Тема урока: "Реки". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цель урока: формирование представления о водах суши на основе знаний о реках.

Задачи урока:

Образовательная: формировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины.

Развивающая: научить показывать реки, определять устье, исток, ее притоки и определять границы речной системы и бассейна реки; продолжить развитие умений выделять главное при работе с текстом учебника географии.

Воспитательная: воспитание географической культуры и эстетического восприятия географических объектов.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: физическая карта мира, физическая карта России, атласы для 6-го класса, компьютерная презентация, раздаточный материал для самостоятельной работы.

Методы: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку, выявление отсутствующих.

II. Изучение нового материала.

Мотивация и целеполагание, настроить на учебную деятельность, активировать мыслительную деятельность, заинтересовать, научить ставить цель.

Темой сегодняшнего урока, будет отгадка загадок:

А) Течет, течет – не вытечет
Бежит, бежит – не выбежит.

Б) Не конь, а бежит
Не лес, а шумит

В) Между гор, между дол
Бежит белый конь

Тема сегодняшнего урока будет называться “Реки” (записать в тетради)

Вопрос: Что мы должны узнать сегодня на уроке? (ответы детей)

Рек в России более 200 тыс. больших и малых. Они плано несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности живописный вид, вдохновляя художников и поэтов на создание произведений.

– Если можно встретить человека, который не видел океан или не был на море, то о реке сказать такого нельзя. Реку видел каждый из нас. (Показ слайдов)

Вопрос: Что такое река? (высказывания детей, сравнить с учебником, записать определение в тетрадь)

Река – это водный поток, текущий в выработанном углублении – русле реки.

Вопрос: Какое новое понятие встретили? (русло)

Все новые определения выписываются на доске.

Вопрос: Что такое русло? (показ слайдов о строении речной долины)

Каждая река имеет исток и устье. (Показ слайдов)

Задание: работая с текстом учебника заполните таблицу.

Части реки

Определение

Примеры

Исток Начало реки Выход подземных вод, озеро, ледники в горах, слияние двух рек
Устье Место, где река впадает в другую реку, озеро или море Река, озеро, море, другая река

Вопрос: почему вода в реке течет? (есть уклон, показ слайда).

Исток будет находится выше устья. Как по карте мы можем определить где местность выше, а где ниже? (ответы детей – по цвету).

Вопрос: Как реки обозначаются на карте? (работа с картами атласа).

Как правильно показывать реки на карте, в каком направлении (от истока к устью).

Работа с картой России.

Найдите исток у рек:

  1. Лена – Байкальский хребет-----море Лаптевых
  2. Ангара – оз. Байкал---------Енисей
  3. Обь----Бия и Катунь--------Карское море

Учитель помогает детям, и отмечает не карте истоки красным магнитом, устья – синим.

Задание по-сложнее: определить исток и устье у Волги.

После того как задание выполнено, учитель еще раз показывает, как правильно показывать реки на карте от истока к устью.

Создание ловушки: показать три реки правильно, а Волгу от устья к истоку, дети должны поправить учителя.

Объясните пословицу: “Река Ока – Волги правая рука”.

Далее идет формирование понятий приток и речная система (показ слайдов).

Приток – это более мелкая река, впадающая в главную реку.

Притоки бывают левые и правые. Как определить, какой приток левый, а какой правый? (показ слайдов)

Работа с картой: – определите, каким притоком для Лены будет Вилюй и Алдан, для Волги – Кама и Ока?

Определения речной бассейн и водораздел по учебнику.

III. Закрепление

Географический диктант.

Вариант 1

  1. Начало реки…………………..
  2. Небольшое углубление заполненное водой………………..
  3. Место впадения реки в другую реку, море, озеро………………….
  4. Главная река со всеми притоками………………………………..
  5. Граница, разделяющая речные системы…………………………..

Географический диктант

Вариант 2

  1. Место впадения реки в другую реку………………
  2. Территория, с которой вся вода стекает в одну реку………………..
  3. Начало реки…………………………
  4. Небольшое углубление заполненное водой…………………
  5. Граница, разделяющая речные бассейны……………………………

IV. Игра – я река (если останется время.)

Я река Волга, беру начало на Валдайской возвышенности – впадаю в Каспийское море.

V. Домашнее задание. Параграф 30 п. 1, 2.

Презентация