Цель: Изучить свойства воды, круговорот воды в природе.
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся со свойствами воды как химического вещества; формировать представления о важнейших классах неорганических соединений: кислотах и основаниях; учить учащихся записывать уравнения реакций
- Развивающие: создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развивая логическое мышление; активизировать познавательную деятельность школьников, развивая интереса к науке; формировать умение выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы.
- Воспитательные: воспитание положительной мотивации учения, интереса к знаниям, умения проводить самооценку; воспитывать чувство прекрасного.
Тип урока: изучение нового материала.
С применением технологии критического мышления.
Метод обучения: частично-поисковый
Оборудование.
Компьютер с программой презентаций о воде, экран, схемы и таблицы, приборы и материалы к демонстрациям.Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация к уроку;
4 сосуда, 2 апельсина, картофель, железный противень, чашка Петри, кристаллизатор, фарфоровые чашки, пипетки.
Реактивы: натрий, вода, фенолфталеин, оксид кальция
Ход урока
Мотивация | Ребята, наш урок мне хотелось бы начать
с демонстрации эксперимента. Мне нужны 2
помощника. Есть желающие? Эксперимент: 3 сосуда наполненных водой, в одном из сосудов не вода, а раствор соли. 2 ученика апельсин и мелкую картофелину опускают в 2 сосуда с водой (апельсин всплывает, а картофелина тонет). Учитель опускает мелкую картофелину в раствор соли (картофелина всплывает). - Почему более тяжелый апельсин всплывает, а легкая картошка тонет? - Может мне кто-то скажет, почему так происходит? Учитель: Причиной всему свойства загадочного и удивительного вещества имя которого – вода. Плюс маленькие химические хитрости, которые я использовала. О Воде сложены былины и песни, её считают святой и живой, её уважают и почитают.
Тучи, облака, туман, несущие влагу всему живому
на земной поверхности, – это ведь тоже вода.
Безгранично многообразие жизни. Она всюду на нашей планете. Но жизнь есть только там, где есть вода. Нет живого существа, если нет воды. Вода – самая известная и самая загадочная из всех жидкостей, существующих на земле. Не случайно поэты посвящали ей удивительные строки. Нам кажется, что мы все знаем о ней, но в то же время она таит в себе множество загадок и тайн. |
Изучение темы урока | Сегодня на уроке мы будем их раскрывать,
изучая свойства воды. Тема урока: Вода, её физические и химические свойства. Круговорот воды в природе. 1. Физические свойства воды, особенные свойства воды - Скажите, что представляет собой вода? (жидкость, бес цвета и запаха) - При какой температуре вода закипает? - При какой температуре вода замерзает? Учитель: Итак, вода – это жидкость, не имеющая цвета и запаха. Кипит при температуре 1000С, замерзает при 00С - Вспомните из курса физики плотность воды? (плотность – 1г/см3 ) - Ребята, скажите, почему лед – твердая вода не тонет в жидкой воде? (Твердая вода – лед имеет меньшую плотность = 0,9г/см3 и при плавлении плотность воды не уменьшается как у всех веществ, а наоборот увеличивается). Учитель: Это особенность воды! При нагревании от 0 °C до + 4 °C (точнее, 3,98 °C) вода сжимается. Соответственно, при остывании – её плотность падает. Когда температура опускается ниже 4 °C, то более холодная вода, т.к. менее плотная, остаётся на поверхности и замерзает, таким образом, подо льдом сохраняется положительная температура. И хотя зимой поверхность водоема скована льдом, на дне водоема температура всегда равна 4°С. Это свойство воды позволяет рыбе зимовать в замерзших водоемах, прудах и озерах. Другая особенность воды – это ее большая теплоемкость. (Это количество теплоты, необходимое для нагревания 1 моль вещества). Благодаря этому вода медленно нагревается и медленно остывает. Т.о. водные бассейны регулируют температуру на нашей планете. Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный камень, если бы не вода, которая поглощает и возвращает очень много тепла, тем самым “выравнивает” климат. - Ребята, в древности воду называли оборотень? Почему? (вода может находиться в трех агрегатных состояниях) Да, верно, еще древнегреческий философ Фалес Милетский говорил, что вода “единственное на земле вещество, встречающееся одновременно в трех состояниях – твердом, жидком и газообразном”. В газообразном состоянии вода находится в атмосфере, в жидком и твердом – в гидросфере. |
Физкульт. минутка | ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА Ребята, давайте отвлечемся от урока, но не перестанем думать о его теме. Встаньте, пожалуйста. На улице мороз. (ПОЕЖИЛИСЬ) Но Вы с радостью идете с родителями покупать новогодние подарки. (ШАГАЕМ) Замерзли на морозе и как вода превратились в лед, застыв в неподвижной позе. (ЗАСТЫЛИ) Потеплело. Лед растаял. (ПРИСЕЛИ) Стало жарко как нынешним летом, вода превратилась в пар. Поднялась высоко, высоко. (ПОТЯНУЛИСЬ вверх) И выпала на землю дождем. (СЕЛИ) ЗАЙМИТЕ ВАШИ МЕСТА. Спасибо! |
Лабораторная работа | Химические свойства воды Мы рассмотрели физические свойства воды. Теперь давайте познакомимся с некоторыми ее химическими свойствами. Т.е. теми свойствами, которые она проявляет при взаимодействии с другими веществами. Запишите себе в тетрадь “Химические свойства воды” Реагирует с металлами А) с активными металлами (Ме 1-а группы) при этом образуется гидроксид металла и выделяется водород Демонстрация опыта натрия с водой 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2 Видеофрагмент взаимодействие кальция с водой Са + 2Н2О = Са(ОН)2 + H2 Б) Вода реагирует с менее активными металлами, стоящими в ряду напряжения до водорода. Образуется оксид металла и водород. Zn + H2O = ZnO + H2 Реагирует с некоторыми оксидами А) оксидами активных металлов с образованием растворимых оснований Лабораторная работа “Взаимодействие оксида кальция с водой” Задание: В фарфоровую чашку насыпьте 1 г. Белого порошка оксида кальция и осторожно прилейте к нему 5-10 мл воды. Что наблюдаете? С помощью лакмусовой бумажки определите среду получившегося раствора. Запишите уравнение реакции, наблюдения и свои выводы в рабочую тетрадь. СаО + Н2О = Са(ОН)2 Б) Вода реагирует с кислотными оксидами , образуя кислоты СO2 + Н2О = H2СО3 Под действием постоянного электрического тока при высокой температуре 20000С вода разлагается на водород и воду. 2 Н2О = 2 Н2 + О2 На основании изученных свойств воды давайте сделаем вывод – активное ли вещество вода. (Вода – активное вещество, т.к. вступает в реакции со многими веществами) 3. Круговорот воды в природе Мы с вами свойства воды физические и химические. Нам осталось изучить круговорот воды в природе. Я прочту вам сказку “Вода”, которую написал Леонардо да Винчи: “Вода весело плескалась в родной морской стихии. Но однажды ей взбрела в голову шальная мысль добраться до самого неба. Она обратилась за помощью к огню. Своим обжигающим пламенем он обратил воду в мельчайшие капельки теплого пара, которые оказались гораздо легче воздуха. Пар тот час устремился вверх, поднимаясь в самые высокие и холодные слои воздуха. Оказавшись в заоблачной выси, капельки пара окоченели так, что у них зуб на зуб не попадал от холода. Чтобы согреться, они тесно прижались друг другу, став немного тяжелее воздуха, тут же попадали на землю в виде обычного дождя. Заболев тщеславием, вода вознеслась к небу, но была изгнана оттуда. Жаждущая земля поглотила дождь до единой капельки. И воде еще долго пришлось отбывать наказание в почве, прежде чем она, смогла возвратиться в морские просторы”. Догадались ли вы, какие природные явления описал Леонардо да Винчи? Давайте посмотрим, как это происходит в природе. (ДЕМОНСТРАЦИЯ опыта “Делаем облако”) Посмотрите, что происходит. ОПЫТ “Делаем облако” Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. И выпадение дождя. - Кто мне скажет, откуда берется дождь? - Почему вода в виде дождя падает на землю? (Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.) - Какой процесс происходит при нагревании воды? (испарение) - Какой процесс происходит при охлаждении воды? (конденсация) - Какие это явления физические или химические? Почему? |
Рефлексия | Рефлексия Мы с вами разобрали все вопросы. Давайте, так же как вода делает определенный круг, так и мы давайте вернемся к началу урока, к одному из наших действующих лиц - апельсину. (ДОСТАТЬ АПЕЛЬСИН). Он поможет нам подвести итог. Беря в руки апельсин и передавая его друг другу, ответьте, пожалуйста, на вопрос: - Что я узнал сегодня на уроке? СПАСИБО |
Итог урока | Итог урока (На доске нарисована колба. На столах у учащихся заготовки – капельки воды 2 цветов – голубого и серого) Ребята, давайте с Вами наполним сосуд с водой! Если урок вызвал у Вас хорошее настроение, понравился Вам, вы узнали для себя что-то новое. Поместите капельку голубого цвета – каплю чистой воды в сосуд. Если урок не понравился, то поместите в сосуд каплю серого цвета – каплю загрязненной воды. |
Домашнее задание | Д.З.: Параграф 20, упр № 4 или №5.
Сообщение “Роль воды в природе” Учитель: Ребята, я желаю Вам хорошего настроения и всегда чистой воды! СПАСИБО ЗА УРОК! |