Основные цели урока:
- Воспитание интереса к произведениям устного народного творчества.
- Закрепление знаний об изученных малых формах устного народного творчества (сказка, скороговорка, загадка, пословица).
- Формирование представления о песенках как жанре устного народного творчества.
- Формирование навыка осознанного чтения.
- Развитие речи, обогащение словарного запаса словами, которые дают представление о старине, о русском быте.
- Формирование умения взаимодействовать в парах, группах, распределять роли.
- Развитие диалогической и монологической речи.
- Формирование позитивного отношения к чтению.
Оборудование к уроку:
- ПК, видеопроектор, музыкальный центр,MacBook по 1 на парту;
- презентация к уроку;
- страницы учебника (Приложение 1);
- музыкальный файл - русская народная песенка “Заинька, попляши” (Приложение 2)
- демонстрационный материал (Приложение 3);
- раздаточный материал для работы в группах (Приложение 4);
- дополнительный этап урока (Приложение 5).
Ход урока
I. Мотивация. - 3 мин
(Девиз урока - на доске частично текст пословицы – Приложение 3)
- Закончите предложение, вставив подходящее по смыслу слово.
- Прочитайте полученную фразу. Что это за предложение?
- Давайте объясним смысл пословицы.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
(Работа на MacBook: впечатать пропущенное слово в пословицу – умение работать с текстовым редактором.)
И мы сегодня на уроке покажем уже имеющиеся знания и будем учиться добывать новые знания.
II. Актуализация знаний. – 10 мин
Отгадайте загадку.
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот,
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать? (Радуга)
(Слайд 2)
- Как называется раздел учебника, с которым мы начали знакомиться на прошлом уроке?
(Слайд 3)
- О каких жанрах литературных произведениям мы говорили на прошлом уроке?
(На доске этикетки с названием жанров - ЗАГАДКА, ПОСЛОВИЦА, СКОРОГОВОРКА, СКАЗКА).
- Это произведения устного народного творчества.
(Слайд 4)
- Почему устное народное творчество сравниваются с радугой?
- Кто помнит, как одним словом можно назвать устное народное творчество.
- Кот учёный хочет проверить, знаете ли вы пословицы. Он просит вас собрать пословицы, которые рассыпались.
(Слайд 5)
- В народе говорят: “Один ум хорошо, а два лучше”. Вы будете работать в парах. Вспомним правила работы в парах.
(Дети читают правила работы в парах.)
(Слайд 6)
(Работа в парах на MacBook. – Собрать пословицы.)
Задание: соберите пословицы.
Не пером пишут, такова и работа. Знай больше, лучше большого безделья. Не спеши языком, а умом. Маленькое дело говори меньше. Каков мастер, спеши делом.
- Проверим как вы выполнили задание.
(Дети читаютпарами получившиеся пословицы: 1 ребёнок – начало, 2 – продолжение.)
Конечный результат.
Не пером пишут, а умом. Знай больше, говори меньше. Не спеши языком, спеши делом. Маленькое дело лучше большого безделья. Каков мастер, такова и работа.
С каким жанром устного народного творчества вы сейчас работали?
Подберите эталон для определения этого жанра.
(На доске эталоны знакомых жанров народного творчества.Дети выбирают эталон.)
(Приложение 3 – эталоны жанров ПОСЛОВИЦА, ЗАГАДКА, СКАЗКА, СКОРОГОВОРКА)
Помогите заполнить нашу радугу жанрами устного народного творчества. Будем читать эталон и определять жанр литературного произведения.
(На эталоны помещаются этикетки с названием жанров фольклора.)
(Слайд 7)
(Работа с эталонами.)
1
1. Краткое изречение.
2. Законченное суждение или поучение.
3. Жанр - пословица.
2
1. Зашифрованное слово.
2.Описание предмета или явления.
3. Жанр – загадка.
3
1. Произведение с вымыслом.
2. Чему-то учит.
3. Жанр – сказка.
4
1. Трудно произносимые вместе слова.
2. Быстрая речь.
3. Жанр – скороговорка.
Наша радуга и эталоны помогут вам выполнить следующее задание. Задание вы будете выполнять в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.
(Слайд 8)
(Дети читают по очереди по 1 правилу.)
Задание для работы в группах
Перед вами таблица с названиями жанров устного народного творчества:
ЗАГАДКА СКАЗКА ПОСЛОВИЦА СКОРОГОВОРКА
(Слайд 9. Приложение 4: таблица для определения жанров; тексты для определения жанров)
И фрагменты из разных произведений (фрагменты напечатаны на бумаге разного цвета).
- Жили-были дед и баба. Задумала баба испечь колобок.
- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
- Зимой в поле лежал,
А весной в речку побежал. - Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Вам надораспределить фрагменты произведений в таблицу в соответствии с жанром.
- Проверим, как вы справились с заданием.
(Представитель группы выходит к доске и предъявляет результат работы - заполненную таблицу.Выполняется проверка: дети по очереди зачитывают фрагмент произведения и называют вид жанра.)
III. Создание проблемной ситуации и постановка цели урока. – 7 мин
- Мы повторили всё, что сегодня пригодится на уроке, чтобы открыть новое знание.Думаю: вы успешно справитесь с этим.
- На нашей радуге - символе устного народного творчества ещё остались неоткрытые полосы. Предлагаю вам стать первооткрывателями.
- Сейчас вы услышитепроизведение устного народного творчества. Определите жанр этого произведения.
(Напевается текст колыбельной)
Ветер горы облетает, баю-бай,
Над горами солнце тает, баю-бай,
Листья шепчутся устало, баю-бай,
Гулко яблоко упало, баю-бай,
Подломился стебель мяты, баю-бай,
Жёлтым яблоком примятый, баю-бай,
Месяц солнце провожает, баю бай,
По цветам один гуляет, баю-бай.
- Кто может сказать, что сейчас прозвучало? Какой жанр этого произведения?
- На нашей радуге открывается ещё одна полоска – песенки.
(Слайд 10)
(На доске появляется этикетка ПЕСЕНКА.)
- Попробуйте объяснить свой ответ. Чем отличается песенка от других жанров?
- Давайте составим эталон для определения жанра “песенка”.
(На доске таблица для создания эталона и этикетки с признаками жанра.)
форма исполнение для кого
Варианты ответов:
проза
стихидля детей
для взрослыхсамостоятельно
под мелодию
- Результат работы: эталон, созданный под руководством учителя (помещается на доску).
5 1. Стихотворная форма. 2. Мелодичность.
3. Для детей.
4.Жанр – песенка.
- С каким новым жанром фольклора мы будем знакомиться сегодня на уроке?
- С песенками.
(Слайд 10)
- С одной песенкой мы уже познакомились. Когда исполняли эту песенку?
- Кто знает, как называют песенки, которые поют ребёнку перед сном?
- Роль песенки – колыбельная.
(Слайд 11)
IV. Музыкальная физкультминутка. – 3 мин
А сейчас мы немножко отдохнём.
(Выполнение с учителем ритмичных движений под русскую народную песенку “Заинька”.)
Заинька, походи,
Серенький, походи,
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.
(Слайд 12. Приложение 2 - музыкальный файл)
(Слайд 13)
- Что звучало во время физкультминутки?
- К сожалению, автор этой замечательной песенки неизвестен.
- Кому же мы скажем спасибо за эту песенку?
(Слайд 14)
- Кто из вас может сказать: какова роль этой песенки?
- Песенка-потешка.
V. Изучение нового материала.
Знакомство с народными песенками. – 15 мин
- Вспомним, какую цель мы поставили перед собой на уроке.
(Познакомиться с новым жанром народного творчества.)
- С каким новым жанром фольклора мы познакомились? (Песенками.)
- Какие песенки мы сегодня услышали? (Колыбельная, потешка.)
(Слайд 15)
- Вспомним, что помогает открывать новые знания? (Учебник, энциклопедия, можно спросить у родителей или учителя.)
- Предлагаю сейчас поработать с учебником по литературному чтению.
1. Чтение текстов песенок на с.29 (Работа по вариантам)
- Все ли было понятно при чтении?
- О чём говорит употребление этих слов, непонятных нам.
- Работа над словами: вёдрышко, пуще.
- вёдрышко (вёдро) — летняя сухая погода
- брызни пуще — брызни сильней
(Приложение 3 – словарная работа)
- Подумайте, когда и с какой целью могли исполнять эти песенки.
- Песенки-заклички.
- Обратите внимание: и к радуге-дуге, и к дождику дети обращаются как к живым существам. В древности жизнь людей напрямую зависела от природы. И люди представляли природу как живую. Поэтому и к растениям, и к явлениям природы обращались как живым. Так они проявляли свою любовь и уважение к тому, что их окружает.
(Слайд 16)
2. Чтение текстов песенок на с.30. (Работа по вариантам)
- Вспомните, какой народный праздник отмечается в конце зимы – праздник проводов зимы. (Масленица.)
(Слайд 17)
- Прочитаем песенки, которые исполнялись на масленичной неделе.
- Что узнали из песенки?
- Кто знает, о какой народной традиции поётся во второй песенке?
- Встреча птиц - жаворонки.
(Слайд 18)
- Что объединяет песенки, которые мы прочитали в учебнике? (Песенки-заклички.)
- С какой целью люди сочиняли песенки-заклички?
3. Обобщение.
- С каким новым жанром фольклора мы познакомились на уроке?
- С какими видами народных песенок мы познакомились?
(Слайд 19)
VI. Рефлексия. – 3 мин
- Что нового вы сегодня узналина уроке? (Слайд 20)
- Как вы думаете, нужно ли нам сохранять народные песенки? Почему?
- Покажите смайликом оценку своей работы на уроке. Объясните свой выбор.
Благодарность за урок.
(Слайд 21)
Примечание: если в классе хорошо читающие дети, можно добавить ещё один этап урока в изучение нового материала (Приложение 5).