Литературное чтение на тему "Русские народные песенки". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


Основные цели урока:

  • Воспитание интереса к произведениям устного народного творчества.
  • Закрепление знаний об изученных малых формах устного народного творчества (сказка, скороговорка, загадка, пословица).
  • Формирование представления о песенках как жанре устного народного творчества.
  • Формирование навыка осознанного чтения.
  • Развитие речи, обогащение словарного запаса словами, которые дают представление о старине, о русском быте.
  • Формирование умения взаимодействовать в парах, группах, распределять роли.
  • Развитие диалогической и монологической речи.
  • Формирование позитивного отношения к чтению.

Оборудование к уроку:

Ход урока

I. Мотивация. - 3 мин

(Девиз урока - на доске частично текст пословицы – Приложение 3)

  • Закончите предложение, вставив подходящее по смыслу слово.
  • Прочитайте полученную фразу. Что это за предложение?
  • Давайте объясним смысл пословицы.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

(Работа на MacBook: впечатать пропущенное слово в пословицу – умение работать с текстовым редактором.)

И мы сегодня на уроке покажем уже имеющиеся знания и будем учиться добывать новые знания.

II. Актуализация знаний. – 10 мин

Отгадайте загадку.

Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот,
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать? (Радуга)

(Слайд 2)

- Как называется раздел учебника, с которым мы начали знакомиться на прошлом уроке?

(Слайд 3)

- О каких жанрах литературных произведениям мы говорили на прошлом уроке?

(На доске этикетки с названием жанров - ЗАГАДКА, ПОСЛОВИЦА, СКОРОГОВОРКА, СКАЗКА).

- Это произведения устного народного творчества.

(Слайд 4)

- Почему устное народное творчество сравниваются с радугой?

- Кто помнит, как одним словом можно назвать устное народное творчество.

- Кот учёный хочет проверить, знаете ли вы пословицы. Он просит вас собрать пословицы, которые рассыпались.

(Слайд 5)

- В народе говорят: “Один ум хорошо, а два лучше”. Вы будете работать в парах. Вспомним правила работы в парах.

(Дети читают правила работы в парах.)

(Слайд 6)

(Работа в парах на MacBook. – Собрать пословицы.)

Задание: соберите пословицы.

Не пером пишут, такова и работа.
Знай больше, лучше большого безделья.
Не спеши языком, а умом.
Маленькое дело говори меньше.
Каков мастер, спеши делом.

- Проверим как вы выполнили задание.

(Дети читаютпарами получившиеся пословицы: 1 ребёнок – начало, 2 – продолжение.)

Конечный результат.

Не пером пишут, а умом.
Знай больше, говори меньше.
Не спеши языком, спеши делом.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Каков мастер, такова и работа.

С каким жанром устного народного творчества вы сейчас работали?

Подберите эталон для определения этого жанра.

(На доске эталоны знакомых жанров народного творчества.Дети выбирают эталон.)

(Приложение 3 – эталоны жанров ПОСЛОВИЦА, ЗАГАДКА, СКАЗКА, СКОРОГОВОРКА)

Помогите заполнить нашу радугу жанрами устного народного творчества. Будем читать эталон и определять жанр литературного произведения.

(На эталоны помещаются этикетки с названием жанров фольклора.)

(Слайд 7)

(Работа с эталонами.)

1

1. Краткое изречение.

2. Законченное суждение или поучение.

3. Жанр - пословица.

2

1. Зашифрованное слово.

2.Описание предмета или явления.

3. Жанр – загадка.

3

1. Произведение с вымыслом.

2. Чему-то учит.

3. Жанр – сказка.

4

1. Трудно произносимые вместе слова.

2. Быстрая речь.

3. Жанр – скороговорка.

Наша радуга и эталоны помогут вам выполнить следующее задание. Задание вы будете выполнять в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

(Слайд 8)

(Дети читают по очереди по 1 правилу.)

Задание для работы в группах

Перед вами таблица с названиями жанров устного народного творчества:

ЗАГАДКА  
СКАЗКА  
ПОСЛОВИЦА  
СКОРОГОВОРКА  

(Слайд 9. Приложение 4: таблица для определения жанров; тексты для определения жанров)

И фрагменты из разных произведений (фрагменты напечатаны на бумаге разного цвета).

  • Жили-были дед и баба. Задумала баба испечь колобок.
  • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  • Зимой в поле лежал,
    А весной в речку побежал.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

- Вам надораспределить фрагменты произведений в таблицу в соответствии с жанром.

- Проверим, как вы справились с заданием.

(Представитель группы выходит к доске и предъявляет результат работы - заполненную таблицу.Выполняется проверка: дети по очереди зачитывают фрагмент произведения и называют вид жанра.)

III. Создание проблемной ситуации и постановка цели урока. – 7 мин

- Мы повторили всё, что сегодня пригодится на уроке, чтобы открыть новое знание.Думаю: вы успешно справитесь с этим.

- На нашей радуге - символе устного народного творчества ещё остались неоткрытые полосы. Предлагаю вам стать первооткрывателями.

- Сейчас вы услышитепроизведение устного народного творчества. Определите жанр этого произведения.

(Напевается текст колыбельной)

Ветер горы облетает, баю-бай,
Над горами солнце тает, баю-бай,
Листья шепчутся устало, баю-бай,
Гулко яблоко упало, баю-бай,
Подломился стебель мяты, баю-бай,
Жёлтым яблоком примятый, баю-бай,
Месяц солнце провожает, баю бай,
По цветам один гуляет, баю-бай.

- Кто может сказать, что сейчас прозвучало? Какой жанр этого произведения?

- На нашей радуге открывается ещё одна полоска – песенки.

(Слайд 10)

(На доске появляется этикетка ПЕСЕНКА.)

- Попробуйте объяснить свой ответ. Чем отличается песенка от других жанров?

- Давайте составим эталон для определения жанра “песенка”.

(На доске таблица для создания эталона и этикетки с признаками жанра.)

форма  
исполнение  
для кого  

Варианты ответов:

проза
стихи

для детей
для взрослых

самостоятельно
под мелодию

- Результат работы: эталон, созданный под руководством учителя (помещается на доску).

5 1. Стихотворная форма.

2. Мелодичность.

3. Для детей.

4.Жанр – песенка.

- С каким новым жанром фольклора мы будем знакомиться сегодня на уроке?

- С песенками.

(Слайд 10)

- С одной песенкой мы уже познакомились. Когда исполняли эту песенку?

- Кто знает, как называют песенки, которые поют ребёнку перед сном?

- Роль песенки – колыбельная.

(Слайд 11)

IV. Музыкальная физкультминутка. – 3 мин

А сейчас мы немножко отдохнём.

(Выполнение с учителем ритмичных движений под русскую народную песенку “Заинька”.)

Заинька, походи,
Серенький, походи,
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.

(Слайд 12. Приложение 2 - музыкальный файл)

(Слайд 13)

- Что звучало во время физкультминутки?

- К сожалению, автор этой замечательной песенки неизвестен.

- Кому же мы скажем спасибо за эту песенку?

(Слайд 14)

- Кто из вас может сказать: какова роль этой песенки?

- Песенка-потешка.

V. Изучение нового материала.

Знакомство с народными песенками. – 15 мин

- Вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке.

(Познакомиться с новым жанром народного творчества.)

- С каким новым жанром фольклора мы познакомились? (Песенками.)

- Какие песенки мы сегодня услышали? (Колыбельная, потешка.)

(Слайд 15)

- Вспомним, что помогает открывать новые знания? (Учебник, энциклопедия, можно спросить у родителей или учителя.)

- Предлагаю сейчас поработать с учебником по литературному чтению.

1. Чтение текстов песенок на с.29 (Работа по вариантам)

- Все ли было понятно при чтении?

- О чём говорит употребление этих слов, непонятных нам.

- Работа над словами: вёдрышко, пуще.

  • вёдрышко (вёдро) — летняя сухая погода
  • брызни пуще — брызни сильней

(Приложение 3 – словарная работа)

- Подумайте, когда и с какой целью могли исполнять эти песенки.

- Песенки-заклички.

- Обратите внимание: и к радуге-дуге, и к дождику дети обращаются как к живым существам. В древности жизнь людей напрямую зависела от природы. И люди представляли природу как живую. Поэтому и к растениям, и к явлениям природы обращались как живым. Так они проявляли свою любовь и уважение к тому, что их окружает.

(Слайд 16)

2. Чтение текстов песенок на с.30. (Работа по вариантам)

- Вспомните, какой народный праздник отмечается в конце зимы – праздник проводов зимы. (Масленица.)

(Слайд 17)

- Прочитаем песенки, которые исполнялись на масленичной неделе.

- Что узнали из песенки?

- Кто знает, о какой народной традиции поётся во второй песенке?

- Встреча птиц - жаворонки.

(Слайд 18)

- Что объединяет песенки, которые мы прочитали в учебнике? (Песенки-заклички.)

- С какой целью люди сочиняли песенки-заклички?

3. Обобщение.

  • С каким новым жанром фольклора мы познакомились на уроке?
  • С какими видами народных песенок мы познакомились?

(Слайд 19)

VI. Рефлексия. – 3 мин

  • Что нового вы сегодня узналина уроке? (Слайд 20)
  • Как вы думаете, нужно ли нам сохранять народные песенки? Почему?
  • Покажите смайликом оценку своей работы на уроке. Объясните свой выбор.

Благодарность за урок.

(Слайд 21)

Примечание: если в классе хорошо читающие дети, можно добавить ещё один этап урока в изучение нового материала (Приложение 5).