Классный час на тему "И на солнце бывают пятна…"

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цели:

  • улучшение психологического климата в классе;
  • создание условий для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным,различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе,мировоззрению);
  • повышение уровня коммуникативной культуры учащихся;
  • развитие способности адекватно и более полно познавать себя и других людей.

Задачи:

  • развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
  • содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и уважительно к себе относиться;
  • формировать представление о понятиях толерантной иинтолерантной личности;
  • продолжить формирование классного коллектива.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Форма проведения: диалог, круглый стол.

Ход занятия

I. Разминка.

Добрый день, ребята, мои дорогие шестиклассники!

Предлагаю начать наше общение с разминки.

Игра “Мозаика”.

Нам нужно разделиться на 3 команды. Я разрезала 3 открытки. Каждый возьмите по одной детали. Вам нужно собрать эти открытки. Но есть условие: разговаривать, отвечать на любые вопросы нельзя.(музыка)

Рефлексия:

  • Трудно было справиться с заданием? Почему?
  • Всё ли получилось?
  • Чувствовали ли вы единение в своей группе?

Без диалога очень сложно понять друг друга, поэтому мне очень бы хотелось чтобы сегодня у нас получился продуктивный диалог.

Занимайте места, усаживайтесь поудобнее. (учащиеся сидят полукругом в центре класса)

II. Сообщение темы занятия.

Тема нашего занятия: “И на солнце бывают пятна…”. ( 1 слайд)

- Как вы понимаете эти слова?

- Прекрасное солнце, любимое наше светило имеет еле заметные пятна. Пятна – это недостатки. Мы видим недостатки у других людей, говорим им об этом. Пытаемся их изменить. Давайте послушаем притчу о Рабби Зусси.(Рассказывает подготовленный ученик.)( 2 слайд)

Притча.

Рабби Зусси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зусси – такой маленький. Тогда Зусси решил изменить свою семью. Но семья у Зусси такая большая, одних детей десяток. Так Рабби Зусси добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.

Вопросы для беседы:

  1. Как вы поняли притчу?
  2. Какой вывод вы сделали для себя?
  3. Есть ли у вас недостатки? Кто вам о них говорил?
  4. Хотели бы вы изменить себя?

Вывод: человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире и согласии с собой и окружающими, быть счастливее.

- Что такое счастье в вашем понимании?

- Какого человека можно назвать счастливым?

На пути к счастью человек может допускать ошибки. Нужно только их во время заметить, исправить и больше не совершать.

Вы, наверное, слышали поговорку: “Ошибок не совершает тот, кто ничего не делает”. Предлагаю вам послушать стихотворение В. Берестова. (читает подготовленный ученик) (3 слайд)

* * *

Однажды человек ошибку совершил,
Напуганный, не знал, куда деваться,
И, дорожа спокойствием души,
Поклялся вообще не ошибаться.

Чтобы не споткнуться, он замедлил шаг,
Чтобы не забыться, спорить не решался,
А собственное мнение прятал так,
Что, собственно, без мнения остался.

Он никому на свете не мешал.
Его встречали вежливой улыбкой.
Ошибок он уже не совершал.
Вся жизнь его теперь была ошибкой.

Вопросы для беседы:

  • Что произошло с героем данного стихотворения?
  • Почему поэт пишет: “Вся жизнь его теперь была ошибкой?”
  • Как бы вы поступили на месте героя, совершившего ошибку в жизни?
  • Как вы воспринимаете указания на вашу ошибку, замечания взрослых? Замечания друзей?

Вывод: Нужно учитьсявовремя замечать свои ошибки, быть терпеливым, слушать замечания взрослых, пытаться понять себя, принять других и стараться в дальнейшем избегать ошибок. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

“Лишь та ошибка, что не исправляется.”

III. Определение понятий:

“поступок”, “понятие себя”, “принятие себя” в ходе дискуссии и рассказа классного руководителя.

Вопросы для беседы:

В жизни человек совершает множество поступков. Объясните, что такое поступок?

(поступок – совершенное человеком действие.Поступать определенным образом – действовать, решаться на что-нибудь).

Всегда ли взрослые и сверстники понимают и принимают ваши поступки как верные? Отчего это зависит?

(Часто наши действия не принимаются другими из-за того, что мы не умеем доказывать правильность своих действий.Такое непонимание возможно из-за того, что не умеем общаться, не решаемся заявить о своем взгляде.).

Были ли в вашей жизни случаи, когда ваше действие было не понято и не принято окружающими, хотя вы его считали верным? Как вы поступили в этой ситуации?

Микровывод: взаимодействие с миром зависит от отношения к себе. Для того чтобы добиться этого необходимо понимать и принимать себя, уважать свое мнение.

Понять себя – узнать свои сильные и слабые стороны, определить, насколько ты готов жить в обществе людей. Человек постоянно сопоставляет себя с другими, изучает их поведение и делает выводы о себе и своих действиях. Однако всегда ли человек делает правильные выводы о себе?

IV. Введение понятий “толерантная личность” и “интолерантная личность”.

Игра “Волшебная лавка”

– Я предлагаю вам представить, что существует волшебная лавка, в которой есть необычные вещи: терпение, чувство юмора, чуткость, доброжелательность, доброта, уважение, сострадание, понимание, прощение.

Вы можете выбрать качества, которые вам по вкусу. А теперь возьмите свои покупки и попробуйте дать определение человека, обладающего всеми этими качествами. (4 слайд)

– Теперь вы точно будете знать, какие качества нужно приобрести, чтобы стать толерантным человеком. Человек, обладающий такими качествами, является толерантной личностью.

– А какие качества ещё остались в лавке?

Человека с данными качествами можно назвать интолерантной личностью.

– Посмотрите ещё раз на эти характеристики. Всё ли вам понятно?

– Подумайте, какие качества есть у вас?

– Есть ли у вас качества из правой колонки?

– К кому чаще всего мы испытываем нетерпимость? Почему?

– Были ли в вашей жизни случаи, когда вы были нетерпимы или к вам был кто-то нетерпим? Как вы себя чувствовали в той ситуации?

– Легко ли быть терпимым к своим недостаткам, ошибкам? Почему?

(6 слайд) Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

(7 слайд) Интолерантнаяличность – личность, нетерпимо относящаяся к людям, непохожим на неё.Интолерантность (нетерпимость) может начинаться от невежливости и раздражительности, а заканчиваться уничтожением людей.

(8 слайд) Толерантный путь - путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей, и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

(9 слайд) Интолерантный путь – представление человека о своей исключительности, низкий уровень воспитанности, чувство дискомфортности, существования в окружающей его действительности, желание власти, неприятие противоположных взглядов, традиций, обычаев.

– Как же справиться со своей нетерпимостью к некоторым школьным предметам, некоторым школьникам, братьям или сёстрам, окружающим? (11 слайд)

14 шагов к толерантности

  1. Желание быть толерантным.
  2. Стремление человека стать лучше. Постоянное саморазвитие (личностный рост).
  3. Умение ставить себя на место других.
  4. Не осуждать.
  5. Замечать мелочи и тонкости; замечать особенности ситуации;
  6. Расширять свой круг общения. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).
  7. Знакомиться с другими культурами, традициями: язык, рисунки, литература, архитектура; костюмы (одежда), кухня, музыка, танцы, песни.
  8. Наблюдать.
  9. Улучшить самоконтроль.
  10. Развить в себе умение молчать/слушать.
  11. Менять точки зрения.
  12. Сопереживать.
  13. Не зацикливаться.
  14. Быть активным.
  15. Не оценивать, а ценить.

Игра “Привет другу”.

Дети все вместе хлопают сначала себя по коленям, потом в ладоши, ведущий выставляет вперед большой палец правой руки и называет свое имя, затем большой палец левой руки и имя того, кому шлет привет. Тот в свою очередь поднимает палец правой руки, называет имя, потом палец левой и имя того, кому шлет привет. И так – пока все руки не будут подняты.

V. Обобщение.

– Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу “Ладная семья”.

“Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.”

– Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы это понимаете?

– Чтобы коллектив был сплоченным, нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо. Иными словами, дети, не обладающие толерантностью, оказываются вне коллектива.

Рефлексия в конце занятия:

  • Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии?
  • Что больше всего понравилось на занятии? Что запомнилось, произвело наибольшее впечатление?

Большое всем спасибо.

VI. Заключение.

(без комментариев)

“Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.”
Бернард Шоу