Цели:
- Познакомить детей с фактами биографии поэта:
- Проверить знания детей сказок А.С.Пушкина;
- Способствовать расширению кругозора учащихся;
- Развивать образное мышление и творческие способности;
- Формировать навыки работы в группе, умение слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
- Развивать речевые умения.
Оборудование:
- Компьютер;
- Медиапроектор;
- Выставка книг со сказками А.С.Пушкина;
- Рисунки детей “Моя любимая сказка А.С.Пушкина”.
Предварительная подготовка:
Перед уроком обязательна предварительная подготовка:
- Прочитать сказки А.С.Пушкина (те, которые не читали в классе);
- Нарисовать иллюстрацию к своей любимой сказке А.С.Пушкина;
- Класс разделить на группы (по 7-8 человек в группе) и дать задание: создать литературный музей, посвященный миру его сказок.
- Каждой группе вручит конверт, в котором
содержится инструкция по организации
деятельности детей. Она может быть следующей:
- Придумать название музея;
- Описать место его нахождения;
- Какие залы там будут, как они будут обустроены, оформлены.
- Будет ли использоваться музыка, видеоизображения;
- Нарисовать экспонаты для музея по выбранной сказке;
- Можно выполнить поделки из подручных материалов;
- Подготовить и провести экскурсию по своему музею.
- Подготовить учеников, которые будут читать наизусть;
- Подготовить учеников – биографов;
- Подготовить инсценировку с участием старика и золотой рыбки.
Ход урока
1. Организационный момент
(организация эмоционального настроя).
Музыка.
Звучит произведение П.И.Чайковского “Осенняя песнь” из альбома “Времена года”. На его фоне учитель, или заранее подготовленный ученик, читает стихотворение А.С.Пушкина “Здравствуй, племя младое, незнакомое!”:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! Не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Слайд №1. Портрет А.С.Пушкина (художника О.Кипренского).
Учитель: Из глубины веков дошло до нас это приветственное слово А.С.Пушкина, чей портрет вы видите на экране. Это нас, своих потомков, приветствует он. И сегодня на нашем уроке мы будем говорить о жизни поэта, а также вспомним его сказки.
Ученик:
(Читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Моя родословная”):
Смеясь жестоко над собратом,
Писаки русские толпой
Меня зовут аристократом.
Смотри, пожалуй, вздор какой!
Не офицер я, не асессор,
Я по кресту не дворянин,
Не академик, не профессор;
Я просто русский мещанин.
Слайд №2.
Семья А.С.Пушкина:
- отец – Сергей Львович;
- мать – Надежда Осиповна;
- сестра – Ольга.
Слайд №3. Семья А.С.Пушкина: брат – Лев;
Биограф 1, показывая на портреты:
Москва. Раннее детство Пушкина. Родной дом. Отец, Сергей Львович, был душой общества, ценителем тонкого и острого слова, любившим литературу. У себя дома он собрал хорошую библиотеку, в которой преобладали французские классики. Юный Пушкин часто и подолгу находился в этой библиотеке. “Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другой”, - вспоминал Лев Пушкин, брат поэта.
Слайд №4. Показ на экране Лицея.
Биограф 2:
- Но самым близким его домом был лицей, Царское село. О нем поэт вспоминал постоянно. В одном из лучших своих лирических стихотворений “19 октября”, обращаясь к друзьям, он скажет то, что жило в его сердце...
Ученик:
(Читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина):
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Слайд №5. Картина И.Репина “Пушкин на экзамене 8 января 1815 года”.
Слайд №6. Картина Ю.В. Иванова “Пушкин и Арина Родионовна”.
Ученик:
(Читает стихотворение А.С.Пушкина “Подруга дней моих суровых”):
Биограф 1: “Она единственная моя подруга”, - так говорил Пушкин о своей няне Арине Родионовне Яковлевой. С нею связаны были у Пушкина лучшие детские воспоминания.
Ученик:
(Читает стихотворение А.С.Пушкина “Ах! умолчу ль о мамушке моей”):
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шёпотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Биограф 1: Он записывал нянины сказки впрок, надеясь к ним вернуться. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”
Учитель: - К сегодняшнему уроку вы нарисовали рисунки к вашим любимым сказкам А.С.Пушкина. Давайте вспомним эти сказки. – Показываю детям, заранее отобранные, рисунки к сказкам, они называют сказку.
Музыка.
Звучит произведение И.Берковича “Токката”. Входит старик.
Старик:
- Вот уже 30 лет и 3 года живу я со своей старухой на берегу синего моря. Люблю я синее море за его красоту, за то, что кормит меня со старухой.
Узнали ли вы меня? Из какой сказки Пушкина я к вам пришёл? (Ответы детей).
Правильно. Пришёл я из “Сказки о рыбаке и рыбке”.
Слайд №7. Слайд к произведению “Сказка о рыбаке и рыбке”.
Старик:
Вот пошел я один раз к морю
И закинул в него невод, -
Пришел невод с одной тиной.
Я в другой раз закинул невод, -
Пришел невод с травою морскою.
В третий раз закинул я невод, -
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Ах, какая красавица была эта золотая рыбка.
Музыка.
Звучит музыкальное произведение И.Берковича “Токката”. Вбегает девочка в костюме золотой рыбки.
Рыбка:
- Ты звал меня старче?
Старик:
- Есть у меня заветное желание.
Рыбка:
- Если ты опять за старуху просить будешь, то я и разговаривать – то с тобой не буду. (Отворачивается).
Старик:
- Смилуйся, государыня рыбка! Не за старуху прошу, а за малых детушек! Поиграй с ними, побалуй их!
Рыбка:
- Не печалься, ступай себе с Богом! Поиграю, побалую ребят.
2. Викторина
“Золотая рыбка” проводит с детьми викторину по сказкам А.С.Пушкина.
“Кабы я была царица”, - говорит одна девица...
- Что бы сделали три девицы, если бы стали царицами?
- Как звали сына царя Салтана?
- О каких чудесах рассказывали корабельщики царю Салтану?
- А это что за насекомое?
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар)
Гудит мохнатенький
Летит за сладеньким.
(Шмель)
Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон,
Никто не приучает,
А на нос садится.
(Муха)
- Что связывает комара, шмеля и муху и А.С.Пушкина? (“Сказка о царе Салтане”, в которой царевич Гвидон превращался в комара, шмеля и муху.)
- Как звали жениха молодой царевны из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”?
- Как звали пса в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?
- К кому обращался королевич Елисей за помощью в поисках своей невесты?
- Зачем звездочет – мудрец подарил Дадону золотого петушка?
- В чем соревновался Балда с чёртом, чтобы получить оброк?
- Какая сказка заканчивается словами: “Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.”
Учитель:
- Спасибо тебе, золотая рыбка, что приготовила для ребят столько интересных вопросов. (Рыбка “уплывает” в синее море).
Слайд №8. Музей А.С.Пушкина на наб. реки Мойки, 12.
Учитель:
- Совсем недавно мы с вами посетили музей А.С.Пушкина на набережной реки Мойки, 12. Это последняя квартира поэта, в которой всё воссоздано так, как было при Пушкине. Музей – это одна из возможностей сохранить память о великом человеке. И сейчас вы расскажете о своих музеях, посвященных миру сказок А.С.Пушкина.
3. Презентации музеев
Каждая группа проводит презентацию своих музеев. В каждой группе есть экскурсоводы, которые проводят экскурсии по “залам” своего музея. Учитель, подводя итоги, подчёркивает достоинства каждого из проектов.
Ученик:
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья!
Вот вам подсказка.
И пронесёте сквозь года
Вы радость сказки.