Цели урока:
- Образовательные: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, его грамматических значениях (роде, числе, падеже), о согласовании с именем существительным; закрепление знаний о синонимах, о словообразовании имен прилагательных, закрепление навыков правильного написания родовых окончаний имен прилагательных; повторить разбор по членам предложения и разбор слов по составу.
- Развивающие: способствовать развитию умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умению делать выводы, обобщения; расширить и обогащать речь учащихся, развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов, совершенствование устной и письменной монологической речи, формирование орфографической зоркости, речевой культуры.
- Воспитательные: воспитывать умение чувствовать; понимать и любить красоту родной природы, любви к знаниям, русскому языку.
Планируемые результаты
Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
- формирование внимательного и бережного отношения к природе;
- формирование познавательной потребности.
Метапредметные:
- познавательные: осуществлять информационную переработку текста; анализировать, сравнивать, делать выводы;
- коммуникативные: формулировать собственное мнение, осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения;
- регулятивные: актуализировать и восстанавливать знания о частях речи, принимать и сохранять учебную задачу; контролировать правильность и полноту ответов одноклассников;
- предметные: выделять морфологические признаки слов разных частей речи, определять части речи в тексте, различать самостоятельные и служебные части речи.
Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал, таблицы.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах (группе).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Мотивация к деятельности | У нас сегодня не совсем обычный урок, на нём присутствуют гости. Думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Желаю вам успехов и творческих удач. | Встают, приветствуют учителя, друг друга. | |
2. Мобилизующий этап Слайд №2 |
Сядьте правильно, откройте тетради, запишите число и слова “Классная работа”. Отметьте на школе свои знания в начале урока. | ||
3. Чистописание | Сегодня на минутке чистописания
предлагаю вам записать узор _________________________ Зз |
||
Слайд №3 | Я люблю фотографировать. Мне
посчастливилось сделать такие снимки. - Что на ваш взгляд их объединяет? Охарактеризуйте первый звук. Запишите слово, подберите однокоренные слова. Разберите по составу. Зима, зимний, зимушка, зимовать, зимовка |
Зима. [ з, ] - согласный, мягкий, парный, звонкий, парный |
|
Слайд № 4 | Что отличает зиму от остальных
времён года? Запишите, укажите род, подчеркните те слова, в которыхвсе согласные звуки звонкие. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте его работу. - Какие слова вы подчеркнули? Какие орфограммы вы увидели вовсех словах? Что можно сказать про слова вьюга и буран? Объясните лексическое значение слова ИНЕЙ. |
Иней, снег, мороз, лёд, вьюга, метель, пурга, буран.
Иней, вьюга, буран.
Синонимы Исследование слова ИНЕЙ (словарь Ожегова) |
|
4. Определение темы урока | А.С.Пушкин восхищался осенним пейзажем, но и волшебнице-зиме посвятил немало прекрасных строк. Послушайте отрывок из поэмы “Евгений Онегин”. | ||
Слайд № 5-9
Слайд № 10 |
Проснувшись рано, В окно увиделаТатьяна... На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе И мягкоустланные горы – Зимы блистательным ковром. Всё ярко, всё бело кругом. Как вы думаете, почему я выбрала из поэмы эти слова? Какие слова помогли описать зимнюю картину? Какова роль прилагательных в речи? Сформулируйте тему урока. Какие цели поставим перед собой? |
Текст-описание (художественное описание), в нём много прилагательных Придают речи точность, яркость, выразительность. Формулируют тему и цели урока. |
|
5. Актуализация учебной деятельности | Что такое имя прилагательное? Как изменяются имена прилагательные? Как определить число, род, падеж имён прилагательных? Как проверить безударные окончания имён прилагательных? Какими бывают имена прилагательные? |
По числам, родам, падежам |
|
Слайд № 11
Слайд № 12 |
Назовите словосочетания с
именами прилагательными, определите число, род,
падеж. Проснувшись рано Что вы можете сказать о словах мягко, ярко, бело? Замените прилагательные ЛЁГКИЕ, ВЕСЁЛЫХсинонимами.
Ребята, каких птиц можно увидеть зимой? В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти птичек выживает только одна. И чтобы помочь им, мы должны... А что мы должны? Как мы можем помочь птицам? |
Полные и краткие
Работают с сигнальными карточками устланные горы – (причастие или особая форма глагола) Краткая форма прил – х. Синонимы Лёгкие - воздушные, невесомые. Весёлых – радостных, задорных. Смастерить кормушки и подкармливать птиц. |
|
6. Упражненияна релаксацию мышц тела и
глаз. Слайд № 13 |
Упражнение 1. Очень медленно
выполнить круговое движение головой сначала в
одну сторону, затем – в другую. Повторить 4 раза. Упражнение 2. Самомассаж затылочной части головы и шеи – поглаживание, круговые движения, растирание. Все движения выполнять подушечками пальцев сверху вниз. Упражнение 3. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение 4. Руки на поясе. Напряженно свести локти вперед. Отвести локти назад, прогнуться. Повторить 2-3 раза. Упражнение 5. Следить глазами за медленным опусканием, а затем подниманием руки на расстоянии 40-50 см от глаз. Повторить 10-12 раз, меняя руки. |
||
7. Творческая работа в парах по карточке.
Слайд № 14
Слайд № 15 |
Ребята, посмотрите на карточки. Как вы
думаете, при помощи каких слов можно
восстановить этот текст? Снежное слово зимы. Наступила ___ зима. С неба падает ___снег. Он укутал ____ одеялом ___ елочку. Под ___ сосной вырос ___ сугроб. Красив лес зимой! - Какой вид работы можно провести с именами прилагательными. - Как вы проверяли безударное окончание прилагательного?
Прочитайте тексты. Прочитайте авторский текст. Сравните тексты. |
Снежное слово зимы. Наступила холодная снежная зима. С неба падает легкий снег. Он укутал мягким пушистым одеялом маленькую зеленую елочку. Подстарой большой сосной выросогромныйсугроб. Красив лес зимой! Определить число, род падеж имен прилагательных. Окончание имени прилагательного можно проверить по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное. |
|
8. Работа по учебнику | Упр.53 | Устно объясняют окончания имён прилагательных. | |
7. Мини-сочинение Слайд № 16 |
Загадка Побелело за ночь всюду, Морозный узор А что называют затейливыми рисунками на стекле? (Это водяные пары осели на оконное стекло. От холода они превратились в ледяные кристаллики, а затем срослись кучками и разрисовали окно разными узорами. А замечал ли кто-нибудь, с какого места начинает расти узор на стекле? Узор никогда не появляется в середине стекла. Он всегда возникает сбоку, у самого переплёта рамы, а уж потом распространяется по всему окну. Как за пылинку в воздухе, цепляются крохотные капельки тумана за дерево рамы и начинают рисовать свой узор.) |
Иней |
|
Слайд № 17 | Посмотрите внимательно на фотографию.
Опишите морозный узор на окне. (2-3 предложения) Вам помогут слова для справок: чудесный, великолепный, причудливый, пушистые, привлекательные, чудные, быстрокрылые, затейливые,быстрокрылые,сказочные,лёгкие, воздушные, интересные, замысловатые, волшебные. Я проверю каждую вашу работу и на следующем уроке поставлю вам оценку. |
Самостоятельная работа
Читают свои сочинения. |
|
8. Итог занятия Слайд № 18 |
Давайте ещё раз повторим, как проверить
падежные окончания имён прилагательных? Как определить число, род, падеж имени прилагательного? |
||
9. Рефлексия Слайд № 19 |
Вернитесь к шкале и оцените свои знания. На уроке
|
Заканчивают предложения своими словами. |