Понятие о словах, обозначающих признаки предметов (имена прилагательные)

Разделы: Начальная школа


Цель урока: ознакомление со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи.

Задачи урока:

  1. Обобщение знаний о словах, обозначающих признаки предметов (имени прилагательном).
  2. Развитине умения употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
  3. Совершенствование навыка правописания.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Чистописание.

– Послушайте, пожалуйста, загадку.

Летит, жужжит, шумит,
На землю садиться,
А никто не боится. (Жук)

– Какой первый звук в слове жук? [ж]

– Какой буквой обозначается? (ж)

– Вот мы сегодня пропишем букву Ж прописную и строчную.

– Давайте вспомним из каких элементов состоит эта буква. (Левый полуовал, длинная наклонная прямая, правый полуовал)

– Как соединяется с другими буквами? На доске: Жж жа жл.

– Жук что делает? (Жужжит)

– Давайте запишем это предложение. На доске: Жук жужжит.

III. Актуализация знаний.

– Из каких слов состоит предложение?

– К какой группе относится слово жук? (Имя существительное)

– А слово жужжит? (Глагол)

– А какую группу слов мы ещё знаем? (Слова, обозначающие признаки предметов)

IV. Постановка учебной задачи.

– Послушайте внимательно текст. (Текст читается без прилагательных)

Дети поймали (хорошенького) жучка. Головка у него (чёрная), крылья (ярко-красные), на крыльях (тёмные) пятнышки. Жучок сложил свои (маленькие) ножки, спрятал усики. Жив ли он? Жив! Он только прикинулся (мёртвым).

– Понятен текст? (Да)

– О ком идёт речь в тексте? (О жучке)

– А вы смогли его представить?

– Какой жучок?

– Что поможет нам представить жучка?

– Какими словами нужно дополнить текст? (Словами, обозначающими признаки)

– Почему?

V. Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи.

– Давайте дополним текст словами, обозначающими какой жучок. (Учитель открывает слайд, на котором записан текст без прилагательных)

Дети поймали (…..) жучка.

– Как вы думаете какого жучка?

– Как лучше, точнее описать жучка?

– Почему автор такое ласковое слово подобрал – жучка, а не жука?

Головка у него (…..), крылья (…..), на крыльях (…..) пятнышки.

– Какая у него была головка?

– Какого цвета?

– Какие у него были крылья?

– Какие пятнышки?

Жив ли он?

– Какое предложение по цели высказывания? (Вопросительное)

Жив!

– А это предложение какое по интонации? (Восклицательное)

Он только прикинулся (…..).

– Как вы думаете каким прикинулся жучок?

– Хотите узнать, какие слова автор использовал при описании жучка? (Да)

(Читается авторский текст)

– А почему автор использовал такие слова?

– А у кого ярче, точнее описание? (У автора)

– Почему? (Больше словарный запас)

– А хотите узнать что было дальше? (Да)

Дети разглядели интересного жучка и на стебелек посадили. Раздвинул жучок свои крылышки и улетел.

– Давайте попробуем озаглавит текст.

– О ком идёт речь?

– А какой это жучок? (Божья коровка)

– А кто знает, что это за жучок такой? (Божья коровка имеет яркую окраску. Она как бы говорит: “Я красивая, но не вкусная”)

– Божью коровку называют хищницей. Как вы думаете почему? (Она поедает тлю)

– Хотите записать этот текст? (Да)

– Какие слова будем использовать для описания жучка? (Авторские)

VI. Повторение сведений об изменении слов по вопросам, орфографическое списывание.

– Отступите строчку записали название текста:

Божья коровка.

– Какое первое предложение?

Дети поймали (хорошенький) жука.

– Стоп, у нас в скобках записан хорошенький, а вы говорите хорошенького.

– Что нужно знать, чтобы записать так как вы сказали? (Слова связаны по смыслу и по вопросам)

– Я читаю первое предложение, вы записываете, а комментирует его Костя.

– Как будем действовать при списывании?

*Повторяем алгоритм списывания:

1) прочитаем предложение;
2) повторим его, не глядя на запись, чтобы проверить, запомнил его или нет;
3) выделим орфограммы;
4) прочитай так как написано;
5) повтори как будешь писать;
6) пиши, диктуя себе орфографически;
7) проверь себя: читай то, что написал в тетради, подчеркивая орфограммы в написанном и сверяя с текстом на доске.

– Я читаю второе предложение, запишите его самостоятельно.

– С чего начнём? Проверим.

Головка у него чёрная, крылья ярко-красные, на крыльях тёмные пятнышки.

– Следующее предложение запишите самостоятельно, подчеркните все орфограммы, посчитайте сколько орфограмм в предложении.

Жучок сложил свои ( маленькие ) ножки, спрятал усики.

– В первом слове какие орфограммы? Во втором? И т.д.? (Учитель отмечает их на слайде)

Жив ли он? Жив!

– Какое предложение по интонации?

– Запишите их.

– Последнее предложение комментирует Настя.

Он только прикинулся мёртвым.

VII. Обобщение знаний, работа со сведениями об именах прилагательных.

– Назовите слова, описывающие жучка.

– Если бы текст был без этих слов, художник смог бы изобразить жучка? (Нет)

– А что ему поможет? (Слова, называющие признак предмета и отвечающие на вопросы какой? какая? какие?)

– Давайте откроем учебник и посмотрим как называется эта группа слов (с.140 сведения).

– Что же такое имя прилагательное?

– А для чего они нам нужны в речи?

– Домой придёте, прочитайте своему брату или сестре текст без прилагательных и попросите их его изобразить, а затем с прилагательными.

VIII. Итог урока.

– Что нового, интересного узнали на уроке?

– С какой группой слов мы познакомились?

– Что она обозначает?

– На какие вопросы отвечает?

– Как называется?