Цель: формирование этических норм поведения в обществе и при общении друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
- Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность.
- Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- Формировать умение совместно работать в группе;
- Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.
Оборудование:
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор;
- Экран;
- Карточки с пословицами о доброте;
- Фонограммы песен “ “Ноктюрн” Ф. Шопена, “Твори добро” в исполнении Шуры.
- Бумажные цветы.
Ход классного часа
1. Организационный момент (слайд 1)
Учитель. Сегодня наше занятие мы посвятим очень важному, нужному качеству, без которого человек не может называться человеком. А какому качеству вы узнаете, когда составите слово.
Учитель. На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны в теплых тонах, и составьте из них слово.
Д О М Б Л Р К О С Т А (слайд 2)
Доброта (слайд 3)
2. Вводная беседа
Учитель: Наше занятие мы посвятим доброте и добрым делам и поступкам.
- Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение. Обратите внимание, как будет меняться интонация этого музыкального произведения.
Звучит "Ноктюрн" Ф.Шопена (слайд 4 )
Учитель. Ребята, вы обратили внимание, как менялась интонация музыкального произведения.
Вначале она была спокойная, затем все больше и больше набирала силу. Такова и жизнь человека. Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется качествами, которые необходимы ему для жизни.
Посмотрите на доску. Вы видите чистый лист бумаги. Сегодня мы попытаемся его заполнить теми качествами, которыми должен обладать добрый человек.
Учитель: - Что же обозначает слово доброта?
- Какого же человека можно назвать добрым? (ответы детей)
Учитель: Верно, добрый человек - .......
- это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти помощь,
- вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми,
- любит природу и бережёт её.
- Давайте сравним ваши высказывания с определением, которое можно прочесть в толковом словаре.
Доброта – (слайд 5)
- отзывчивость,
- душевное расположение к людям,
- стремление делать добро другим.
Учитель: Знаете ли вы, что слово “добро” - это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.
Вспомните некоторые из них:
3. Работа в парах (слайд 6)
Вам даны карточки, в них 2 столбика. Вы к началу пословицы должны подобрать продолжение, соединить стрелками.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Не хвались серебром, а хвались добром.
- Доброе слово лечит, злое калечит.
Учитель: - Теперь проверим (дети читают пословицы)
4. Поиграем в игру “Сказочный герой – добрый или злой?” (слайд 7-8)
Учитель: Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в сказках.
- Ребята, вы любите сказки? Значит, вы знаете, что в сказках встречаются злые герои и добрые.
- Сейчас мы поиграем в игру “Добрый или злой”
Игра. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.
Золушка Красная шапочка Дюймовочка Карабас-Барабас Баба-яга Мальвина Иван-царевич
5. Беседа о вежливых словах.
Учитель: Первый шаг к доброте – это доброе слово. Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова ещё называют “волшебные”.
- Какие добрые слова вы знаете? (Ответы детей)
Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.
Игра “Доскажи словечко” (слайд 9)
Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться ... (“Доброе утро!”)Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... (“Добрый день!”)Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)Растает ледяная глыба
От слова доброго ... (“Спасибо!”)Когда бранят за шалости,
Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)И во Франции, и в Дании говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)
Всем вам с большой любовью
Желаю... (Крепкого здоровья.)
Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.
Сценка “Случай в автобусе”
Учитель: - Как часто в жизни мы употребляем добрые (волшебные слова). Давайте с вами разыграем ситуацию, которую часто можно увидеть в жизни.
Мне понадобятся актеры (водитель автобуса, Витя, пожилая женщина, мужчина, пассажир автобуса)
- Актеры не забудьте, что вы должны смотреть на зрителей.
“Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу.
На останове вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: “Садитесь ...(пожалуйста)
Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему: ...(спасибо).
Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему ... (извините).
Мужчина улыбнулся и тихо произнес: “Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?”
- Представьтесь актеры. Давайте поблагодарим актеров за хорошую игру.
6. Выставка рисунков (слайд 10)
Учитель. Обычно, раскрывая понятие, мы берем предметную картинку и говорим, например: "Это книга".
- А можно ли изобразить доброту? (ответы детей)
Учитель. Но все-таки ваши сверстники попробовали на уроках рисования изобразить людей, которые совершают добрые поступки.
Учитель. - Посмотрите внимательно на эти рисунки.
- Какие добрые поступки совершают дети? (ответы детей)
Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе? (Ответы детей)
Какое чувство вы испытали делая доброе дело? (делать добро очень приятно и радостно).
7. Ларец добродетелей (слайд 11)
А теперь заглянем в ларец добродетелей. Как вы думаете, что там?
Чтобы узнать что там, нужно произнести заветные слова и хлопнуть в ладоши:
“Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться...”
- помогать там, где нужна моя помощь
- понимать другого
- заботиться о близких
- выручать друзей в беде
- не ссориться
8. Итог классного часа
Игра “Волшебный цветок добра”
Учитель. Давайте вернемся к нашему пока еще чистому листу бумаги. Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?
У каждого из вас лежит цветок. Напишите на его лепестках те качества, которыми должен обладать добрый человек.
Учитель: - Вот то, чему мы посвятили сегодняшнее занятие.
Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества. Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого человека. Заботьтесь о своем сад, наполняйте его добрыми словами и делами.
Я хочу закончить наше занятие призывом из песни "Твори добро" (СЛАЙД 12)
Звучит фонограмма песни
ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО! (СЛАЙД 13)