Кадетское воспитание представляет собой строго согласованное с общими началами российского государственного устройства систему формирования личности воспитанника. Целью воспитания является подготовка воспитанника к служению Отечеству на государственном и, в первую очередь, военном поприще. Воспитание ведется посредством сообщения каждому воспитаннику тех верных понятий и стремлений, кои служат прочною основою чувству верноподданнического долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей. Воспитание кадетов осуществляют специально подготовленные офицеры-воспитатели и начальники в условиях интерната с военным укладом жизнедеятельности и раздельного обучения.
Те же принципы, любовь к родине, патриотизм заложены и в процессе обучения кадет.
Кадетское образование - четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой кадетского образования является начальное или среднее общее образование.
Воспитание и обучение в патриотическом ключе, делает кадетские учебные заведения отличными от светских гимназий, лицеев и школ.
На фоне патриотизма в настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности и культуры. Сегодня все большее распространение среди молодежи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семьи и в образовательные учреждения. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.
Обучение иностранным языкам дает большие возможности для формирования у кадет таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры.
Современное педагогическое воспитание и образование основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с особенностями традиционной культуры, поэтому предмет “Иностранный язык” занимает особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и путём сравнения оттеняет особенности национальной культуры, прививает общечеловеческие ценности. Иными словами, содействует воспитанию кадет в контексте диалога культур. Как известно, для успешного общения необходимо не только владеть языковыми средствами собеседника (фонетическими, лексическими, грамматическими), но и общими знаниями о мире.
Как я знакомлю своих учеников с достижениями культуры? Для этого практически на каждом уроке ввожу страноведческий и лингвострановедческий компоненты. Это содействует воспитанию в контексте “диалога культур”, повышает их познавательную мотивацию. Обучение ИЯ подразумевает приобщение к языковому сознанию народа – носителя языка. Кроме вербальных существуют и невербальные средства общения. Так, русский, останавливая машину, поднимает руку, а француз в этой ситуации поднимает большой палец в направлении нужного пути. Существуют различия и в речевом этикете. К примеру, русские при встрече и прощании пожимают руки, а японцы обмениваются поклонами. Таким образом, обучение общению на иностранном языке в подлинном смысле этого слова означает овладение социокультурными знаниями и умениями. Исходя из этого, определяю для себя, что учащиеся должны получать знания по основным темам национальной культуры Великобритании и США (по истории, географии, образованию, спорту и др.); о социокультурных особенностях народов. И в соответствии с этим в своей профессиональной деятельности реализую следующие задачи:
- научить понимать устные и письменные сообщения по темам;
- выражать свое мнение;
- критически оценивать;
- использовать справочную литературу и словари;
- отстаивать свою точку зрения;
- выполнять проектные работы и рефераты;
- работать самостоятельно и в коллективе.
При подготовке к урокам использую лингвострановедческие словари “Великобритания”, “США”, газеты, журналы на иностранном языке. Актуальные и интересные материалы о жизни в этих странах, познавательный характер этих текстов, множество фотографий удачно дополняют учебники.
При обучении страноведению учитываю возрастные особенности детей, прохождение ими программ по другим предметам (истории, географии, литературе и т.д.), что позволяет интегрировать знания учащихся из разных областей.
Пример работы с географическими картами на уроке в 10 классе по теме “Как географическое положение влияет на людей”:
- Посмотреть карты Австралии, США и Великобритании.
- Каковы наиболее гористые (обширные) засушливые районы в этих странах?
- Какие самые длинные реки в этих странах?
- Есть ли совпадение в наименованиях?
- Какие у Вас ассоциации с названиями следующих географических объектов? (Los Angeles; Springfield; Washington DC; Sidney).
Пример работы с культурными символами в 10 классе по теме “Западная демократия”:
- Разделитесь на две группы.
- Выделите наиболее важные символы в жизни Британии и США
- Выпишите свои результаты на доску
- Найдите соответствия.
Quiz-Квиз – одна из форм работы со страноведческим материалом. Квиз – опросник чаще всего строится в виде теста (multiple choice) - выбор ответа из ряда предложенных.
Работа с проектами и сообщениями страноведческого характера даёт хорошую основу для повторения и реализации межпредметных связей, а также способствует активному вовлечению учащихся в диалог культур. Кроме общеучебных умений (упорядоченное систематическое изложение подготовленного материала и элементарные навыки научного поиска) эти приёмы способствуют формированию умений пользоваться речевыми клише, определёнными грамматическими формами.
С помощью работы с картинками происходит более наглядное усвоение элементов культуры изучаемого языка. Работая с географическими картами, стараюсь подобрать такие упражнения, которые не только контролируют знания о географии стран, но также развивают логическое, пространственное аналитическое мышление и воображение учащихся.
Работа с текстом лингвострановедческого содержания. Содержание таких текстов должно быть значимым для кадет, иметь определённую новизну при описании реалий стран изучаемого языка. Формы контроля могут быть как традиционными, так и нетрадиционными.
Учебники – основа для изучения языка в аспекте взаимодействия культур. Учебно-методический комплекс (УМК) Кузовлева В.П. или Биболетова М.З., по которому я работаю, интересен и продуктивен. Есть современный, аутентичный материал, неординарная подача лексики, затронуты темы, актуальные для молодёжи. Данные УМК соответствуют современным требованиям, поскольку направлен на развитие творческой активности учащихся.
Главным в своей работе считаю моделирование такого процесса обучения на уроке, где в центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами и интересами; подбор таких видов деятельности на уроке, чтобы помочь своим ученикам учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда.
Главная цель моей работы - обеспечивать учащихся глубокими и прочными знаниями, умениями применять их в практической деятельности; создание в процессе обучения условий, способствующих сохранению психического здоровья детей; создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей учащихся средствами учебного предмета “Английский язык”.
Особое внимание уделяю создание условий для реализации следующих задач:
- Использование различных методов и методических приемов, повышающих интерес к английскому языку, для роста качества знаний учащихся.
- Сочетание различных форм занятий с целью развития творческих способностей каждого ребенка.
- Сохранение здоровья детей путем снятия эмоциональной напряженности при изучении предмета.
Основные методы и методические приемы, используемые мною для обучения английскому языку:
- работа со словарем с целью усвоения основных лексических единиц;
- использование систематических карточек при изучении курса английского языка;
- принципы работы с учащимися по составлению плана (например, для пересказа текста);
- основные требования к составлению опорных схем и конспектов (например, при изучении времен активного и пассивного залогов);
- использование таблиц, наглядности;
- формы активизации познавательной деятельности учащихся при работе с дополнительной литературой;
- внеурочная работа по английскому языку (внеклассные мероприятия, летние задания учащихся).
Учебный труд интересен, если он разнообразен. Ничто так не утомляет, как однообразие. Поэтому использую на уроках различные формы и методы, применяя дифференцированный подход.
Для успешного усвоения материала провожу различные типы уроков и внеклассных мероприятий: комбинированные (английский язык и биология по теме “Мир вокруг нас”, английский язык и история по теме “Америка: некоторые факты из истории открытия и коренные американцы”), уроки обобщения-повторения и учета знаний, игровые уроки (например, ролевая игра “В туристическом агентстве”, страноведческие викторины), музыкальные уроки. В процессе работы учащиеся учатся ставить себя на место других, проявлять инициативу на установление межкультурного контакта, проявлять дипломатичность, выступать в качестве полноценных представителей родной культуры.
Актуализацию знаний учащихся провожу в виде разноуровневых тестов, заполнения таблиц, использования рисунков, записей плана ответа.
Для проверки качества знаний учащихся я применяю следующие формы контроля:
- Разноуровневые задания (в том числе тесты, пересказы, диалоги).
- Контрольные вопросы по определенным темам.
- Словарные диктанты.
- Игры – “цепочки” (ответь на вопрос и задай следующий вопрос товарищу).
Широко применяю различный дидактический материал, как авторский, так и собственный, разработанный в процессе работы над методической темой.
Стараюсь давать материал урока доходчиво и интересно. Для этого раскрываю взаимосвязь английского языка с другими предметами, показываю его практическое применение, использую разнообразные методы и приемы обучения, таблицы, плакаты, сведения из современных журналов и газет, художественной литературы.
Большое внимание уделяю проблеме мотивации. Чтобы развить интерес учащихся к предмету, даю проектные работы, которые выполняют сами ученики, а затем защищают свои творческие работы. Кадеты успешно справляются с этими заданиями. Это развивает у них интеллектуальные способности, формирует учебно-трудовые, учебно-исследовательские навыки, создает базу для развития письменной речи. Для развития мышления провожу: игры, головоломки, викторины. Ученики принимают участие в конференциях. Совместную работу учащихся стараюсь поощрять. Приучаю учащихся к самооценке работы по развитию творческого мышления и образованности.
Каждый кадет - индивидуальность, у каждого из них свои способности. Чтобы каждый занимался на уроке по способностям, стараюсь заранее всё предусмотреть и спланировать. Слабым ученикам даю дополнительные разъяснения, часто оказываю дифференцированную и индивидуальную помощь. Слабые ученики получают карточки с полными фразами и оперативными схемами. Предъявляю более короткие реплики, обращаюсь во 2-ю, 3-ю очередь.
Не могу не отметить, что обучение кадет на уроках в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного незамедлительно реагировать на все недостатки и упущения, предоставляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам.
Подводя итог, мы видим, что иностранный язык является одним из основных инструментов воспитания личностей кадет – будущих защитников России, - воспринимающих себя не только как представителей одной определенной культуры, проживающих в конкретном городе, а в качестве граждан мира, воспринимающих себя в качестве субъектов диалога культур и осознающих свою роль, значимость, ответственность в глобальных общечеловеческих процессах, проходящих как в России, так и в мире в целом.