые и пресные озера, чаще всего бессточные, а иногда со стоком в море Обширные озера встречаются в центральных районах континента под ледниковым щитом. В 1996 году южный материк удостоился внимания сразу нескольких стран. В США был учрежден официальный Научный комитет антарктических исследований .С помощью мощного радара, установленного в Колумбийском университете, и спутниковой связи, буквально “прощупать” каждую возвышенность скважину в Антарктиде. К своему удивлению, американские исследователи обнаружили, что как раз под российской антарктической станцией “Восток” зияет пустота - огромный участок шириной 31 и длиной 155 миль.
У подледного озера Восток, как показали исследования, площадь поверхности сравнима с площадью озера Онтарио в Северной Америке, но глубина в три раза больше. Отделенное от солнечного света двумя милями ледовой твердыни, антарктическое озеро - это царство вечной темноты и сильного мороза. Ученые выяснили, что температура воды в подледных озерах составляет -3 градуса по Цельсию, - на поверхности вода уже перешла бы в другое состояние. Здесь жидкое состояние поддерживается из-за сокрушительного веса полярной ледяной плиты: при таком давлении температура замерзания существенно ниже нормы. К тому же на дне озеро более теплое, чем поверхность, - это немного поднимает общую температуру воды. Как показывают результаты термического сканирования поверхности, температура воды в озере весьма высокая - примерно от 10 до 18 градусов по Цельсию, что явно свидетельствует о подземном источнике тепла. А вот ближе к ледяной границе она уже опускается до -3,2. Российские полярники приостановили бурение: скважину заполнили шестьюдесятью тоннами керосина и фреона, чтобы предотвратить размораживание. Оказалось, что бур остановился в каких-то 150 метрах от поверхности озера - если бы лед просверлили насквозь, могло не поздоровиться не только уникальной экосистеме, но и самим бурильщикам. Непонятный лед, с которым столкнулись полярники “Востока”, оказался не чем иным, как примерзшей к основанию медленно мигрирующего ледника озерной водой. Эти образцы помогли выяснить несколько особенностей антарктического озера Восток.
Слайд № 26 В его пресной воде чрезвычайно низок уровень солей. А вот содержание кислорода почти в 50 раз выше, чем в обычной озерной воде: кислород в воду доставляют постепенно опускающиеся слои льда. По расчетам ученых, в Востоке аномально высокое давление, около 300 атмосфер, - под этим давлением кислород распадается более интенсивно. Если бы полярники пробурили ледяную шапку озера насквозь, то из скважины забил бы настоящий фонтан древней воды, освобожденной от сверхдавления. Столь непригодной к жизни воды ученые еще не видели на поверхности планеты. Сегодня ученые больше склоняются к тому, что в озере Восток и других подледных водоемах живут совершенно уникальные организмы: миллионы лет изоляции экосистемы могли породить действительно причудливых существ.
Слайд № 27 Самый оптимальный на сегодняшний день путь - это использование криобота. В 2001 году НАСА проводила на Южном полюсе испытания специализированного зонда-робота “глубоколедного бурения”.
Действовать криобот должен так. Струя кипятка расплавляет толщу льда на глубину 3,5 километра. Затем робот останавливается и ждет, пока скважина снова замерзнет. Потом сам себя стерилизует и расплавляет оставшийся до озера путь.
Слайд № 28 Несмотря на все исследования, раскрыта лишь малая часть тайн самого загадочного озера на Земле. И, как утверждают специалисты, погружение в его таинственные воды и воды других водоемов возможно лишь через десять лет.
Слайд 29 Вывод: в покровном оледенении содержится 80% прессой воды на Земле, которая может быть использована странами с дефицитом пресной воды; подледные водоемы представлены уникальными реками и озерами, нуждающимися в комплексном изучении и охране.
Слайд № 30 Выступление климатологов: Наличие такого мощного оледенения объясняется конечно же суровыми климатическими условиями.
Слайд № 31 Миллионы лет назад экосистема шестого континента была совсем иной. Климат был скорее умеренным: это было торжество дикой природы и буйство зелени. Но начали свой дрейф континенты: раскололся материк, далеко уплыли будущие Австралия и Южная Америка. Теплые воды начали группироваться вдалеке от современной Антарктиды. Лишенный теплых течений, которые смягчили бы климат, континент начал остывать: там, где прежде росли трава и деревья, все было покрыто толстым слоем льда.
Слайд № 32 Нигде на Земле не наблюдается такого постоянства низких температур в течение всего года и нигде не зарегистрированы столь низкие температуры, как на Антарктическом материке. Основополагающим фактором является географическое положение.Большую роль в формировании климата не только самой Антарктиды, но и большей части южного полушария играет материковое оледенение, представляющее собой величайший в мире источник холода. Ледяная поверхность Антарктиды обладает огромной способностью отражать солнечные лучи. В течение длинного полярного дня суммарная радиация над материком приближается к экваториальной, но 90 % ее отражается обратно в атмосферу. Зимой в течение нескольких месяцев над внутренними районами Антарктиды господствует полярная ночь. Все это обусловливает резко отрицательный радиационный баланс материка.
Слайд № 33 Соседство ледяного массива с относительно теплыми океаническими бассейнами создает в южном полушарии условия для усиленной циркуляции атмосферы в течение всего года. Над ледниковым покровом Антарктиды существует Антарктический максимум, связанный с постоянным и сильным охлаждением воздуха над поверхностью льда. Над окружающими Антарктиду водными бассейнами почти всегда господствуют низкая облачность, туманы, сильные ветры и снегопады. Во внутренних частях материка, особенно в его восточном секторе, летом преобладает ясная и солнечная погода с очень низкой температурой, но еще более низки температуры в зимнее время .
Слайд № 34 Советскими исследователями на станции Восток была зарегистрирована рекордно низкая температура — -88,3 °С. На станции Пионерская, средняя июльская температура составляла -50 °С, средняя августовская -52 °С. Есть места со средней июльской температурой -60...-70 °С, а январской ниже -20 °С. Летом повышения температуры на 3... 4 °С выше 0 °С бывают связаны с ясной погодой, наблюдается очень.
Слайд №35 , 36
Вывод: суровость климата объясняется причинно- следственными связями географическим положением, покровным оледенением и взаимодействием суши и океана, что делает Антарктиду самым суровым материком. Человеку для длительного пребывания на материке т ребуется хорошая физическая подготовка.
Вопрос класса. А как приспособились живые организмы к экстремальным условиям существования в Антарктиде?
Слайд № 37 Выступление экологов. Ученые давно установили, что растения и животные существуют не сами по себе, а в тесной зависимости от условий окружающей среды и других организмов. Эту зависимость и изучает экология. Нас интересует влияние на различные организмы отдельных элементов среды обитания( света, температуры, влажности, почвы, ветра), популяции, обитающие на отдельных пространствах, биоценозы, состоящие из популяций разных видов
При изучении материка мы ставили перед собой следующие цели: выявить черты приспособления живых организмов к суровому климату Антарктиды, оценить биологические ресурсы материка.
Слайд № 38, 39 1. Из наземных растений на самом материке встречаются только мхи, лишайники, низшие водоросли, бактерии. Наиболее богато представлены лишайники, которых насчитывается около 300 видов. Их можно встретить на всех свободных от льда участках суши. Лишайники имеют следующие приспособления: они плотно прикреплены к поверхности скал в виде корок, так, что отскоблить их можно только ножом. Таким образом они противостоят ветрам. Также они темного цвета, что позволяет им потреблять больше солнечного света и тепла.
Пресноводные водоросли селятся в летнее время в водоемах, а также на поверхности снега, подтаивающего летом под лучами солнца. Скопления микроскопических водорослей красного, зеленого и желтого цвета создают на поверхности красочные пятна. Колонии микроскопических зеленых водорослей издали напоминают лужайки.
Слайд № 40,41 Цветковых растений на материке нет. Южная граница распространения высших растений — 64° ю.ш. на Антарктическом полуострове. Там распространено до 10 видов низкорослых цветковых растений, в том числе злак щучка ( луговик) и гвоздичное колобантус с мелкими невзрачными цветками и бледно-зелеными листьями. Их приспособление к суровому климату - очень короткий период цветения. Местами они образуют маленькие луговинки.
Слайд № 42,43,44 2. Из млекопитающих многочисленны ластоногие . Они представлены различными видами настоящих и ушастых тюленей. Их приспособления к окружающей среде: толстый слой подкожного жира, что позволяет им выходить сухими из воды, тк жир смазывает шкуру и вода скатывается с нее не смачивая поверхность.
- Питание за счет моря пищей с высоким содержанием белка.
Из настоящих тюленей наиболее распространен тюлень Уэдделла, достигающий в длину 3 м. Он живет в полосе неподвижных льдов.
Слайд № 45,46.47 Другие виды тюленей встречаются главным образом на плавучих льдах. Это тюлень-крабоед и хищный тюлень-леопард со своеобразно окрашенной пятнистой шкурой. Самый крупный из тюленей — морской слон — в настоящее время в значительной степени истреблен, но все же его можно видеть иногда на побережьях субантарктических островов. Из представителей группы ушастых тюленей по окраинам Антарктики встречается морской лев, получивший такое название из-за хорошо выраженной гривы.
Слайд № 48 В антарктических водах водятся самые крупные из существующих в настоящее время млекопитающих — китообразные, которые делятся на усатых и зубатых китов. Среди усатых выделяются синие киты, финвалы, горбачи, сейвалы и настоящие киты. Самый крупный — синий кит, или блювал.
Слайд № 49 К зубатым китам Антарктики относятся кашалоты, бутылконосы и касатки. Последние представляют собой опаснейших хищников, снабженных большим острым спинным плавником — косачом, который может нанести серьезное ранение даже киту. Питаются усатые киты главным образом мелкими ракообразными, которыми очень богаты холодные антарктические воды. Их приспособления к окружающей среде:
- Питание белковой пищей (например крилем) (Слайд № 50)
- Быстрый рост потомства- например китенок синего кита в день потребляет 500 л молока в день и в сутки прибавляет 100 кг веса.
Слайд №51 Исключительно своеобразны птицы Антарктики. Все они живут у воды и питаются рыбой или мелкими морскими животными. Из них самые замечательные — пингвины — настолько приспособились к жизни среди вечных льдов у холодного моря, что полностью отказались от полетов, зато научились, прекрасно плавать под водой, охотясь за рыбой и крилем. Их приспособления к окружающей среде:
- крылья преобразованы в ласты, винтообразно вращающиеся во время плавания, что позволяет им плавать со скоростью до 14 км/ч.Также перья покрыты жиром и они не промокают в воде.
- яйца либо высиживаются постоянно (по очереди обоими родителями), либо откладываются на лапы и покрываются сверху складкой кожи, как у императорского пингвина.
- для сохранения тепла пингвины живут большими стаями.
Слайд № 52 Интересное приспособление существует у альбатроса – он часами планирует в бурных потоках океанского воздуха почти не шевелясь, искусно используя ураганные ветры.
Слайд № 53,54 У остальных птиц- поморника, буревестника – питание белковой пищей, формирование птичьих базаров- для сохранения тепла.
Слайд № 55 Вывод: животные и растения Антарктиды имеют ряд приспособлений к суровому климату . Несмотря на бедность флоры и фауны, Антарктида обладает биологическими ресурсами- рыбой, крилем. Однако добыча китов и тюленей должна строго контролироваться.
Слайд №56 Выступление начальника комплексной экспедиции: наша команда проживала на научной станции Беллинсгаузена- это самая маленькая станция, на ней работают 8 человек круглогодичного состава и 5 сезонных специалистов. Здесь ведется целый ряд исследований – наблюдения по метеорологии, физике атмосферы, гидрологии, биологии, экологии, ведется прием спутниковых изображений для анализа развития дрейфующих льдов.
Слайд № 57.58 В 2004 г был открыт православный храм, первый в Антарктиде.
Слайд № 59 Сейчас у России 5 научных станций: “Мирный”, “Прогресс”, “Новолазаревская”, “Беллинсгаузена” - на побережье, “Восток” - на материке. На них ведутся исследования по гляциологии, метеорологии, геофизике, экологии. Для желающих поработать существуют вакансии – врач, повар, инженер-механик, электрик. Требования – на научных станциях работают только мужчины, профессионалы, обладающие психическим и физическим здоровьем.
Слайд № 60,61 Дома на научных станциях строят либо на сваях, либо на прочном фундаменте, для намеренного ухода под снег. На станциях есть жилые дома, поликлиника, столовая, научные лаборатории, дизельная электростанция.
Все наши антарктические станции оборудованы спутниковой телефонной и электронной связью, на станциях Беллинсгаузен и Новолазаревская организован прием двух российских телепрограмм спутниковой системы "Москва глобальная". Участники экспедиций имеют возможность общаться со своими домашними по спутниковому телефону или электронной почте без ограничений. Обратная связь выполняется только через радиоцентр Арктического и антарктического НИИ в Санкт-Петербурге.
Слайд № 62В чем заключаются условия жизни человека в Антарктиде? Какие действующие на человека факторы можно считать неблагоприятными? Можно ли говорить об ограниченном воздействии сурового антарктического климата на человека?, В то же время наблюдения показывают, что полярники проводят вне помещений относительно небольшую часть времени, главным образом летом. Однако наиболее тяжело переносятся низкое атмосферное давление и недостаток кислорода. По мнению врачей, пребывание человека, особенно в центральных районах Антарктиды, следует ограничивать одним годом, что не исключает возможности повторить зимовку через два-три года. В чем заключаются особенности антарктических поселков? В чем особенности психологического состояния полярников? Какие причины могут на него влиять?
Слайд №63 Сейчас полярнику почти не страшен холод, совершенно не грозит цинга — жесточайшая опасность, подстерегавшая первых исследователей, есть постоянная радиосвязь, из Антарктиды можно даже... позвонить по телефону (правда, не из автомата со льдины, но все-таки позвонить в полярный радиоцентр в Москву, куда заранее приглашаются родственники).
Слайд № 64 Выводы экспедиции: 1.Антарктида обладает следующими видами природных ресурсов: минеральными, водными, биологическими.
Слайд № 65/66 Одной из главных проблем современности является прогнозирование изменения климата Земли. Возможность таяния ледникового щита Антарктиды и связанное с этим повышение уровня Мирового океана, расширение “озоновой дыры”, повышенная активность солнечно-земных связей и ряд других природных особенностей Антарктики определяют широкий круг исследований, которые ведутся в Антарктике различными странами. В Антарктике фактор человеческого влияния на климат сведен к минимуму и в связи с этим проведение там регулярных наблюдений дает возможность без особых искажений получить данные об изменении климатических характеристик под влиянием естественных факторов.
Сейчас высоко над Антарктидой в озоновом слое образовалась дыра размером вдвое больше Европы. Озон, видоизмененный кислород, защищает землю от вредного ультрафиолетового излучения, разрушительно действующего на глаза и вызывающего рак кожи. Из-за повышения уровня радиации исследователи в Антарктиде вынуждены защищать кожу от солнца и надевать солнцезащитные очки со специальными отражательными стеклами. Время покажет, в какой мере радиация влияет на живую природу Антарктиды.
3.Живая природа Антарктиды очень хрупка и ранима. Во-первых, из-за немногочисленности компонентов экологической системы природа в Антарктиде очень чутко реагирует на любые вмешательства. Во-вторых, растения растут так медленно, что след человека, оставленный на мху не исчезает и через десять лет. Поврежденные или ослабшие растения оставлены на милость сильных антарктических ветров, способных разрушить все сообщество растений. В-третьих, на распад продуктов жизнедеятельности в условиях чрезвычайного холода уходят годы. В-четвертых, люди случайно могут занести микроскопические формы жизни, чуждые для этого изолированного и беззащитного континента. И наконец, туристы и ученые чаще всего посещают прибрежные районы, которые больше всего подходят для жизни растений и животных.
Слайд № 67 Поэтому приняты следующие меры:
В 1959 г. был подписан договор об Антарктиде, так в статье 1 договора зафиксировано обязательно использовать Антарктиду исключительно в мирных целях. Там запрещено строить военные базы, проводить военные манёвры, испытывать любые виды оружия. Статья 5 запрещает проведение в этом районе ядерных взрывов как в военных, так и в мирных целях, а также захоронение радиоактивных отходов. Статья 11 провозглашает свободу научных исследований, что позволяет любой стране организовывать научные станции и вести научные наблюдения
Слайд № 68 Это хрупкий континент – наступайте с осторожностью!инаходят укрытия от врагов и непогоды.
4. Поурочный вывод: таким образом, Антарктида – материк со многими загадками прошлого и настоящего и его природные ресурсы, возможно, будут использованы в будущем.
5. Домашнее задание. Параграф 49, ответить на вопросы:
1. Сравнить приспособленность растений и животных к природным условиям других материков.
2. Сравнить ресурсообеспеченность Антарктиды и других материков.