Цель: закреплять понятие об уравнении как особом виде равенства; закреплять умение решать уравнения изученных типов; отрабатывать навыки решения текстовых задач, быстрого счета в пределах 9; развивать речь, логическое мышление, память, внимание, математические способности, самостоятельность; формировать у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.); тренировать умения решать уравнения на сложение и вычитание, составные задачи на нахождение целого; актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.
Задачи урока.
Образовательная: продолжать познакомить учащихся с понятием “уравнение”, вывести алгоритм решения уравнения с неизвестным компонентом – слагаемым на основе взаимосвязи между частью и целым.
Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, познавательную активность.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, трудолюбие на уроке, взаимопомощь.
УУД:
Познавательные: общеучебные – решение примеров и уравнений, обоснование и комментирование решения на основе взаимосвязи между частью и целым; пошаговая проверка правильности решения с использованием алгоритма; работа с рядом натуральных чисел до 10; логические – установление причинно-следственных связей.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Личностные: осознают необходимость самосовершенствования, определяют границы собственного знания и “незнания”.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать уравнения изученных типов; выполнять проверку при решении уравнений; работать в паре, в группе; формулировать выводы.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Оборудование: карточки с числами, карточки с алгоритмом, плакаты с изображением планет.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя |
I. Орг. момент. Мотивация к коррекционной деятельности. Цель: 1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность посредством обращения к опыту прошлого урока; 2) актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности; 3) установить тематические рамки урока: решение примеров. |
Слайд 1 Итак, друзья,
внимание – - Ребята, подумайте, какие качества нужно включить в работу, чтобы для всех урок стал полезным? (Внимание. Хорошее настроение. Старание). Слайд 2 - У нас сегодня на уроке гость, чтобы узнать кто он, отгадайте загадку. (Чебурашка). - Чебурашка принес с собой две карточки и просит вас ему помочь разобраться в том, что на них записано. (Пример и уравнение). - Все ли примеры и уравнения мы можем решать? (Нет, у нас еще возникают трудности при решении этих заданий). Слайд 3 - Определите цель нашего урока. (Повторить решение примеров и уравнений). - Этот урок я предлагаю посвятить повторению ваших знаний. - Если у нас возникают трудности в решении, то мы... (сами находим способ решения). - А если ошибки не возникали, зачем этим ребятам повторять? (Еще раз проверить себя, убедиться в этом.) - Я желаю вам удачи на уроке! Слайд 4 Делу время, а потехе час! - Прочитайте пословицу. - Как эта пословица связана с работой на уроке? (На уроке необходимо учиться – либо самим добывать новые знания или повторять уже изученное.) - Чем прославился Чебурашка? (Своими добрыми делами: построил детскую площадку, открыл дом друзей…). - В нашем городе тоже живет Чебурашка, где можно его увидеть? (Около МК Космос) - А еще Чебурашка очень хотел учиться в школе, поэтому он сегодня у нас в гостях. |
II. Актуализация знаний и
фиксация затруднений в индивидуальной и
групповой деятельности. Цель: 1) организовать повторение алгоритмов решения примеров на сложение и вычитание, решения простых задач на нахождение целого и его частей; 2) активизировать мыслительные операции. 3) организовать самостоятельную работу в группах на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа; 4) организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок). 5) организовать учащихся, не допустивших ошибок, на выполнение пошаговой проверки своих работ по эталону для самопроверки и на выполнение дополнительного задания; 6) организовать учащихся, допустивших ошибки, на проведение анализа своих работ с целью определения места затруднения и выявления и фиксации причины затруднений. |
Слайд 5-15 - На уроке математики мы учимся доказывать и рассуждать. - Предлагаю начать с гимнастики для ума. Эти рифмы любят врать Их придется проверять. (Решение простых задач в стихах) Слайд 16. “Работа с числовым рядом” - Что находится у вас на парте? (карточки с числами: от 1-9.) (Это числа). - Назовите из данных чисел самое большое. (Девять). - Назовите число, которое больше 4, но меньше 6. (Пять). - Назовите наименьшее однозначное число. (Один). - Назовите число, которое может получиться, если 3+1. (Четыре). - Назовите числа, которые меньше 4. (Один, два и три). - Это отрезок натурального ряда чисел? (Это отрезок натурального ряда). - Как располагаются числа в натуральном ряду? Слайд 17. Вывод Числа должны быть расположены в порядке увеличения. Слайд 18. “Промежуточный ответ” - Сейчас мы проведем игру “Промежуточный счет”. Послушайте инструкцию: на доске появится пример, вы его должны решить, а ответ обозначить карточкой. Попробуем (эталон на слайде) - Теперь будем работать самостоятельно. - Каким числом закончился ряд? Есть ли другие варианты ответов? - Проверим по эталону. - Мы сделали пять шагов, на каком шаге некоторые из вас допустили ошибку? Укажите место ошибки красным кружком. Вывод. - Что нужно сделать, чтобы не допускать ошибок? (Учить таблицу сложения и вычитания) МИКС-ФРИЗ-ГРУПП - Встали, задвинули стульчики, слушаем инструкцию: я показываю на число, вы выполняете движения. - Столько раз ногами топнем. Слайд 19. “Работа в паре” - Посмотрите на волшебные часы. Чем они интересны? Что заметили? (Разные цвета, состав числа 9) - У вас на парте 4 полоски разного цвета. Сейчас вы аккуратно возьмете каждый по полоске и запишите на ней пример и его решение, соответствующий данному цвету на часах. - Что у вас получилось, проверим? - Встаньте дети, у которых голубая полоска, зачитайте свой пример. Есть другая запись? (Аналогично другие полоски) Вывод. - Чебурашка спрашивает, как легче было прибавлять? (К большему числу прибавляем меньшее) ТИМ-ЧИР - Проверьте, все ли ребята вашей группы справились с задание? Если да, то сложите ладошки и громко скажите “Наша группа – молодцы”. Слайд 20-21. “Минутка для глаз” - Наши волшебный часы говорят нам, что пора сделать зарядку для глаз. Головой не вертим, работаем только глазками, внимательно следим за предметами, можно подпевать. Слайд 22. “Самостоятельная работа” - Сейчас мы будем работать в паре. Положите в центр стола карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6. (Показ) Слушаем инструкцию. - На доске в красной рамке записаны три числа, одно из них - целое, два других – его части. Если карточка верная, то ее номер выкладываем во второй ряд. Если карточка неверная – то ее номер не берем. Работаем: Если есть целое и две его части, возьмите карточку с цифрой 1 и положите во второй ряд. (Аналогично карточки 2, 3, 4, 5, 6) - Какие карточки вы положили, проверим? (1, 3, 6) - Что нужно знать для решения данного задания? Вывод. Состав числа, часть, часть, целое. Слайд 23. 2014 – Год малой Родины - Посмотрите, наши карточки превратились в буквы, кто расшифрует спрятанное слово?... Какое слово получилось? (Заинск) - Заинск – это наша малая родина. - Что такое - Родина? (Место, где мы родились и живем) - 2014 год в Заинском муниципальном районе объявлен “Годом малой родины”. Мы и наш гость Чебурашка будем совершать много добрых дел, чтобы наша Родина нами гордилась. |
III. Определение темы урока, постановка учебных задач. | Слайд 24 - Закрепим наши знания, откройте тетради и выполните №1 самостоятельно Слайд 25. Уравнение Постановка проблемы. - Что объединяет запись примера с окошечком и уравнение? (Есть неизвестное число). - Знаете ли вы, что такое уравнение? Вслушайтесь в слово “уравнение”? Какие ассоциации возникли? (Равенства. Слышу слово “равно”). - Так что же такое уравнение? (Равенство, в котором есть неизвестный компонент). - Решить уравнение – найти неизвестное число. - Вернемся к цели нашего урока, какие карточки получил наш Чебурашка? (пример и уравнение) - Примеры мы решали? - Что значит решить уравнение? - Потренируемся. К схемам на слайде подберите уравнение. Вывод. - Как найти неизвестное целое? (Сложить части) - Как найти неизвестную часть? (Из целого вычесть известную часть) |
IV. Изучение нового материала. | №4 Алгоритм решения уравнений
- Решим уравнения и сделаем проверку. 1 столбик с объяснением 2 столбик с комментированием 3 столбик – самостоятельно - Кто верно справился с уравнением, положите на него зеленый кружочек. - Что значит решить уравнение? Вывод: Найти неизвестное число (Далее идет разбор заданий по теме урока) |
V. Физкультминутка. | - Ребята, у Чебурашки много
друзей, а у вас есть друзья? - Я предлагаю разучить танец, который мои ученики очень любят и хотят, чтобы он вам тоже понравился. |
VI. Итог урока. | - Продолжите мысль: “На уроке мне…” |
VII. Рефлексия. Цель: 1) зафиксировать правильные способы действий в заданиях, где были допущены ошибки; 2) зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; 3) оценить собственную деятельность на уроке; |
На партах у каждого из вас лежат два кружочка. Если на уроке вам было комфортно, получили удовлетворение от работы, то возьмите зеленый кружочек. Кто испытывал затруднения, чувствовал себя неуверенно, поднимите красный кружочек. Спасибо. ТИМ-ЧИР Закончим наш фрагмент урока тим-чиром. Сложили руки в группе и громко сказали “Наша группа – молодцы” |