Урок химии на тему "Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе"

Разделы: Химия


Цель: Изучить свойства воды, круговорот воды в природе.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся со свойствами воды как химического вещества; формировать представления о важнейших классах неорганических соединений: кислотах и основаниях; учить учащихся записывать уравнения реакций
  • Развивающие: создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развивая логическое мышление; активизировать познавательную деятельность школьников, развивая интереса к науке; формировать умение выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы.
  • Воспитательные: воспитание положительной мотивации учения, интереса к знаниям, умения проводить самооценку; воспитывать чувство прекрасного.

Тип урока: изучение нового материала.

С применением технологии критического мышления.

Метод обучения: частично-поисковый

Оборудование. Компьютер с программой презентаций о воде, экран, схемы и таблицы, приборы и материалы к демонстрациям.

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация к уроку;

4 сосуда, 2 апельсина, картофель, железный противень, чашка Петри, кристаллизатор, фарфоровые чашки, пипетки.

Реактивы: натрий, вода, фенолфталеин, оксид кальция

Ход урока

Мотивация Ребята, наш урок мне хотелось бы начать с демонстрации эксперимента. Мне нужны 2 помощника. Есть желающие?

Эксперимент: 3 сосуда наполненных водой, в одном из сосудов не вода, а раствор соли.

2 ученика апельсин и мелкую картофелину опускают в 2 сосуда с водой (апельсин всплывает, а картофелина тонет). Учитель опускает мелкую картофелину в раствор соли (картофелина всплывает).

- Почему более тяжелый апельсин всплывает, а легкая картошка тонет?

- Может мне кто-то скажет, почему так происходит?

Учитель:

Причиной всему свойства загадочного и удивительного вещества имя которого – вода. Плюс маленькие химические хитрости, которые я использовала.

О Воде сложены былины и песни, её считают святой и живой, её уважают и почитают.

“Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана,
И все это – только вода”.

Тучи, облака, туман, несущие влагу всему живому на земной поверхности, – это ведь тоже вода.
Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снежные покровы, застилающие почти половину планеты, – и это вода.

“В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности – только вода”.

Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды.

Вода – самая известная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на земле. Не случайно поэты посвящали ей удивительные строки.

Нам кажется, что мы все знаем о ней, но в то же время она таит в себе множество загадок и тайн.

Изучение темы урока Сегодня на уроке мы будем их раскрывать, изучая свойства воды.

Тема урока: Вода, её физические и химические свойства. Круговорот воды в природе.

1. Физические свойства воды, особенные свойства воды

- Скажите, что представляет собой вода?

(жидкость, бес цвета и запаха)

- При какой температуре вода закипает?

- При какой температуре вода замерзает?

Учитель:

Итак, вода – это жидкость, не имеющая цвета и запаха. Кипит при температуре 1000С, замерзает при 00С

- Вспомните из курса физики плотность воды? (плотность – 1г/см3 )

- Ребята, скажите, почему лед – твердая вода не тонет в жидкой воде?

(Твердая вода – лед имеет меньшую плотность = 0,9г/см3 и при плавлении плотность воды не уменьшается как у всех веществ, а наоборот увеличивается).

Учитель: Это особенность воды!

При нагревании от 0 °C до + 4 °C (точнее, 3,98 °C) вода сжимается.

Соответственно, при остывании – её плотность падает. Когда температура опускается ниже 4 °C, то более холодная вода, т.к. менее плотная, остаётся на поверхности и замерзает, таким образом, подо льдом сохраняется положительная температура.

И хотя зимой поверхность водоема скована льдом, на дне водоема температура всегда равна 4°С. Это свойство воды позволяет рыбе зимовать в замерзших водоемах, прудах и озерах.

Другая особенность воды – это ее большая теплоемкость.

(Это количество теплоты, необходимое для нагревания 1 моль вещества).

Благодаря этому вода медленно нагревается и медленно остывает. Т.о. водные бассейны регулируют температуру на нашей планете.

Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный камень, если бы не вода, которая поглощает и возвращает очень много тепла, тем самым “выравнивает” климат.

- Ребята, в древности воду называли оборотень? Почему?

(вода может находиться в трех агрегатных состояниях)

Да, верно, еще древнегреческий философ Фалес Милетский говорил, что вода “единственное на земле вещество, встречающееся одновременно в трех состояниях – твердом, жидком и газообразном”.

В газообразном состоянии вода находится в атмосфере, в жидком и твердом – в гидросфере.

Физкульт. минутка ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА

Ребята, давайте отвлечемся от урока, но не перестанем думать о его теме. Встаньте, пожалуйста.

На улице мороз. (ПОЕЖИЛИСЬ)

Но Вы с радостью идете с родителями покупать новогодние подарки. (ШАГАЕМ)

Замерзли на морозе и как вода превратились в лед, застыв в неподвижной позе. (ЗАСТЫЛИ)

Потеплело. Лед растаял. (ПРИСЕЛИ)

Стало жарко как нынешним летом, вода превратилась в пар. Поднялась высоко, высоко. (ПОТЯНУЛИСЬ вверх)

И выпала на землю дождем. (СЕЛИ)

ЗАЙМИТЕ ВАШИ МЕСТА.

Спасибо!

Лабораторная работа Химические свойства воды

Мы рассмотрели физические свойства воды. Теперь давайте познакомимся с некоторыми ее химическими свойствами. Т.е. теми свойствами, которые она проявляет при взаимодействии с другими веществами.

Запишите себе в тетрадь “Химические свойства воды”

Реагирует с металлами

А) с активными металлами (Ме 1-а группы) при этом образуется гидроксид металла и выделяется водород

Демонстрация опыта натрия с водой

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

Видеофрагмент взаимодействие кальция с водой

Са + 2Н2О = Са(ОН)2 + H2

Б) Вода реагирует с менее активными металлами, стоящими в ряду напряжения до водорода. Образуется оксид металла и водород.

Zn + H2O = ZnO + H2

Реагирует с некоторыми оксидами

А) оксидами активных металлов с образованием растворимых оснований

Лабораторная работа

“Взаимодействие оксида кальция с водой”

Задание: В фарфоровую чашку насыпьте 1 г. Белого порошка оксида кальция и осторожно прилейте к нему 5-10 мл воды. Что наблюдаете? С помощью лакмусовой бумажки определите среду получившегося раствора. Запишите уравнение реакции, наблюдения и свои выводы в рабочую тетрадь.

СаО + Н2О = Са(ОН)2

Б) Вода реагирует с кислотными оксидами , образуя кислоты

СO2 + Н2О = H2СО3

Под действием постоянного электрического тока при высокой температуре 20000С вода разлагается на водород и воду.

2 Н2О = 2 Н2 + О2

На основании изученных свойств воды давайте сделаем вывод – активное ли вещество вода.

(Вода – активное вещество, т.к. вступает в реакции со многими веществами)

3. Круговорот воды в природе

Мы с вами свойства воды физические и химические. Нам осталось изучить круговорот воды в природе.

Я прочту вам сказку “Вода”, которую написал Леонардо да Винчи:

“Вода весело плескалась в родной морской стихии. Но однажды ей взбрела в голову шальная мысль добраться до самого неба. Она обратилась за помощью к огню. Своим обжигающим пламенем он обратил воду в мельчайшие капельки теплого пара, которые оказались гораздо легче воздуха.

Пар тот час устремился вверх, поднимаясь в самые высокие и холодные слои воздуха.

Оказавшись в заоблачной выси, капельки пара окоченели так, что у них зуб на зуб не попадал от холода. Чтобы согреться, они тесно прижались друг другу, став немного тяжелее воздуха, тут же попадали на землю в виде обычного дождя.

Заболев тщеславием, вода вознеслась к небу, но была изгнана оттуда.

Жаждущая земля поглотила дождь до единой капельки. И воде еще долго пришлось отбывать наказание в почве, прежде чем она, смогла возвратиться в морские просторы”.

Догадались ли вы, какие природные явления описал Леонардо да Винчи?

Давайте посмотрим, как это происходит в природе.

(ДЕМОНСТРАЦИЯ опыта “Делаем облако”)

Посмотрите, что происходит.

ОПЫТ “Делаем облако”

Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку.

Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. И выпадение дождя.

- Кто мне скажет, откуда берется дождь?

- Почему вода в виде дождя падает на землю?

(Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, они жмутся друг к другу, образуя облака.

Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.)

- Какой процесс происходит при нагревании воды? (испарение)

- Какой процесс происходит при охлаждении воды? (конденсация)

- Какие это явления физические или химические? Почему?

Рефлексия Рефлексия

Мы с вами разобрали все вопросы.

Давайте, так же как вода делает определенный круг, так и мы давайте вернемся к началу урока, к одному из наших действующих лиц - апельсину. (ДОСТАТЬ АПЕЛЬСИН). Он поможет нам подвести итог.

Беря в руки апельсин и передавая его друг другу, ответьте, пожалуйста, на вопрос:

- Что я узнал сегодня на уроке?

СПАСИБО

Итог урока Итог урока

(На доске нарисована колба. На столах у учащихся заготовки – капельки воды 2 цветов – голубого и серого)

Ребята, давайте с Вами наполним сосуд с водой!

Если урок вызвал у Вас хорошее настроение, понравился Вам, вы узнали для себя что-то новое. Поместите капельку голубого цвета – каплю чистой воды в сосуд.

Если урок не понравился, то поместите в сосуд каплю серого цвета – каплю загрязненной воды.

Домашнее задание Д.З.: Параграф 20, упр № 4 или №5. Сообщение “Роль воды в природе”

Учитель: Ребята, я желаю Вам хорошего настроения и всегда чистой воды! СПАСИБО ЗА УРОК!