Тема урока: "Обзор учебных пособий в курсе сольфеджио на эстрадном отделении ДМШ"

Разделы: Музыка


Прежде чем приступить к обзору учебных пособий, я бы хотела напомнить о классификации учебных пособий. Различают несколько типов учебных пособий:

а) сборники-хрестоматии из отрывков музыкальных произведений;

б) сборники музыкальных примеров, сочиненные автором пособия;

в) учебники сольфеджио для ДМШ.

Кроме того, в методике преподавания сольфеджио принята классификация учебных пособий:

1) по назначению (для сольфеджирования, диктанта, слухового анализа, усвоения теоретических знаний);

2) по методической направленности (как использование определенной системы музыкального слуха, так и собственного педагогического опыта);

3) по принципу подбора и систематизации музыкального материала (тональный, теоретический, стилистический, вокально-интонационный, тесситурный и др.)

При рассмотрении того или иного пособия или сборника определяется педагогическая ценность, достоинства, недостатки, а также возможности использования его в работе. Кроме того, к учебным пособиям относятся и наглядные пособия на уроках: таблицы, карточки, “игры”, всевозможные “азбуки”, лото и др. Оценивается их роль в активизации учебного процесса, в успешном освоении программного материала.

Если обратиться к программе по сольфеджио для эстрадного отделения, в Пояснительной записке читаем: “Курсу сольфеджио в цикле дисциплин эстрадно-джазового отделения отводится особая роль. Отличие данной программы от действующей на классическом отделении заключается во введении нового самостоятельного раздела “Элементарное музицирование”, задача которого – в создании предпосылок для овладения навыками джазовой импровизации. Глава “Воспитание творческих навыков” рассредоточена по всем разделам программы. Благодаря применению различных форм работы сольфеджио из предмета, ориентированного на “пение по нотам” превращается в дисциплину, где сочетаются вокальное и инструментальное начала. Специфика эстрадного отделения предполагает исполнительскую направленность работы с учащимися на уроках сольфеджио, что реализуется как в сольных , так и ансамблевых концертных выступлениях”.

Программа по сольфеджио, рассчитанная на пятилетний курс обучения, содержит следующие разделы по каждому классу:

  • Вокально-интонационные навыки и сольфеджирование
  • Воспитание чувства метро – ритма
  • Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух ) и музыкальный диктант
  • Элементарное музицирование
  • Теоретические сведения

При обучении по данной программе рекомендуется использование учебных фонограмм (как вокальных, так и инструментальных джазовых), минусовок, и по возможности применение современного набора аппаратуры (синтезатора, магнитофона, ударных инструментов)

В настоящее время в разных издательствах появляется немало пособий и учебников для работы по предмету сольфеджио. Я бы хотела представить сегодня те, которые недавно изданы и наиболее отвечают, на мой взгляд, специфике обучения на эстрадном отделении.

1. Так, применительно к разделу “Сольфеджирование и вокально- интонационные навыки”, . хочу остановиться на издании из серии “Учебные пособия для ДМШ” - ОДНОГОЛОСНОЕ СОЛЬФЕДЖИО , для 1-7 классов ДМШ , издание второе (автор Д. ШАЙХУТДИНОВА, “Феникс”, Ростов-на-Дону, 2007 г.) Учебник разработан на основе модульной методики обучения, позволяющей эффективно развивать музыкальный слух, чистую вокальную интонацию и ритмическое чувство. Достоинства учебника - в усовершенствованном, логичном распределении материала по темам без дифференциации по годам обучения (что предоставляет преподавателю свободу в выборе примеров с учетом уровня группы), развивает мыслительную деятельность и самостоятельность при выполнении заданий. Примеры изложены ясно,доступно. Привлекательным и удобным является их небольшой объем при полном соответствии программным требованиям   с 1 по 7 классы. Например, учебник построен так, что уже в 1 классе в доступной форме, на простом интонационном материале происходит знакомство со всеми тональностями и интервалами. На этой основе далее (в средних и старших классах) легко усваиваются новые приемы интонирования, связанные с усложнением метро-ритма и ладогармонического языка мелодий. Учебник содержит также ценные методические рекомендации автора, которые можно использовать в процессе применения учебника “Одноголосное сольфеджио”.

2. Интересно и необходимо ,на мой взгляд , к использованию в начальных классах пособие Л. ЕФРЕМОВОЙ “УЧИТЬСЯ ИНТЕРЕСНО”. Песни и игры в освоении лада, ритма, интервалов и других элементов музыкального языка. Издательство “Композитор”, С-Пб., 2006 г. Пособие адресовано преподавателям музыкальных и общеобразовательных школ, центров эстетического воспитания, хоровых студий.

Данное пособие содержит дидактический материал, помогающий детям освоить элементы музыкального языка в игровой форме. Вместо сухих правил -- легко запоминающиеся оригинальные песенки, в дополнение к традиционным упражнениям –веселые игры. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста – конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие окружающей жизни, преподавателю приходится на уроке быстро переключаться с одной формы работы на другую. Пособие поможет сделать этот процесс более легким. В результате ученики легко усваивают сложные теоретические понятия. (Показ примеров – исполнение песен преподавателем “Параллельный минор”, “Квинтовый круг”).

В виде песен дети усваивают понятия намного быстрее, чем в традиционной форме, когда преподаватель просит детей утомительно записывать теорию в тетрадь и заучивать дома. Тем более, что ученики младших классов пишут медленно, и запись занимает много времени.

3. Хотелось бы обратить внимание на пособие М. Мешковой “Чтение с листа на уроках сольфеджио” (на материале диатонических ладов), в серии “Классики—XXI”, М., 2007.

Издание подготовлено и осуществлено в рамках совместного проекта с Детской музыкальной школой № 36 им. В.В. Стасова.

Составитель отмечает, что методика сегодняшних дней нуждается в обновлении, так как слишком быстро меняется окружающая звуковая среда – включая то, что звучит по радио, на телевидении, в наушниках MP 3-плееров. И она кардинально отлична от того, что зафиксировано на страницах учебных пособий, в том числе для чтения с листа (например, Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., 1975) . То естьмы читаем с листа на уроках то же, что и 20-30 лет назад.

Актуальность данного пособия в том, что автор стремится изменить эту ситуацию в рамках предмета сольфеджио, расширяя стилистические рамки традиционного курса, то есть обновляет материал инструктивного пособия для чтения с листа, включая в него образцы предклассической и романтической музыки, примеры из пластов фольклора и разнообразного музыкального творчества XX века.

Это позволит переориентировать слух учащихся, помочь им освоить на практике ладовые системы, организованные иначе чем , централизованные мажоро-ч минор, основанные на одной тонике, и, таким образом, подготовить их к восприятию современного звукового пространства.

Расположение примеров для сольфеджирования систематизировано по принципу “от простого к сложному”.Для младших классов предлагаются одногшолосные образцы в простых диатонических ладах (дихорды, трихорды, тетрахорды, пента и гексахорды). В разделе для средних классов – расширяется круг изучаемых ладов - введена пентатоника, и усложняются формы работы с ними : кроме одноголосия еще и пение с аккомпанементом и двухголосие; старшеклассникам -- рекомендуется материал, построенный на сложных для интонирования семиступенных диатонических ладах (лидийский, миксолидийский и т пр.), а также смешанных и вариантных.

Основной акцент в пособии сделан на освоении ладовых особенностей диатонической музыки --- ярких примеров из фольклора и произведений XX века. Часть музыкальных примеров заимствована из репертуара по специальности (сборников пьес для фортепиано, флейты, кларнета, баяна и др.) Это связывает предмет сольфеджио с исполнительской практикой, что конечно же заинтересовывает учащихся и придает их деятельности осмысленный характер. Ценность пособия также в том, что автор оставляет все же инициативу преподавателю в отборе материала (с учетом разницы в уровне учебных групп) -- не распределяет материал по классам, а делит на блоки : для младших, средних и старших.Автор также дает рекомендации по работе с модальной музыкой.. Таким образом, материал пособия М. Мешковой поможет не только в знакомстве с музыкой широкого стилевого диапазона, но и послужит мостиком к освоению современного музыкального языка.

Среди учебных пособий, непосредственно адресованных учащимся эстрадных отделений -- “ДЖАЗОВОЕ СОЛЬФЕДЖИО” О. Хромушина для 3-7 классов ДМШ, издание “Композитор” (С-Пб, 2002 г., 2 редакция). Автор предлагает в комплекте с названным и “Учебник джазовой импровизации” и пособие “Джентельментский набор для начинающего джазмена”.

Учебник “Джазовое сольфеджио” содержит раздел “Сольфеджжирование в манере джаза, или дети поют скэт”.Кроме того, включает

1) ритмические упражнения (ритмические стандарты для разминки);

2) ритмико-мелодические упражнения;

3) примеры одноголосные;

4) примеры двухголосные;

5) трехголосные примеры;

6) четырехголосие.

Сольфеджирование в манере “скэт” -- дополнение к классическому сольфеджированию”. Необычные для детей мелодии, гармонии и ритмические сочетания, синкопирование в стиле свинга обогащают традиционный дидактический материал и развивают музыкальный слух.

В пособие, помимо тренировочных упражнений, рассчитанных на закрепление навыков чтения с листа , включены и известные джазовые темы Гершвина, Бернстайна, Лоу, Леграна, Уолллера, Роджера, М.Дунаевского и др. композиторов. Весь музыкальный материал имеет буквенно-цифровую гармонию, позволяющую сопровождать сольфеджирование аккомпанементом. Последний раздел (“Четырехголосие”) специально аранжирован для концертного исполнения. К достоинствам учебника следует отнести ценные методические пояснения и советы, разбросанные по всем разделам, помогающие освоению стилевых особенностей джаза в вокальном исполнении (в частности, обучение свинговому пению , которое строится на акцентировании слабых долей такта).

Наряду с учебником О. Хромушина хотелось бы назвать два сборника, которые можно использовать в этом же направлении. Это сборник “Чарующий свинг” (Джазовые мелодии в стиле свинг первой половины 20 века), выпущенный издательством “Фактор”, Харьков, 2007, в который вошли яркие мелодии зарубежной джазовой музыки начала 20 века, любимые всеми, из популярных кинофильмов и мюзиклов. Все мелодии расположены в хронологическом порядке, и каждая дается в авторской гармонизации. Польза в приобретении навыков исполнения эстрадно- джазовой музыки начинающими музыкантами –очевидна.

Второй сборник, выпущенный тем же издательством “Лирические песни Дж. Гершвина”.Сочетание традиций импровизационного джаза, элементы афро-американского фольклора и легкого жанра (так называемой эстрады Бродвея ) с формами европейской музыкальной классики – оперной, симфонической, концертной, может быть очень интересен для вокалистов, приобретающих навыки в исполнении эстрадно—джазовой музыки.

Необычайно востребованными ,на мой взгляд, на уроках сольфеджио на эстрадном отделении могут быть сборники “ДЖАЗ ДЛЯ ДЕТЕЙ” (в серии “Учебно-методические пособия”, составитель С. Барсукова, выпуски 1—6 , выпущенные издательством “Феникс”, Ростов-на Дону, 2003-2005). Сборники содержат образцы джазовых произведений для фортепиано-- разнообразные пьесы, этюды, ансамбли, которые помогут приобщиться к специфическому джазовому языку с его непростой ритмикой и гармонией, и расширить репертуар юных исполнителей. Все пьесы очень интересны по содержанию и выразительным средствам, знакомят с элементами джазового музыкального языка. Все это позволяет использовать многие пьесы а) в качестве иллюстративного материала при знакомстве с той или иной темой (например, пьеса М. Шмитца “Поющие септаккорды”); б) использовать как примеры для ритмической сольмизации; в) применять как двухголосные ритмические партитуры в качестве ритмических упражнений (например, пьесы Г. Мурадяна “Шаги в тишине” или “Весеннее настроение”, с интересными ритмическими сочетаниями (названные примеры звучат в исполнении на фортепиано). Эти упражнения дети всегда выполняют с удовольствием и интересом парами, группами, как второй голос с преподавателем. Методическая ценность сборников -- в предисловиях, где дается характеристика жанров в джазе (блюз, рэг-тайм, буги-вуги, босса-нова и пр.), отмечаются их стилистические особенности.

Еще один сборник, но уже авторский – “25 джазовых инвенций” Манфреда Шмитца, издательство Лейпциг—Классика ХХI , М., 2004. Язык этих пьес во многом опирается на баховскую стилистику, но в то же время содержит джазовые ритмы, характерные мелодические фигуры, и главное – джазовую импровизационность. Это, как пишет автор “и придает инвенциям особую прелесть и помогает перекинуть мостик между стилями, разделенными двумя столетиями”. Полифонические пьесы с довольно простым голосоведением можно использовать как примеры для двухголосного пения на уроках .(звучит фрагмент джазовой инвенции фа мажор М.Шмитца)

В разделе программы “Воспитание творческих навыков” считаю интересным использование пособия по развитию навыков игры по слуху и транспонирования, а также детский песенник “Музыкальная шкатулка” (Издательство “Союз художников”, С-Пб,2000-2002, вып. 1-2 ), составители М. Беленькая, С. Ильинская. Пособие предназначено для развития творческой инициативы и самостоятельности учащихся в работе. Задания направлены на активизацию слуха, развитие чувства ритма, музыкальной памяти, хорошей ориентации на клавиатуре, и сгруппированы по трем направлениям:

1) подбор по слуху песен с аккомпанементом;

2) их транспонирование;

3) исполнение песен под собственный аккомпанемент;

Цель составителей пособия -- помочь педагогу и ученику выбрать удобную для подбора по слуху и транспонирования песню, заинтересовать ученика этой формой работы. В сборник вошли популярные и доступные для подбора песни . Песни изложены в одну строку (мелодия без аккомпанемента). Над нотным текстом даны буквенные обозначения аккордов. Для каждой песни выписаны нотные расшифровки этих обозначений. Песенный материал расположен последовательно с постепенным усложнением от песен с простой гармонизацией (Т, S, D ) к песням с более развитой -- отклонения в тональности первой степени родства .

К достоинствам пособия можно отнести и возможность использования на уроке: рассматривается поэтапно принцип подбора по слуху и транспонированию, освоение фактурных вариантов сопровождения. . В итоге игра по слуху и транспонированию рассматривается авторами пособия как метод развития творческих способностей.

В программе для эстрадников в разделе “Элементарное музицирование” (ритмическая импровизация) рекомендуется использование джазово-эстрадных композиций, фонограмм, которые можно почерпнуть из интернета и широко применять на групповых уроках. (звучат примеры эстрадно-джазовых композиций )

Музыкальные фонограммы могут служить звуковым фоном как для исполнения заданных ритмических партитур, так и для сочинения собственных ритмических рисунков и композиций. В этой форме работы усваивается отличительная черта джаза -- специфика ритмической пульсации. Музыкальный язык джаза подразумевает коллективное музицирование, одно из условий которого – постоянный ритмический пульс. Именно в коллективных занятиях вырабатывается ощущение ритмического пульса, оно должно совпадать и воспитываться в процессе систематических занятий.