Семинар "Педагогическое обеспечение успешной адаптации учащихся пятых классов"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: создание условий для успешной школьной адаптации пятиклассников с учётом изменяющихся социально-педагогических ситуации.

Задачи.

  • Просветительская – информирование педагогов о психологических особенностях адаптации учащихся к пятому классу.
  • Психопрофилактическая – выработка системы единых педагогических требований к пятиклассникам.
  • Обучающая – обучение навыкам распознавания тревожных детей и оказание им психологической поддержки.

Обязательное условие: разработанные в ходе семинара единые педагогические требования к учащимся оформляются в виде памяток для пятиклассников; эти памятки обсуждаются с учащимися и вклеиваются в дневники. Такие же памятки раздаются учителям, работающим в параллели пятых классов.

План семинара

1. Вступительное слово.

Озвучить тему и цель семинара. Презентация. Слайд 1, 2

В настоящее время в психолого-педагогической литературе возрастает интерес к проблеме преемственности обучения при переходе учащихся из начального звена в среднее. Отмечается, что сам по себе этот возрастной период не несёт в себе какой-либо педагогической или психологической опасности. Его “проблемность” связана с тем, что на рубеже четвертого и пятого классов учеников ожидает резкая смена социальной ситуации обучения – появляются новые учителя, новые разнообразные требования, новые предметы, новые кабинеты и т.д.

Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических, а не сугубо психологических проблем, а адаптация в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с психолого-педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью, недисциполинированностью, снижением самооценки, повышением школьной тревожности. Поэтому большое значение приобретает психологическое сопровождение данного периода : диагностика готовности к переходу в среднее звено, создание условий для развития необходимых качеств у детей “группы риска”.

Итак, с психологической точки зрения 8-9 лет – благополучный возраст. Корни возможных трудностей, связанных с переходом в среднее звено и овладением новой социально-педагогической ситуацией, лежат в педагогической практике. А именно в том, что происходит скачок из одной системы обучения в другую.

Для успешного прохождения этой потенциально проблемной ситуации четвероклассник должен обладать рядом психологических качеств, которые позволят ему безболезненно адаптироваться к новым условиям учебной деятельности. К их числу относятся “чувство взрослости” и когнитивная зрелость. Слайд 3.

“Чувство взрослости” проявляется и реализуется в трех основных моментах:

  • новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности (формирование собственно познавательных мотивов). Слайд 4.
  • новая личностная позиция по отношению к школе (позиция субъекта внутришкольных отношений). Слайд 5.
  • новая личностная позиция по отношению к сверстникам (социальная зрелость и конструктивность взаимоотношений). Слайд 6.

Помимо “чувства взрослости”, успешность перехода в среднее звено обусловлено наличием определенной когнитивной зрелости. Слайд 7.

Прежде всего, она связана со способностью ребёнка успешно осуществлять разнообразную интеллектуальную деятельность в плане целеполагания, планирования, логического решения мыслительных задач, а также использование речи как инструмента мышления. Слайд 8.

Так какой же он – пятиклассник? Слайд 9.

Пятиклассники – существа совершенно особенные. Во многом – по духу, интересам, манере поведения – они схожи с учениками начальной школы. “Идейно” же, а также по своему объективному статусу, они стремятся присоединится к старшеклассникам.

Все учебные и внеучебные мероприятия с пятиклассниками должны строится с учётом их “маргинального статуса”. В некоторых случаях их можно присоединять к начальной школе в качестве самых старших, консультантов, помощников. Иногда – включать в мероприятия средней школы, но при этом помнить, что конкуренции пятиклассникам не выдержать, и вообще им проще находиться в этой ситуации в позиции деятельностных наблюдателей, чем активных участников.

Задача педагога - создать такие условия, которые облегчили бы адаптацию к средней школе. О неблагополучии пятиклассника будут свидетельствовать различные проявления школьной тревожности.

Для изучения адаптации учащихся 5-х классов использовалась методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Цель методикик состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего шкоьного возраста. Выделяются следующие модальности тревожности. (Слайд 13-19):

  1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
  4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Таким образом, анализируя результаты диагностики мы можем предположить, что одной из основных причин повышения уровня тревожности и возникновения трудностей у пятиклассников является резкое изменение требований к нему по сравнению с начальной школой, а зачастую и разноголосица требований от учителя к учителю. Таким образом, для помощи в адаптации можно использовать достаточно простую вещь – единые педагогические требования к пятиклассникам.

2. Разработка единых педагогических требований к пятиклассникам.

Сейчас я предлагаю всем собравшимся здесь учителям перечень вопросов, на которые необходимо дать коллективный ответ(такой, с которым все были бы согласны и были бы готовы сами придерживаться выбранного требования). Я разработала вопросы для учителей с учётом диагностических данных прошлых лет и вопросов самих пятиклассников, возникших в ходе психологических занятий. Итак, например:

  1. Нужны ли в тетрадях поля? С какой стороны? Сколько клеток, сантиметров?
  2. Что такое “хороший ответ” у доски?
  3. Что такое “хороший ответ” с места? Нужно ли при этом вставать?
  4. Сколько клеток (линеек) нужно отступать от предыдущей работы?
  5. Можно ли писать цветными ручками?
  6. Какие рекомендации можно дать ученику, который хочет поддержать тетрадь в хорошем состоянии?
  7. Как организуется помощь ученику, который пропустил часть занятий по болезни?
  8. Снижают ли учителя, не ведущие русский язык и литературу, оценки за грамматические ошибки?
  9. Можно ли на уроке обратиться к соседу с рабочими вопросами, за запасной ручкой?
  10. В каких случаях во время уроков можно встать из-за парты?

Обсуждение результатов.

В дальнейшем выработанные требования оформляются в виде “памятки” и вклеиваются в дневники ученикам.

3. Методическая часть.

Практические рекомендации:

  • распечатать выработанные рекомендации в виде памяток, ознакомить с ними учащихся и расклеить их в дневники;
  • провести мини-экскурсию по школе для пятиклассников.