Цели урока:
- Показать роль природы в духовном мире Человека.
- Пробудить в учащихся лучшие человеческие качества; научить видеть, слышать, любить природу, проникать в её тайны.
- Расширить словарный запас учащихся.
- Развивать память, логическое мышление, внимание.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Слово учителя. (Звучит музыка И.П.Чайковского “Времена года”).
- Ребята, вы познакомились с необычным произведением. Оно написано так, словно писатель, охваченный волнением от встречи с чудом, остановился, заворожённый, и, взяв в руки карандаш, боясь, что этого он никогда больше не увидит, с упоением описывает каждый штрих, каждое мгновение из жизни Природы: вот упала первая весенняя капля, муравьи сидят и ждут чего-то, из трухлявого пня выросла берёзка, по голым деревьям бегают белки... И эти картинки, как мозайка, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно, к примеру, увидеть не просто Весну, а Весну света, Весну воды, Весну первой зелени, Весну человека.
Читая миниатюрные зарисовки из “Времён года” М.Пришвина, вы, несомненно, открыли для себя много необычного, интересного. Разве вы знали, что осинкам бывает холодно, что из двойного цветка Ивана-да-Марьи до зимы доживает лишь один Иван, что бывает в лесах при стремительной весне такой жаркий час, когда весь лес шевелится, - глазами видишь, как лес встаёт? Наверное, нет. Потому что далеко не каждому своему читателю природа раскрывает тайны. Она доверяет их редким, удивительным, обладающим особым талантом людям - таким, каким был Михаил Михайлович Пришвин.
- А сейчас обратите внимание на экран. Давайте прочитаем высказывание К.Паустовского об этом удивительном человеке.
Если бы природа могла чувствовать благодарность Человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и Воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность Выпала бы на долю Пришвина.
- Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?
Сегодня на уроке мы научимся у этого писателя видеть, слышать, любить природу, проникать в её тайны.
3. Проверка домашнего задания.
- Давайте посмотрим насколько вы внимательные читатели. Я предлагаю вам разгадать кроссворд.
1. Построен терем без топоров и углов. | муравейник | |
2. Без языка, а говорит, без ног, а бежит. | ручей | |
3.
|
осень |
|
4. Без рук рисует, без зубов кусает. | мороз | |
5. Стоит красавица на поляне: в белом сарафане, в зелёном полушалке. | берёза | |
6. Прилетела пава, села на лаву,
распустила перья для всякого зелья. |
весна | |
7. Вечером на землю слетает, ночью на земле пребывает, утром опять улетает. | роса | |
8. Место, не заполненное снегом. | прогалина | |
9. В дверь войдёт, в трубу вылетит. | лето | |
10. Посредь деревьев кузнецы куют. | дятел | |
11. Скатерть бела весь мир одела. | зима |
- Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о зиме.
4. Словарная работа.
- Во время чтения миниатюр вам встретились незнакомые слова. Давайте определим их значение, пользуясь текстом.
НАСТ
- Найдите в тексте “Наст” значение этого слова. А теперь в тексте “Голубые тени”. Таким образом, что же такое наст?
НАСТ - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели.
ПОРОША
- Давайте обратимся к миниатюре “Звёздная пороша” (Чтение отрывка).
- Что говорит автор о пороше в тексте “Деревья в лесу” (Чтение текста).
- В каком тексте ещё упоминается о пороше? (“Голубые тени”).
- Что же такое пороша?
ПОРОША - свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.
Глядит солнце рубиновым глазом
- Как вы думаете, какого цвета солнце? В какое время суток солнце бывает красным? (вечером).
Учитель читает текст “Рубиновый глаз”.
- Подберите синоним к слову рубиновый (тёмно-красный).
Всё было седое
- Найдите в тексте “Первый мороз”. Какой это цвет? Почему всё было седое? Когда так бывает? (белый, серый, серебристо-серый; первый мороз, иней серебрится в свете луны)
Серебристо-серое, жемчужное - эти слова являются синонимами к эпитету седое.
АЛМАЗЫ
- Что такое алмазы? (драгоценный камень)
- Найдите в тексте “Первый мороз” отрывок, в котором употреблено это слово.
5. Физкультминутка.
6. Работа с текстом.
- Давайте откроем миниатюру “Голубые тени”. Дети читают.
- Ребята, какую часть речи мы сейчас изучаем на уроках русского языка? (прилагательные). А что обозначают прилагательные? Приведите примеры.
- Найдите прилагательные в этом тексте. А теперь прочитайте этот текст без прилагательных.
- Какой текст вам больше нравится? Почему?
3 прочтение текста на фоне музыки.
- Что произошло с текстом?
- А не кажется ли вам, что произошло чудо? И произошло оно потому, что автор употребил прилагательные. Причём такие прилагательные как морозная и светлая тишина.
- Как может быть тишина морозной и светлой? Когда прилагательные используются в переносном значении для достижения художественной выразительности, они называются эпитетами.
ЭПИТЕТ - это красочные определения.
- А сейчас давайте прочитаем текст “Деревья в лесу”. Повторим наш эксперимент и “вытащим” из текста прилагательные.
Чтение текста.
- Что произошло с текстом?
- Прочитайте третье предложение и найдите в нём эпитет.
- Что такое кружевные арки?
- Давайте с вами найдём и зачитаем описание ели и берёзы. С кем сравниваются эти деревья? (с людьми).
Такое сравнение называется олицетворение.
Итак, ребята, М.Пришвин одушевляет природу, он не только использует многочисленные прилагательные, он говорит о ней как о живом существе, способном чувствовать, размышлять. Вы заметили, какие красивые слова употребляет Пришвин для описания знакомой и привычной для нас природы, на которую мы часто просто не обращаем внимания.
Но у Пришвина можно научиться не только любить и понимать природу, но и умению ярко и образно говорить о ней.
7. Итог урока.
- Чему же учит нас Михаил Михайлович Пришвин?
Итак, “Времена года” Пришвина - это гимн природе, проникнутой чувством восторга писателя перед каждым трепетным её движением. Главное оружие, которым Пришвин её защищает, - нежное восторженное чувство любви к ней.
8. Релаксация.
Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”, “Декабрь”.
- Ребята, закройте глаза и внимательно вслушайтесь: какое время года вы представляете под её звучание? (Зиму)
- Почему? Какой вы её представляете?
- А вот какой её представляют поэты. (Дети читают стихотворения, выученные заранее).
9. Домашнее задание.
- Напишите мини-сочинение “Зима”.