Родителей и педагогов, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, лучше подготовить ребенка к школе.
Главная задача, которую должно решать предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активность и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний .
Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой.
Всем известно, что развитие руки ребенка находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.
Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Ф. Энгельс рассматривал труд и членораздельную речь как главные стимулы, под влияние которых развивался человеческий мозг – в процессе труда совершенствовалась правая рука и механизмы речи.
“Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев” - писал В.А. Сухомлинский, “Рука – это инструмент всех инструментов”, говорил Аристотель, Кант писал – “ Рука – это своего рода внешний мозг”. Что это значит? А именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или не осознанные, отражаются в положении наших рук, мелких движениях пальцев. Установлено, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Уровень мелкой моторики – один их показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению ребенка в школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в речевом развитии детей, чем общение с взрослыми. Оно так же, как и общение с взрослыми возникает в основном в совместной деятельности и может осуществляться по-разному.
Также одной из важных задач предшкольной подготовки является работа по подготовки руки к письму, поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития ручной умелости. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Одним из приемов развития мелкой моторики - занятия в технике оригами, которые способствуют развитию у детей навыков мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Оригами это не только популярное развлечение, но и мощное педагогическое средство.
Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляционных слогов. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев, а такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание. Предметная деятельность, пальчиковые игры, складывание фигурок оригами стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствуют расширению активного и пассивного словаря детей. Дошкольники приобретают навыки, умение и опыт, необходимые для общения в школе.
Ни один вид творчества не сравниться с оригами в своей многофункциональности. По значимости для развития детей оригами можно поставить на первое место. Искусство оригами является для ребенка прекрасной развивающей игрой. В длинный список развиваемых им качеств входят такие, как: воображение, зрительная память, фантазия, сообразительность, мелкая моторика рук, мышление, внимательность, уравновешенность, уверенность в своих силах, терпение, коммуникабельность и др.
В процессе занятий оригами (при обследовании образца, во время объяснения последовательности выполнения задания, рассматривания итоговой работы), происходит речевое взаимодействие: речь ребенка развивается в результате восприятия речи взрослых и собственной речевой активности; ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для речевого саморазвития. А также развивается пространственное воображение, глазомер, способность концентрировать внимание, запоминать. Начинает работать фантазия, творческий потенциал. Ребенок усваивает еще один способ выражения себя.
Элементы оригами могут быть использованы как методический прием во всех группах детского сада. К складыванию несложной фигурки можно подобрать стихотворение, скороговорку или считалку, синхронизируя действие с проговариванием текста. Так же можно изготавливать фигурки-оригами для сказок. Сказки привлекают детей простотой сюжета, быстрым развитием событий, яркостью образа героев. Используя игрушки-оригами можно инсценировать не только сказки, но и другие произведения, а также придумывать свои.
В коррекционных группах занятия можно строить на основе темы недели. Например, тема “Перелетные птицы” - складываем грача; тема “Транспорт” - лодку, пароход, ракету, легковую машину; тема “Комнатные растения” - цветущий кактус.
В построении занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности и способности детей, делать так, чтобы занятия оригами были интересными и увлекательными. Хорошо начинать занятия с показа красивых и сложных моделей, рассказывая об оригами, чтобы заинтересовать детей. Работать желательно с большим квадратным листом, медленно показывая каждый шаг, разъясняя ориентиры на листе: верхний край, нижний край, середина, угол, складка, сторона. За одно занятие дети обычно осваивают одну фигурку. В коррекционных группах такие занятия лучше проводить по подгруппам.
Большое воспитательное значение имеет изготовление коллективных работ. Активная совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, может способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании работы, оказывать помощь тем кто в ней нуждается, подбодрить товарища и т.д.
В результате постоянной работы с данной техникой улучшается мелкая моторика рук, расширяется словарь, что способствует развитию связной речи детей, совершенствуются навыки общения. Если на первом этапе внедрения этой технологии дети затруднялись объяснить свои действия (что и как они складывают, в какой последовательности выполняют работу), то в последствии они могут рассказать, как выполняется работа, придумать небольшой рассказ о своей поделке, дать совет товарищу.
Анализ результатов диагностики проведенной на последнем этапе работы, показал, что уровень развития мелкой моторики повысился на 65%, речевая активность - на 34%.
Занятия оригами настолько просты, доступны и интересны, что их можно использовать в семейном кругу, организуя досуг ребенка, потому что для изготовления поделок необходим лишь листок бумаги. Совместное изготовление фигурок оригами принесет радость и детям и взрослым. Из бумажных фигурок можно составлять композиции, дополняя их аппликацией и рисунком.
Литература.
1.Арсеньева, Л.Ю. Лучшие оригами.250 оригинальных моделей/ М.: РИПОЛ классик: ДОМ. ХХI век, 2009.- 189с.
2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Развиваем руки- чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Ярославль: “Академия развития”, Академия Холдинг, 2000.-192с
3. Голубь В.Т. Графические диктантф: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет./ М.: ВАКО, 2009.- 144с.
4. Соколова, С.В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [Текст] / С.В. Соколова. – М.: “Эксмо”: “Валери СПД”, 2001.- 224с.
5. Соколова, С.В. Сказки из бумаги [Текст] / М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД, 2004. – 240с.
6. Тарабарина, Т.И. Оригами и развитие ребенка [Текст] / Ярославль: “Академия развития”,1996.-240с.
7.. Филичева, Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника [Текст] / Екатеринбург, “АРГО”, 1996г. – 80с.
8. Шумаков, Ю.В. Учимся оригами. Практический курс для начинающих Выпуск 1 [Текст] / Кочеткова Е.Р. Ростов – на – Дону: РИФ “Лицей”, 1995 - 48с.