Форма работы: групповая.
Цель – формирование экологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой.
Задачи:
- Узнать, в чём заключается польза и опасность комнатных растений.
- Учиться собирать и анализировать информацию, представленную в рисунках и текстах.
- Учиться распределять работу, выполняя задание по моделированию.
- Учиться составлять рассказ по опорным словам.
- Развивать творческие способности учащихся.
- Воспитывать бережное отношение к растениям.
УУД:
Личностные: будет сформировано желание
открыть новое знание, умение сотрудничать.
Метапредметные:
- регулятивные: получат возможность научиться ставить учебно-познавательные задачи перед чтением текста и выполнением заданий; проявлять инициативу в постановке новых задач;
- познавательные: получат возможность научиться обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (из изобразительной в словесную);
- коммуникативные: получат возможность научиться участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (аппликации, модели, небольшие сообщения); оперировать в речи предметным языком;
- предметные: получат возможность научиться обобщать и систематизировать полученные знания.
Оборудование: презентация, круги – красный и зелёный, папки с раздаточным материалом, аудиозапись «Вальс цветов» П.И.Чайковского.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Мотивационный этап
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс!
Встали все у мест красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбкой мы вздохнём
И занятие начнём!
– Каким бы вы хотели видеть наше занятие?
– Какие качества нужно проявить, чтобы
получилось такое занятие?
2. Этап актуализации знаний
– Наше занятие поможет начать Полина
В нашем классе на окне
Во зелёной во стране
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польём мы спозаранку
Я и все мои друзья! (Н. Нищева)
– О чём будем говорить на занятии? (О
комнатных растениях.)
– Почему их так называют? (Данные растения
содержатся в домашних условиях.)
– У меня в руках два знака. О чём они говорят? (Учитель
показывает круги – красный и зелёный.
Выслушиваются ответы детей, один из которых
может быть – красный предупреждает или говорит
об опасности, а зелёный – разрешает…)
– Эти знаки помогут разобраться в жизни
комнатных растений.
– О чём будет предупреждать красный знак?
– О чём будет говорить зелёный знак?
– Попробуем сформулировать тему занятия. (Будь
внимателен, заводя комнатное растение. Слайд 1)
– Определите задачу занятия. (Узнать, в чём
заключается польза и опасность комнатных
растений. Слайд 2)
3. Решение учебной задачи
– Для решения поставленной задачи предлагаю
работать в группах. Займите свои места. Вспомните
правила поведения при работе в группе.
– Итак, сегодня займёмся созданием проекта «Будь
внимателен, заводя комнатное растение». Для
этого я раздаю материал, который и поможет решить
поставленную задачу. (Учащимся выдаются папки
с раздаточным материалом.)
– Ответственные в группах, выложите материал
из папок.
– Рассмотрите его. Что лежит перед вами?
– Сформулируйте задачи, которые возникли перед
каждой группой. (В зависимости от
подготовленности детей учитель задаёт наводящие
вопросы. Задачи по мере их определения
высвечиваются на экране.)
1 группа. Узнать, в чём заключается польза
комнатных растений.
2 группа. Узнать, в чём заключается опасность
комнатных растений.
3 группа. Научиться анализировать
информацию. (С помощью учителя.)
4 группа. Учиться моделировать комнатные
растения. (С помощью учителя.)
5 группа. Учиться понимать условные знаки.
– Для того, чтобы решить поставленные задачи, воспользуйтесь инструкциями. Приступая к работе, будьте внимательны: есть «ловушки».
1 группа. В папке: лепестки для составления ромашки, на которых даны полезные свойства комнатных растений; сердцевина, к которой дети должны будут приклеить лепестки; клей; тексты с информацией о пользе комнатных растений для каждого ученика в группе; смайлики для проведения рефлексии; инструкции. Каждый учащийся вычитывает информацию, выделяет нужное свойство комнатного растения, находит его на лепестке и приклеивает к сердцевине. По окончании работы учащиеся делают вывод и готовятся к сообщению. Приложение 1.
Инструкция:
- Прочитай текст.
- Найди, чем полезно растение.
- Найди это словосочетание на лепестке.
- Приклей его к сердцевине.
- Обсудите в группе результат.
- Подготовьтесь к выступлению.
2 группа. В папке: лепестки для составления ромашки, на которых даны опасные свойства комнатных растений; сердцевина, к которой дети должны будут приклеить лепестки; клей; тексты с информацией о вреде комнатных растений для каждого ученика в группе; смайлики для проведения рефлексии; инструкции. Каждый учащийся вычитывает информацию, выделяет нужное свойство комнатного растения, находит его на лепестке и приклеивает к сердцевине. По окончании работы учащиеся делают вывод и готовятся к сообщению. Приложение 2.
Инструкция:
- Прочитай текст.
- Найди, чем опасно растение.
- Найди это словосочетание на лепестке.
- Приклей его к сердцевине.
- Обсудите в группе результат.
- Подготовьтесь к выступлению.
3 группа. В папке: информация о пользе и вреде комнатных растений, которую нужно распределить по группам и на основе этого сделать книгу «Полезных советов при покупке нового комнатного растения».
Действуй по плану:
- Рассмотрите материал.
- Подумайте, как можно его распределить.
- Обсудите результат в группе.
- Подготовьтесь к выступлению.
4 группа. В папке: цветная самоклеющаяся бумага; картон; образцы аппликации комнатных растений (разного уровня), цветные карандаши; раскраски комнатных растений. Также даны нитки – мулине; бархатная бумага, на которой учащиеся выполняют аппликацию в виде техники «Ниткография». Учащиеся самостоятельно выбирают объект работы; либо рисунок комнатного растения, либо аппликацию в разной технике. Инструкцию получают от учителя, т.к. данная группа детей слабо читает. Приложение 3.
– На столе лежит папка с материалом.
Рассмотрите его.
– Как вы думаете, какую работу будете выполнять?
– Какие требования должны быть к аппликации?
рисунку?
5 группа. В папке: условные обозначения по уходу за растениями; текст, их которого надо выбрать информацию по уходу за растением и соотнести данную информацию с условными обозначениями, т.е. составить паспорт растения. Приложение 4.
Физминутка проводится под «Вальс цветов» П. И. Чайковского.
4. Защита проектов
– Приступаем к защите творческого проекта
«Будь внимателен, заводя комнатное растение». (Выслушиваются
выступления учащихся по плану, предложенному в
инструкциях. По ходу выступлений задаются
дополнительные вопросы, уточняющего характера.)
– Чем полезны комнатные растения?
– В чём таится опасность комнатных растений?
– Зачем в квартире содержатся растения, которые
опасны для хдоровья окружающих?
– Зачем растению паспорт?
– Рассмотрите работы, которые выполнила 4 группа.
Комнатные растения можно изобразить по-разному.
Например, в технике «Ниткография», аппликация
выполнена на бархатной бумаге с использованием
ниток.
5. Рефлексия
– Какую задачу ставили в начале урока?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Какую работу выполнили, чтобы решить задачу?
– Что интересного узнали на занятии?
– Было наше занятие познавательным?
– Где можно применить новые знания?
– У вас на партах лежат цветы-смайлики. Отметьте
своё отношение к занятию. (Учащиеся
распределяют цветы на доске в две группы: 1 –
узнал, запомнил, расскажу другому; 2 – узнал, но
рассказать не смогу.)
Список литературы:
1. Ресурсы интернета: http://www.od-flowers.com/ –
информация о комнатных растениях, уходе за ними.
2. Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях. –
М.:»Кладезь-Букс», 2004. – 255 с.