Интегрированное занятие в начальных классах по краеведению (окружающий мир + музыка) по теме "Природа Владимирской области"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: формирование у детей целостного эстетического представления об окружающей среде через сопоставление объективного мира и художественного.

Основные задачи урока:

  • пoзнакомить учащихся с природой Владимирской области;
  • ввести учащихся в мир музыки, навеянной образами природы;
  • формировать способности ребенка открывать для себя красоту окружающего мира;
  • гармонизировать внутренний мир ребёнка выразительными средствами музыки;
  • развивать нравственных и эстетических переживаний за сохранность природы родного края.

Оборудование и материалы:

  • аудиозаписи с голосами природы;
  • муз. инструменты: фортепиано, саксофон;
  • географическая карта Владимирской области;
  • рисунки животных;
  • рисунки, приготовленные учащимися, на тему бережного отношения к природе;
  • методический материал, представленный в плакатах и рисунках.

Ход занятия

1. Актуализация знаний

Звучит песня В. Толкуновой “Где ты появился...”

Е. Н. – Здравствуйте ребята, вы сейчас заходили в зал под звучание музыки, которая навеяна звуками и образами природы.

Г. А. - Вы, наверное, догадались о необычности нашей встречи. Поговорить с вами о природе нашего края пришла учитель музыки Е. Н. Тихонова.

Е. Н. - А необычность нашей встречи не в том, что вы совершите экскурсию в лес, к водоёмам, а в том, что со всем этим богатством нашего края мы постараемся увести вас в мир музыкальных звуков, которыми наполнена наша природа. И то, что вы сегодня услышите, поможет вам глубже понять красоту родного края, наслаждаться этой красотой и создавать новую.

2. Формулирование темы занятия

Г. А. – Великий русский поэт С. Есенин писал:

“Я думаю:
Как прекрасна земля
И на ней человек...”

Эти слова стали темой нашего занятия.

На уроках Окружающего мира мы знакомились с природой родного края. И сегодня мы отправимся в необычное путешествие, по ходу которого не просто поговорим о нашей природе, а понаблюдаем, как композиторы отражают её красоту посредством звуков. Вспомним то, как человек влияет на окружающий мир, и что он должен делать, чтобы сохранить его красоту. Итак, приготовьтесь, мы отправляемся...

3. Открытие новых знаний

а) Географическое положение Владимирской области

Послушаем 1 экскурсовода (слайды 2-3).

Уч.-1. – Владимирская область расположена в центре Европейской части России на юге Волжско-Окского междуречья в 80 км на восток от Москвы. Владимирская область протянулась на 170 км с севера на юг и на 280 км с запада на восток. Образована 14 августа 1944 года на территории существовавшей ранее Владимирской губернии. Площадь её равна 29 000 кв. км. Граничит с Московской, Ярославской, Ивановской, Рязанской и Нижегородской областями. Основными минеральными ресурсами области являются известняки, торф, строительные пески и камни, глина. Запасы торфа в размере 59 млн. тонн, основная их часть залегает в пределах Мещёрской низменности. На территории области встречаются естественные источники минеральных вод.

б) Водоёмы области

Г. А. – Если мы посмотрим на карту, то увидим множество голубых нитей. Что обозначается этим условным знаком?

У. – Голубым цветом на картах обозначаются водоёмы.

Г. А. - О реках нашей области нам расскажет 2-й экскурсовод (слайды 4-6).

Уч.-2. – На территории Владимирской области протекают сотни больших и малых рек, общей протяжённость более 8 000 км. Основные реки области – Клязьма и Ока. Клязьма – левый приток Оки. Берёт начало среди болот в Солнечногорском районе Московской области, впадает в Оку вблизи г. Горбатка Нижегородской области. Длина её 647 км. Клязьма – типичная равнинная река. Крупнейшие притоки Клязьмы – Воря, Киржач, Пекша, Судогда, Колокша. Русло реки очень извилисто. Один из таких изгибов мы видим у д. Крутово. Глубина реки 2-3 м, ширина в некоторых местах достигает 140-150 м. На территории области насчитывается более 300 озёр. Крупные –Урвановское(длиной 12 км ) и Виша(10 км). В водах наших рек и озёр водится около 30 видов рыб – это щука, лещ, окунь, язь, плотва и др. (слайды 7-8)

в) Связь природы с музыкой

Е. Н. – А теперь, ребята, давайте отвлечёмся от географической карты и цифр и попробуем понять, почувствовать то, что нас окружает в природе.

Стихия воды, земли, воздуха – одна из основ не только музыки, но нашего с вами мышления. А стихия воды – будь то маленький ручеёк, река или море – близка переживаниям, т.е. эмоциям человека, таким же неустойчивым и текучим, как вода. И потому, так часто, эта тема проникает в лирическую музыку. Сейчас вы послушаете музыкальную картинку, название которой я не буду говорить, вы потом определите его сами. Написал её композитор Е. Дога.

Но прежде чем послушать исполнение, посмотрите на эту смешную картинку. На ней человек, который слушает музыку. Во время её звучания он может:

1. Что-то видеть в ней, т.е. представлять зрительно какой-то образ;

2. Эмоционально переживать, т.е. чувствовать ее сердцем;

3. А может и просто прослушать и никак на неё не отреагировать.

Вот и вы, после внимательного прослушивания, постарайтесь определить, как восприняли музыку.

Далее звучит исполнение музыкального произведения на аккордеоне.

После исполнения:

Е. Н.. – Ребята, поделитесь с нами, кто что увидел, представил в звучании этой музыки? Что передают эти звуки?

У. – Мне это напоминает течение воды.

Е. Н. – А. какое это течение: мощный, бурлящий поток или тихое журчание воды?

У. – Тихое журчание.

Е. Н. – Значит, вы увидели, как бегущие звуки передают журчание воды. Коли мы знаем, о чем эта музыка, то и дадим ей название. Какие будут предложения?

У-1. – Тихая речка в деревне.

У-2. – Лесной ручей.

У-3. – Родничок.

Е. Н. – Вы очень близки к авторскому названию этой пьесы. Композитор ее так и назвал “Ручейки”.

Ребята, а кто из вас сердцем почувствовал, переживал эту музыку? Какое настроение она передала?

Варианты ответов учащихся: трепетное, нежное, печальное, тревожное.

Е. Н. – А какое слово ближе всего, подходит для определения характера, настроения музыки?

У. – Тревожное!

Е. Н. – Да, музыка действительно передает чувство тревоги за жизнь этого маленького ручейка, который сегодня течет на радость всему живому, а завтра его может и не быть.

Г) Проблема обмеления рек

Г. А. – С недавнего времени существует проблема – обмеление и исчезновение малых рек. Что приводит к этой проблеме? Что должен делать человек, чтобы решить эту экологическую проблему?

Ответы детей.

- Назовите вторую экологическую проблему, затрагивающую водоемы.

У. – Загрязнение.

Г. А. – Что мы должны делать, чтобы наши водоемы оставались всегда чистыми? Летом мы все любим отдыхать на берегах рек, озер. Давайте вспомним правила поведения отдыхающих у водоемов.

Ответы учеников.

д) Растительный и животный мир области

Г.А. – Ребята, вспомните, в какой природной зоне расположена наша область?

У. – Зона смешанных лесов.

Г. А. – Большая территория области занята лесами. Об этом нам расскажет третий экскурсовод.

3 экскурсовод: Наша область расположена в зоне смешанных лесов. Преобладают зоны с широколиственно-еловыми лесами (Гороховецкий отрог), сосновые леса в Мещёрской низменности, в Заклязьменском бору, широколиственные леса в Ополье. Богата и славится своей растительностью Мещёра. Здесь собирают малину, землянику, смородину, чернику, бруснику, калину, клюкву, грибы и лекарственные растения (багульник болотный, хвощ полевой, зверобой, мята, ландыш). В Красную книгу из видов, обитающих в области, занесены “венерин башмачок”, “надбородник безлистный” (слайды 9-12).

Животный мир области насчитывает 50 видов млекопитающих, среди которых волки, лисы, белки; 5 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных. Есть животные, занесенные в Красную книгу, например, выхухоль. На территории области насчитывается 216 видов птиц, среди которых тетерев, рябчик. В Красную книгу занесён гусь-пискун (слайды 13-16).

Г.А. – Мы были на экскурсии в музее природы в г. Владимир. Что вам запомнилось?

Высказывания учеников.

Г.А. – Всю эту красоту сохранили работники музея, которые с душой и любовью выполняют свою работу (слайд 17-19).

е) Экологическая ситуация в области

Экологическая ситуация в области в целом благоприятная. На юге области на территории Гусь – Хрустального района выделена территория под национальный парк “Мещёра”, памятник природы – озеро Исихра, часть федерального заказника “Клязьменский” (северо-восток Ковровского района), сохраняющего выхухоль и в целом природный комплекс поймы Клязьмы; федеральный заказник “Муромский” в пойме Оки. Охраняющий выхухоль и других животных, памятник природы озеро Виша (слайды 20-22).

Г. А. - Сейчас мы отправляемся в лес...

Ученик читает стихотворение В. Шульжик “Утренний лес”

Удивителен утренний лес,
Храм цветов и рогатых улиток!
Он как будто бы вылеплен весь.
Из тончайших серебряных ниток.
Паутинки звенят на весу.
И колеблются в розовом дыме,
Будто гусли оставив в лесу,
Гусляры не вернулись за ними.
И навеки забытые тут,
Пробужденные ветром рассвета.
Гусли тихо и грустно поют
Песню запаха, звука и цвета.

4.Физкультминутка

Звучит пение птиц утреннего леса.

Е.Н. – А сейчас, ребята, вы немного отдохнете. Закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что вы очутились в прекрасном лесу. Вы слышите звуки природы – это натуральные звуки, без звуков цивилизации. Они успокаивают и наполняют энергией. Когда отступает ночь, просыпаются сверчки, насекомые и птицы своим многоголосьем оглашают наступление нового дня. Это пробуждение леса.

ж) Исполнение музыкальных произведений учащимися

Е. Н.- А каких еще лесных жителей вы знаете? Давайте вспомним. А помогут вам ребята, которые учатся в нашей музыкальной школе. Они загадают вам музыкальные загадки. Посмотрите на доску, на ней изображены животные, которые будут в загадках. Слушайте первую загадку.

Звучит пьеса Галынина “Зайчик”. На рояле, в исполнении учащегося.

Е. Н. – Какой это зверёк, большой или маленький? Какая у него походка? Какой темп? В каком регистре звучит музыка?

Слушаем ответы учеников. Они определяют характер музыки и угадывают животное.

Звучат следующие загадки в исполнении учащихся (фортепиано):

  • Пьеса Д. Кабалевского “Ёжик”;
  • Пьеса А. Жербина “Косолапый мишка”;
  • Пьеса Д. Караганова “Птички”;
  • Произведение Н. Римского-Корсакова “Полет шмеля”;

Дети слушают пьесы, определяют характер и угадывают животных.

Е.Н. – Видите ребята, как интересно “озвучен” окружающий нас мир. Вслушиваясь в голоса природы – пение птиц, журчание ручейка, вой вьюги, грохот прибоя, композитор переносит их в свою музыку. А мы, узнавая их, представляем себе те картины, которые он хотел вызвать в нашем воображении.

А сейчас в исполнении учениц 9 класса послушайте песню про наш родной город, которая так и называется “Петушки” авт. В. Исковяк.

Дети исполняют песню.

Е.Н. – О чем поется в этой песне?

У. – О родине, о красоте нашей земли.

Е.Н. – Много мест на земле красивых, но там, где мы родились и выросли, для нас самое красивое и родное. Вы замечательно спели эту песню, с искренней нежностью и любовью. Я думаю, что тот, кто чувствует сердцем красоту родной природы, побывав в лесу или у речки, никогда не оставит после себя мусор, чтобы мы могли любоваться природой не только на картинах художников.

и) Экологическая проблема - пожары

Ученик читает стихотворение В. Шефнер “Лесные пожары”

Забывчивый охотник на привале,
Не разметал, не затоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры, посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег.
Кусты спалил, в зеленый лес вошел,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И как снежинки искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

Г.А. – О какой экологической проблеме говорится в стихотворении?

- О пожарах.

- Как вы думаете, почему пожар опасен для леса? (слайд 23)

В этом году горели леса. Мы это почувствовали на себе. И причина не только в том, что стояла сильная жара. Первая причина – человеческий фактор: кто-то бросил окурок, кто-то не затушил костёр. И вот к какой беде это привело.

к) Правила поведения в лесу

Мы все любим ходить в лес, чтобы отдохнуть, насладиться его красотой. Давайте вспомним, как должны вести себя отдыхающие в лесу, чтобы не навредить природе?

Ответы учащихся.

Сценка:

- Сейчас вы услышите разговор двух туристов. Ваша задача – определить, какие правила поведения в лесу были ими нарушены (ребята показывают сценку).

1 турист: “Давай здесь устроим привал. Ты наломай веток для костра, а я вот здесь у старого пня, под елью, разведу костёр”.

2 турист: “Там, среди кустов, я обнаружил гнездо птицы, а в нём - крохотных птенцов. Я люблю птиц. Возьму их домой и выкормлю”.

1 турист: “Предлагаю подкрепиться”.

2 турист: “А куда же мы денем весь этот мусор: консервные банки, бутылки, целлофановые пакеты?”

1 турист: “Ну не тащить же всё это с собой домой! Оставим здесь”.

2 турист: “Ай, ноги щиплет! Да это же муравьи! А вот и муравейник за деревом. Вот вам! Сейчас я раскидаю их жилище, чтобы в следующий раз не мешали отдыхать”.

1 турист: “А я у старого пня нашёл несколько съедобных грибов. Выдернул их за ножки. А грибы мухоморы сшиб ногой, - они ядовитые”.

Г. А. – Какие ошибки совершали эти туристы?

Ответы детей.

5. Рефлексия

Г.А. – Оберегая природу родного края, мы помогаем беречь нашу планету.

Звучит стихотворение Е. Шкловской “Шар земной”

Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги!”
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
“Береги нас, береги!”
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги!”
Смотрю на глобус – шар земной.
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру;
“Я сберегу вас, сберегу!”

Г.А. – Как мы с вами можем помочь в данное время года сберечь природное богатство?

У. – Птицам, которые остаются у нас зимовать голодно. Мы должны их подкармливать. А для этого надо сделать кормушки.

Г.А. – Вот домашним заданием для вас будет – изготовить кормушки для птиц.

6. Итог занятия

Е. Н.- Мир музыки и мир природы. Как много дум и переживаний возникает у человека. “Музыка, как раз то искусство, которое ближе всего к природе” (К.Дебюсси). “Музыка повсюду и везде, в плеске водопада и в реке, в птичьих голосах, в лесной тиши. Музыка моя, звучи, дыши!” Наше путешествие завершилось. И мне хочется закончить его такими словами:

И хочется -
Не просто ветер вдыхать
И солнцу слать привет.
Не просто жить на белом свете -
Светлее делать белый свет!

- Как вы понимаете эти слова?

Высказывания учеников.