Исследования и проекты на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


1. Актуальность и целесообразность.

Актуальность темы обусловлена возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности.

И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ.

Цели  профессиональной деятельности: формирование целостной системы

  • универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и
  • личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих
  • современное качество содержания образования.

Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными стандартами результатов, а значит и переход обучающихся на следующую ступень образования:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • неумение следовать прочитанной инструкции, внимательно читать текст, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Целью  работы являлось создание оптимальных условий для проектно –исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе на уроках, а также во внеурочной деятельности.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Вовлечь детей в проектно - исследовательскую деятельность

2. Научить представлять продукты проектов, исследований

3. Научить учащихся добывать необходимые знания и информацию из различных источников.

2. Теоретические основы опыта.

Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях требуют грамотного научно – обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно – управленческих, учебно – методических, кадрового обеспечения, организационно – методических, информационных, дидактических и психолого – педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов – единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно – воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Не владея достаточно свободноисследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.

3. Специфика действий учителя и учащихся при реализации проектно-исследовательской деятельности.

Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Самое решающее звено этой новации – учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно – исследовательском обучении. Из носителя информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный из скучной принудиловки в результативную созидательную работу.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающего – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат деятельности – найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет важные прикладное значение и, весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

4. Правила выбора темы проекта.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.

Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.

  • Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
  • Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
  • Правило 3. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна.
  • Правило 4. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.
  • Правило 5. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.
  • Правило 6. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Поэтому, выбирая тему, действовать, следует быстро, пока интерес не угас.

5. Практическая реализация проектно-исследовательской деятельности.

При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого – физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ, выбираются из содержания учебных предметов, или близкие к ним. Проблема проектирования или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находится в зоне ближайшего развития.

Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовать в урочное время, но при условии личностно-мотивированного включения ребёнка в работу.

Задача учителя – моя в данный момент – организовать исследовательскую деятельность учащихся, поставить их в такие условия, какие бывают у учёного в момент открытия нового знания, понятий, законов. Для этого использую проблемно-поисковый метод, который помогает развивать самостоятельное мышление, исследовательские умения и творческий подход к делу. Создаю на уроке ситуации познавательного затруднения, которые ставят учащихся перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением и др.

В рамках проблемно-поисковых методов я использую следующие приёмы:

  1. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов и др.;
  2. Формирование учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций: высказывание, предложение о явлениях, о связях между понятиями;
  3. Доказательства учебных гипотез на основе сравнений, логичных рассуждений, проведение опытов и др.;
  4. Формирование новых учебных выводов и обобщений.

Постепенно учащиеся овладевают способами и приёмами, необходимыми для осуществления самостоятельной поисковой деятельности. Это позволяет систематично и целенаправленно формировать исследовательские умения учащихся: планировать свою работу, предвидеть результат, использовать различные источники информации, самостоятельно отбирать и накапливать материал, анализировать, сопоставлять факты, аргументировать мнение, самостоятельно принимать решение, устанавливать социальные контакты (распределение обязанностей, взаимодействие друг с другом), адекватно оценивать себя и других.

Я считаю, что вышеизложенное справедливо по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Развитие интеллектуальных способностей учащихся начальных классов, формирование первоначального опыта поисково – исследовательской деятельности даёт возможность накопить как можно больше знаний по сравнению со стандартным образованием.Как использую на практике проблемно – поисковый метод, как организую исследовательскую деятельность учащихся на своих уроках, хочу показать на фрагментах уроков математики.

Урок математики в 1 классе

Тема: Приемы вычислений для случаев вида 35-7

Цель:

1) Познакомить детей с приемом вычислений для случаев вида 35-7, совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.

2) Развивать умение добывать новые знания, опираясь на ранее полученные умения, развивать внимание, логическое мышление.

3) Воспитывать интерес к предмету, внимательное отношение друг к другу.

Усвоение новых знаний, понятий и способов действия.

1) Решение примеров на пройденную и новую тему (групповая работа).

1 гр.

– 38 + 5

2 гр.

– 46 + 9

3 гр.

– 27 + 7

45 – 8 54 – 8 32 – 4

Готовые работы закрепляются на магнитной доске. Решения проверяются и сравниваются.

2) Постановка проблемного вопроса.

- Почему все группы справились с решением первого примера, а во второмсделали ошибки или совсем не решили?

Ответы учащихся:

  • Примеры на сложение такого вида мы уже умеем решать.
  • А примеры на вычитание мы еще не проходили, поэтому не смогли решить.
  • Значит, мы сегодня будем учиться решать примеры нового вида:

- Кто предложит способы решения данных примеров?

Урок математики во 2 классе

Тема: Периметр многоугольника

Цели:

1) Познакомить с новым понятием “периметр” многоугольника;

2) Развивать умение добывать новые знания, опираясь на ранее полученные умения, развить у учащихся математическую речь;

3) воспитать интерес к предмету, доброжелательность, уважение к мнению других, умение слушать.

Усвоение новых знаний, понятий и способов действия.

1. Постановка проблемы.

- Озвучьте тему нашего урока. (Периметр многоугольника) (Слайд 1)

- Является ли эта тема новой?

- Как вы думаете, какое понятие нам известно в этом высказывании? (Многоугольник.)

- Какое понятие неизвестно? (Периметр)

- Значит, чем мы будем заниматься на уроке? (Мы на уроке должны выяснить, данное математическое понятие)

6. Заключение.

Смена концепции вызывает лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения.

Успешная работа сегодня не даёт успокоенности в том, что завтра она не будет ещё более насыщенной, ибо завтра – новое испытание, другие дети, ещё более сложные задачи. Время, в которое мы живём, учимся и трудимся, предъявляет всё новые и новые требования к знаниям и способностям человека.