1. Актуальность и целесообразность.
Актуальность темы обусловлена возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности.
И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ.
Цели профессиональной деятельности: формирование целостной системы
- универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и
- личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих
- современное качество содержания образования.
Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными стандартами результатов, а значит и переход обучающихся на следующую ступень образования:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение следовать прочитанной инструкции, внимательно читать текст, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Целью работы являлось создание оптимальных условий для проектно –исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе на уроках, а также во внеурочной деятельности.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Вовлечь детей в проектно - исследовательскую деятельность
2. Научить представлять продукты проектов, исследований
3. Научить учащихся добывать необходимые знания и информацию из различных источников.
2. Теоретические основы опыта.
Организация проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях требуют грамотного научно – обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно – управленческих, учебно – методических, кадрового обеспечения, организационно – методических, информационных, дидактических и психолого – педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов – единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно – воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Не владея достаточно свободноисследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.
3. Специфика действий учителя и учащихся при реализации проектно-исследовательской деятельности.
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Самое решающее звено этой новации – учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно – исследовательском обучении. Из носителя информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный из скучной принудиловки в результативную созидательную работу.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающего – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат деятельности – найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет важные прикладное значение и, весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
4. Правила выбора темы проекта.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.
Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.
- Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
- Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
- Правило 3. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна.
- Правило 4. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.
- Правило 5. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы.
- Правило 6. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Поэтому, выбирая тему, действовать, следует быстро, пока интерес не угас.
5. Практическая реализация проектно-исследовательской деятельности.
При организации данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого – физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ, выбираются из содержания учебных предметов, или близкие к ним. Проблема проектирования или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находится в зоне ближайшего развития.
Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовать в урочное время, но при условии личностно-мотивированного включения ребёнка в работу.
Задача учителя – моя в данный момент – организовать исследовательскую деятельность учащихся, поставить их в такие условия, какие бывают у учёного в момент открытия нового знания, понятий, законов. Для этого использую проблемно-поисковый метод, который помогает развивать самостоятельное мышление, исследовательские умения и творческий подход к делу. Создаю на уроке ситуации познавательного затруднения, которые ставят учащихся перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением и др.
В рамках проблемно-поисковых методов я использую следующие приёмы:
- Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов и др.;
- Формирование учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций: высказывание, предложение о явлениях, о связях между понятиями;
- Доказательства учебных гипотез на основе сравнений, логичных рассуждений, проведение опытов и др.;
- Формирование новых учебных выводов и обобщений.
Постепенно учащиеся овладевают способами и приёмами, необходимыми для осуществления самостоятельной поисковой деятельности. Это позволяет систематично и целенаправленно формировать исследовательские умения учащихся: планировать свою работу, предвидеть результат, использовать различные источники информации, самостоятельно отбирать и накапливать материал, анализировать, сопоставлять факты, аргументировать мнение, самостоятельно принимать решение, устанавливать социальные контакты (распределение обязанностей, взаимодействие друг с другом), адекватно оценивать себя и других.
Я считаю, что вышеизложенное справедливо по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Развитие интеллектуальных способностей учащихся начальных классов, формирование первоначального опыта поисково – исследовательской деятельности даёт возможность накопить как можно больше знаний по сравнению со стандартным образованием.Как использую на практике проблемно – поисковый метод, как организую исследовательскую деятельность учащихся на своих уроках, хочу показать на фрагментах уроков математики.
Урок математики в 1 классе
Тема: Приемы вычислений для случаев вида 35-7
Цель:
1) Познакомить детей с приемом вычислений для случаев вида 35-7, совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
2) Развивать умение добывать новые знания, опираясь на ранее полученные умения, развивать внимание, логическое мышление.
3) Воспитывать интерес к предмету, внимательное отношение друг к другу.
Усвоение новых знаний, понятий и способов действия.
1) Решение примеров на пройденную и новую тему (групповая работа).
1 гр. – 38 + 5 |
2 гр. – 46 + 9 |
3 гр. – 27 + 7 |
45 – 8 | 54 – 8 | 32 – 4 |
Готовые работы закрепляются на магнитной доске. Решения проверяются и сравниваются.
2) Постановка проблемного вопроса.
- Почему все группы справились с решением первого примера, а во второмсделали ошибки или совсем не решили?
Ответы учащихся:
- Примеры на сложение такого вида мы уже умеем решать.
- А примеры на вычитание мы еще не проходили, поэтому не смогли решить.
- Значит, мы сегодня будем учиться решать примеры нового вида:
- Кто предложит способы решения данных примеров?
Урок математики во 2 классе
Тема: Периметр многоугольника
Цели:
1) Познакомить с новым понятием “периметр” многоугольника;
2) Развивать умение добывать новые знания, опираясь на ранее полученные умения, развить у учащихся математическую речь;
3) воспитать интерес к предмету, доброжелательность, уважение к мнению других, умение слушать.
Усвоение новых знаний, понятий и способов действия.
1. Постановка проблемы.
- Озвучьте тему нашего урока. (Периметр многоугольника) (Слайд 1)
- Является ли эта тема новой?
- Как вы думаете, какое понятие нам известно в этом высказывании? (Многоугольник.)
- Какое понятие неизвестно? (Периметр)
- Значит, чем мы будем заниматься на уроке? (Мы на уроке должны выяснить, данное математическое понятие)
6. Заключение.
Смена концепции вызывает лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения.
Успешная работа сегодня не даёт успокоенности в том, что завтра она не будет ещё более насыщенной, ибо завтра – новое испытание, другие дети, ещё более сложные задачи. Время, в которое мы живём, учимся и трудимся, предъявляет всё новые и новые требования к знаниям и способностям человека.