3 декабря Магаданская область праздновала свое 60-летие. Для области возраст не большой, но некоторые её страница написаны кровью. На уроке биологии, изучая тему “ Голосеменные растения”, на основе произведений местных поэтов и писателей дана характеристика голосеменных растений кедрового стланика и лиственницы, как наиболее распространенных представителях. На уроке рассмотрены морфологические особенности этих растений, которые позволяют им выживать в условиях севера.
Цель. (Слайд 2) Дать представление об особенностях приспособления голосеменных растениях к природным условиям севера. Выявить роль стланика в природе и жизни человека.
Задачи урока.
Образовательные.
Познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений, на примере стланика; показать роль голосеменных в природе и хозяйственной деятельности человека.
Развивающие.
Сформировать умения работы с натуральными объектами и лабораторным оборудованием, продолжить развивать умение выделять главное, ясно выражать свои мысли, выдвигать гипотезы, решать творческие задачи.
Воспитательные.
Воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету, формировать культуру общения, привить любовь к природе, истории своего края.
Оборудование. Лупы, линейки, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы, гербарий лиственницы и кедрового стланика, коллекция шишек голосеменных, ПК, проектор, слайды, рисунки учебника.
Методы обучения. Словесные, наглядные, работа в группах, сообщения учащихся, лабораторная работа.
Форма урока: комбинированный.
Формируемые компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования.
Ход урока
(Слайд 3)
“Охранять природу – значит любить
Родину”.
“Все прекрасное на Земле от Солнца, все хорошее
– от человека”.
М. Пришвин
Организационный момент.
Приветствие. Объяснение целей и задач урока, настроить детей на мотивационную и плодотворную деятельность.
Елена Михайловна Гоголева в своем интервью по телевизору, когда её спросили, что она бы выбрала символом нашей области, она ответила: “Стланик”. Сегодня нам предстоит доказать, что стланик вполне может стать символом нашей области. (Слайд 4)
Привет тебе,
Колымский колкий стланик,
Сибирских кедров самый младший брат!
(Е.М. Гоголева)
(Слайд 5)
Почему стланик назван “Сибирских кедров самый младший брат”? Какие признаки указывают на то, что стланик относится к голосеменным растениям?
Выполните первое задание. (Слайд 6. 7)
Рассказ учителя. Кедровый стланик занимает большие пространства на Северо-Востоке нашей страны. Он широко распространен к востоку от реки Лены вплоть до побережья Тихого океана. На американском материке стланик не встречается. На юге кедровник проникает в Монголию, спускается почти до Амура, выходя к Амуру несколько ниже Хабаровска. Заросли кедрового стланика занимают в Р.Ф. до 2,8 процента всей покрытой лесом площади. Кедровник чаще всего растет густыми чистыми зарослями, а также проникает в подлесок высокогорных лесов и в редколесье. Какие же приспособления есть у стланика, чтобы выжить в суровых условиях.
Задание.
Рассмотрите срез стланика. Что вы наблюдаете? Как расположены годичные кольца? Где находится сердцевина? (Годичные кольца не широкие, сердцевина смещена в сторону.) Почему так? В этом нам поможет отрывки из рассказа Варлама Шаламова “Кант”.
“И только одно дерево было всегда зелено, всегда живо – стланик, вечнозеленый кедрач. Это был предсказатель погоды. За два-три дня до первого снега, когда днем было еще по-осеннему жарко и безоблачно и о близкой зиме никому не хотелось думать, стланик вдруг растягивал по земле свои огромные, двухсаженные лапы, легко сгибал свой прямой черный ствол толщиной кулака в два и ложился плашмя на землю. Проходил день, другой, появлялось облачко, а к вечеру задувала метель, и падал снег. А если поздней осенью собирались снеговые низкие тучи, дул холодный ветер, но стланик не ложился – можно было быть твердо уверенным, что снег не выпадет.
В конце марта, в апреле, когда весной еще и не пахло и воздух был по-зимнему разрежен и сух, стланик вокруг поднимался, стряхивая снег со своей зеленой, чуть рыжеватой одежды. Через день-два менялся ветер, теплые струи воздуха приносили весну.
Стланик был инструментом очень точным, чувствительным до того, что порой он обманывался, – он поднимался в оттепель, когда оттепель затягивалась. Перед оттепелью он не поднимался. Но еще не успело похолодать, как он снова торопливо укладывался в снег. Бывало и такое: разведешь с утра костер пожарче, чтобы в обед было, где согреть ноги и руки, заложишь побольше дров и уходишь на работу. Через два-три часа из-под снега протягивает ветви стланик и расправляется потихоньку, думая, что пришла весна. Еще не успел костер погаснуть, как стланик снова ложился в снег…”
(Слайд 8)
О каком свойстве стланика здесь говорится?
Да это свойство стланика стелиться по земле, от чего это растение и получило свое название.
А почему так происходит, расскажет нам докладчик.
Сообщение.
Движение ветвей стланика происходит из-за сокращения (сжатия) древесины при замерзании воды, содержащейся в клетках и полостях тканей. Направление движения – полегание обусловлено особенностями строения древесины верхней и нижней сторон ветвей стланика. На нижней стороне ветвей древесина твердая, красноватого цвета, На верхней она мягче. Годичные кольца (слои древесины, соответствующие ежегодному приросту по диаметру) с нижней стороны значительно шире, чем верхней. Центр обычно сдвинут кверху.В тканях верхней и нижней сторон древесины содержится различное количество клеток и полостей, заполненных водой. Поэтому при замерзании они сокращаются неравномерно; древесина нижней стороны сокращается сильнее в направлении радиуса, то есть от центра к наружной части. Это и вызывает движение стланика вниз, т. е полегание.
Учитель. (Слайд 9)
– В межгорной впадине шумит
Тайга, а на переднем плане,
Розеткой, разветвляя ствол,
Сервировал кедровый стланик
Вершину, ровную, как стол. (Кодар Сергей Эльманович)
О каких особенностях в своем стихотворении говорит поэт? У стланика чашеобразная форма роста, а с чем это связано послушаем еще одно сообщение.
Сообщение.
Кедровый стланик растет на различных горных породах и почвах, (конденсация) водяных паров воздуха, главный источник снабжения растений влагой. Часто кедровый стланик растет на каменистых глыбах, скалах, лишенных почвенного слоя, а также на лесных и болотных почвах и даже на моховых болотах. Мхи постоянно растут в высоту и обволакивают стволики и ветви стланика. Благодаря этому они постепенно погружаются в моховую подушку. После погружения корни начинают ощущать недостаток кислорода, которого в нижних частях мохового слоя содержится очень мало. В таких условиях на частях ветвей, близко расположенных от поверхности, энергично начинают формироваться придаточные корни. Их деятельность обеспечивает всё растение кислородом. Придаточные корни обычно образуются уже в первые годы жизни всходов. При определенных условиях (затенение, повышенная влажность, невысокие температуры) новообразование придаточных корней может продолжаться в течение всей жизни растения.
Учитель. И так мы выяснили, что благодаря особенностям строения стебля, корневой системы стланик может расти там, где вечная мерзлота, сильные морозы и ветры. Образуя придаточные корни, растение имеет особую форму и может расти всю жизнь. Но у нас есть еще удивительное растение, но о нем поговорим чуть позже, а сейчас разомнемся.
Физкультминутка. (Слайд 10)
(Слайд 11) О каком растении мы еще вспомним? Для этого послушайте об одном случае.
Как-то в Сибирь поздней осенью приехал малосведущий в лесном деле, но очень самоуверенный ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
– Это хвойный лес?
– Хвойный.
– А где хвоя?
– Опала.
– По чьей вине?
– Природы.
– Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы.
Придется ли лесничему отвечать за гибель леса? Да это лиственница. Чем она отличается от стланика, для этого проведем небольшую лабораторную работу. (Слайд 12)
Учитель. Лиственницы сбрасывают свою хвою на зиму. Кора у молодых лиственниц гладкая, но с возрастом покрывается трещинами. Хвоинки однолетние, мягкие, узкие, расположены спирально на удлиненных побегах и пучками на укороченных. Леса из лиственницы – светлохвойная тайга – занимают более 40% лесной территории России. Лиственница считается национальным деревом России. В России давно знали о высоком качестве древесины лиственницы. Петр I, закладывавший основы русского флота, прочил лиственнице роль главного строительного материала для больших и малых судов. История лесного дела засвидетельствовала это появлением на Карельском перешейке в 50 км от Ленинграда знаменитой Линдуловской лиственничной рощи, заложенной в 1738 году на площади 1,76 гектара как одно из начинаний по выращиванию корабельного леса вблизи места его потребления. Руководил посадками немецкий лесничий Фокель, специально приглашенный для этого Петром I из Германии. Теперь прославленная роща считается жемчужиной северного лесоводства, сюда организуются многочисленные экскурсии.
(Слайд 13) Лабораторная работа. Приложение.
Вывод. Мы выяснили, что хвоя у лиственницы светло-зеленые, мягкие, не имеющие плотной кожицы, в отличие от стланика. Плотная оболочка ему помогает зимой, но даже такая оболочка не всегда защищает его. Если веточки окажутся на поверхности, то в результате трения друг о друга, а также в результате ударов снежных частиц, песчинок повреждается поверхность: теряется влага и веточки стланика – отмирают.
(Слайд 14) Шишки у кедра крупнее, чешуйки жесткие и на них располагаются по два семени с плотной оболочкой. У лиственницы семена легкие с крылышками, что помогает им распространяться ветром.
А как же распространяются семена кедрового стланика? (Слайд 15, 16, 17)
Послушаем еще одно сообщение.
Орехи кедрового стланика очень богаты жирами и витаминами. Поэтому они – представляют лакомый корм для многих зверей и птиц. Из птиц орешками стланика охотно питаются щур, глухарь, кукушка. Но основным потребителем семян кедровника является кедровка. Кедровка поедает орехи не только осенью, в период их созревания, но собирает и заготавливает большие запасы впрок. Во время осеннего “сбора урожая” птицы, до этого живущие скрыто, в наиболее глухих местах, собираются в стаи и дружно “молотят” шишки кедрового стланика.
Набрав в глотку семена, кедровки разлетаются с ними в разные стороны на расстояние нескольких километров от места заготовки. За один раз птица переносит от 5 до 100 орешков и прячет их в верхних слоях почвы или под напочвенный покров. В каждой кладовой обычно содержится от 15 до 50 орехов. Для хранения на зиму кедровки отбирают самые зрелые и крупные семена.
Зимой кедровки, используют не все
заготовленные семена: часть их оказывается
погребенной под плотным снежным покровом и
становится недоступной для птиц. О некоторых
своих кладовых кедровка, очевидно, “забывает”. В
результате этого в почве ежегодно накапливается
некоторое
количество семян стланика, которые прорастают
весной. Семена, разбросанные, кедровкой осенью и
не использованные зимой, составляют основной
“посевной фонд” кедрового стланика.
Большинство ботаников и зоологов кедровку называют даже “пернатым лесоводам”. Кедровки охотнее устраивают кладовые в горных тундрах или на гарях, растительный покров которых никогда не бывает особенно ГУСТЫМ. Зимой трудно добывать семена, упрятанные среди густого покрова и засыпанные еще сверху снегом.
Для кого еще необходим стланик? (Слайд 18)
Сообщение. Орехами кедровника питаются также некоторые ценные пушные звери, имеющие важное промысловое значение. Соболь поедает в день до 100 граммов орехов кедровника. Они составляют необходимую часть пищевого рациона этих зверька. При разведении соболя в неволе выяснилось, что отсутствие в его пище кедровых орешков приводит к болезням, ослаблению и гибели.
В природе распространение соболя тесно связано с распространением хвойных ореховых пород деревьев — кедра и кедрового стланика. Кроме соболя, семенами стланика, питается белка. Она также устраивает большие запасы на зиму. Заготовку кедровых орешков производит и другой житель таежных лесов – бурундук. В его закромах скапливается до нескольких килограммов семян стланика. В зарослях кедровника находит обильную пищу и медведь. Обычно он переселяется сюда осенью, в период созревания орехов. Питаясь кедровыми орешками, медведь нагуливает к зиме слой жира. Часто, не довольствуясь сборами орехов с кустов, медведь расхищает кладовые других животных зарослях кедровника живет много мышевидных грызунов. Мыши, полевки, а также пищухи охотно едят вкусные и питательные семена стланика. К зиме в их норках скапливаются 'разнообразные запасы, в том числе и орешки стланика. Часто этим прожорливым зверькам не хватает собственных продуктов, и они начинают грабить кладовые кедровок. Мышевидные грызуны иногда уничтожают до 80 процентов запасов птиц. В неурожайные годы, когда отсутствует приток свежих семян, грызуны поедают всходы стланика
Учитель. А какое же значение имеет стланик для человека. Зачитаем отрывки из произведения Варлама Шаламова. Кант.
“Я никогда раньше не работал в бригадах, заготовляющих хвою стланика. Заготовка шла вручную, зеленые сухие иглы щипали, как перья у дичи, руками, захватывая побольше в горсть, набивали хвоей мешки и вечером сдавали выработку десятнику. Затем хвоя увозилась на таинственный витаминный комбинат, где из нее варили темно-желтый густой и вязкий экстракт непередаваемо противного вкуса. Этот экстракт нас заставляли пить или есть (кто как сумеет) перед каждым обедом. Вкусом экстракта был испорчен не только обед, но и ужин, и многие видели в этом лечении дополнительное средство лагерного воздействия. Без стопки этого лекарства в столовых нельзя было получить обед – за этим строго следили. Цинга была повсеместно, и стланик был единственным средством от цинги, одобренным медициной.
Представителем витамина С инструкция считала только хвою стланика. Нынче я был заготовщиком этого драгоценного сырья – я ослабел и из золотого забоя был переведен щипать стланик.
– Походишь на стланик, – сказал утром нарядчик. – Дам тебе кант на несколько дней.
"Кант" – это широко распространенный лагерный термин. Обозначает он что-то вроде временного отдыха, не то что полный отдых (в таком случае говорят: он "припухает", "припух" на сегодня), а такую работу, при которой человек не выбивается из сил, легкую временную работу.
– Работа на стланике считалась не только легкой – легчайшей работой, и притом она была бесконвойной.
Работали парами, заработок был общий и делился пополам.
– Я буду рубить, а ты садись щипать, – сказал он.
– И поживей ворочайся, а то мы не сделаем
нормы. А идти отсюда снова в забой я не хочу.
…Он нарубил стланиковых веток и приволок огромную кучу лап к костру. Я отламывал сучья поменьше и, начиная с вершины ветки, обдирал иглы вместе с корой. Они были похожи на зеленую бахрому.
– Надо быстрее, – сказал мой товарищ, возвращаясь с новой охапкой. – Плохо, брат!..
В ушах звенело, и отмороженные в начале зимы пальцы рук давно уже ныли знакомой тупой болью. Я драл иглы, ломал целые ветки на куски, не обдирая коры, и заталкивал добычу в мешок. Но мешок никак не хотел наполняться. Уже целая гора ободранных веток, похожих на обмытые кости, поднялась около костра, а мешок все раздувался и раздувался и принимал новые охапки стланика. Товарищ стал помогать. Дело пошло быстрее.
– Пора домой, – сказал он вдруг. – А то к ужину опоздаем. На норму тут не хватит. – И, взяв из золы костра большой камень, он затолкал его в мешок.
– Там не развязывают, сказал он, хмурясь. – Теперь будет норма...”
Как сейчас используется стланик? (Слайд19)
Сообщение.
Из одной тонны орешков кедрового стланика может быть получено около 300 килограммов масла оно относится к первосортным маслам, могущим заменить такие ценные растительные масла, как прованское, миндальное и другие.
Масло кедрового стланика, может быть применено для медицинских, фармацевтических и парфюмерно-косметических целей. Жмыхи, получаемые при изготовлении масла из орехов кедрового стланика, могут быть использованы для изготовления конфет, шоколада, халвы и в виде муки идти на кондитерские изделия, а также употребляются в качестве концентрированного корма для скота, используют и его хвою. Она содержит много витамина С. Хвоя наших северных деревьев (сосна, ель, кедр сибирский и кедровый стланик) по своим антицинготным свойствам может быть приравнена к лимонам и апельсинам.
Древесина и хвоя кедровника могут с успехом применяться для получения скипидара, смолы и эфирных масел. Древесина кедрового стланика является хорошим, высококалорийным топливом. Кроме того, кедровый стланик может, быть использован для производства гнутой мебели, ибо по своим свойствам может соперничать с лучшими породами деревьев. При заготовке древесины стланика надо проводить разумные плановые порубки, не допуская хищнического истребления кедровника. В связи с тем, что кедровый стланик медленно растет, его восстановление после вырубок затягивается на 30—40 лет.
В некоторых районах корни кедровника используются местными жителями для всевозможных поделок (плетение корзин). Кедровый стланик интересен и как декоративное растение.
Стланик скрепляет своими многочисленными корнями верхние слои почвы и предохраняет их от разрушения, сползания, смывания. Заросли кедровника оказывают большое ветрозащитное влияние. Это свойство стланика довольно широко используется в северных районах страны. – Посадки кедрового стланика вдоль шоссейных дорог предохраняют их от снежных заносов
Учитель:
Заключительное слово: (Слайд 20)
Как бы широко не применялись эти растения человеком. Необходимо думать об их охране. Хвойные повсеместно вырубаются, лесные пожары и уничтожают. Беднеют леса
Говорим при всем народе:
Чтоб продлить природы век,
Должен помогать природе
Друг природы – человек.
Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век,
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек!
Закончи предложение. (Слайд 21)
- Для размножения голосеменным растениям служат…
- У хвойных растений листья представлены…
- Национальным деревом России является…
- У лиственницы хвоя живет на побегах…
- Фитонциды – это летучие вещества…
- Живица – это…
Подведение итогов
.(Оценки за устные ответы, и проверка тетрадей).
(Слайд 22)
Домашнее задание:
& 16, нарисовать рисунки на тему “Берегите природу!!!”
Итог урока. (Слайд 23)
Мы познакомились с представителями голосеменных растений, особенностями их строения, местами обитания, видовым разнообразием. Закончим урок ответом на первый вопрос, который был поставлен вначале урока.
Кедровый стланик приспособился выживать в очень сложных условиях, как и человек на этой земле. Вы знаете, что в Магаданской области были лагеря для заключенных. Где находились многие совершенно безвинные люди, многим в эти суровые годы стланик спасал жизнь.
Стланик, как и человек, всю свою жизнь борется с природными условиями, успешно им противостоит. Поэтому он в праве, стать символом нашей области.
Формула крови
Мне не родня ливанский кедр и пальмы.
Бук, пинии, акации с каштаном,
И далеки берёзовые рощи -
Они прекрасны, но они иные.
Во мне течёт смолой кедровый стланик,
Во мне струятся над ручьями ивы.
Во мне багульник вместе с иван-чаем
Обозначает контур хромосомы.
Мой букварь, моя первая книга –
голубика,
морошка,
брусника.
Лесотундры изысканный словник –
рододендрон,
рябина,
шиповник.
И в сиянье последнего блика
будут жимолость и голубика,
мной продолжит
Великий Садовник
голубику,
бруснику,
шиповник...
Литература:
- А.И. Никишов, Л.А. Косорукова. Ботаника. Дидактический материал. – Москва. “РАУБ”– “Илекса”, 1998 г.
- М. Аксенова, Г. Вильчек и др. Энциклопедия для детей. Биология. “Аванта”, 2005 год.
- В.С. Анохина, Л.Д. Бурко, Г.И. Захаревская, Г.И. Зубкевич, Н.А. Лемеза, Л.М. Лукьянович, М.С. Морозик, Т.А. Сауткина, И.И. Солодовникова. Эксперименты и наблюдения на уроках биологии. Минск. “Беларуская Энцыклапедыя”, 1998 г.
- Copyright: Елена Михайловна Гоголева, 200S Свидетельство о публикации №230646
- http://ruspoeti.ru/aut/shalamov/
- М.Т. Мазуренко, Т.А.Москалюк “ Краски северного лета”, Владивосток, 2009.