Цель урока: ознакомление со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи.
Задачи урока:
- Обобщение знаний о словах, обозначающих признаки предметов (имени прилагательном).
- Развитине умения употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
- Совершенствование навыка правописания.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Чистописание.
– Послушайте, пожалуйста, загадку.
Летит, жужжит, шумит,
На землю садиться,
А никто не боится. (Жук)
– Какой первый звук в слове жук? [ж]
– Какой буквой обозначается? (ж)
– Вот мы сегодня пропишем букву Ж прописную и строчную.
– Давайте вспомним из каких элементов состоит эта буква. (Левый полуовал, длинная наклонная прямая, правый полуовал)
– Как соединяется с другими буквами? На доске: Жж жа жл.
– Жук что делает? (Жужжит)
– Давайте запишем это предложение. На доске: Жук жужжит.
III. Актуализация знаний.
– Из каких слов состоит предложение?
– К какой группе относится слово жук? (Имя существительное)
– А слово жужжит? (Глагол)
– А какую группу слов мы ещё знаем? (Слова, обозначающие признаки предметов)
IV. Постановка учебной задачи.
– Послушайте внимательно текст. (Текст читается без прилагательных)
Дети поймали (хорошенького) жучка. Головка у него (чёрная), крылья (ярко-красные), на крыльях (тёмные) пятнышки. Жучок сложил свои (маленькие) ножки, спрятал усики. Жив ли он? Жив! Он только прикинулся (мёртвым).
– Понятен текст? (Да)
– О ком идёт речь в тексте? (О жучке)
– А вы смогли его представить?
– Какой жучок?
– Что поможет нам представить жучка?
– Какими словами нужно дополнить текст? (Словами, обозначающими признаки)
– Почему?
V. Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи.
– Давайте дополним текст словами, обозначающими какой жучок. (Учитель открывает слайд, на котором записан текст без прилагательных)
Дети поймали (…..) жучка.
– Как вы думаете какого жучка?
– Как лучше, точнее описать жучка?
– Почему автор такое ласковое слово подобрал – жучка, а не жука?
Головка у него (…..), крылья (…..), на крыльях (…..) пятнышки.
– Какая у него была головка?
– Какого цвета?
– Какие у него были крылья?
– Какие пятнышки?
Жив ли он?
– Какое предложение по цели высказывания? (Вопросительное)
Жив!
– А это предложение какое по интонации? (Восклицательное)
Он только прикинулся (…..).
– Как вы думаете каким прикинулся жучок?
– Хотите узнать, какие слова автор использовал при описании жучка? (Да)
(Читается авторский текст)
– А почему автор использовал такие слова?
– А у кого ярче, точнее описание? (У автора)
– Почему? (Больше словарный запас)
– А хотите узнать что было дальше? (Да)
Дети разглядели интересного жучка и на стебелек посадили. Раздвинул жучок свои крылышки и улетел.
– Давайте попробуем озаглавит текст.
– О ком идёт речь?
– А какой это жучок? (Божья коровка)
– А кто знает, что это за жучок такой? (Божья коровка имеет яркую окраску. Она как бы говорит: “Я красивая, но не вкусная”)
– Божью коровку называют хищницей. Как вы думаете почему? (Она поедает тлю)
– Хотите записать этот текст? (Да)
– Какие слова будем использовать для описания жучка? (Авторские)
VI. Повторение сведений об изменении слов по вопросам, орфографическое списывание.
– Отступите строчку записали название текста:
Божья коровка.
– Какое первое предложение?
Дети поймали (хорошенький) жука.
– Стоп, у нас в скобках записан хорошенький, а вы говорите хорошенького.
– Что нужно знать, чтобы записать так как вы сказали? (Слова связаны по смыслу и по вопросам)
– Я читаю первое предложение, вы записываете, а комментирует его Костя.
– Как будем действовать при списывании?
*Повторяем алгоритм списывания:
1) прочитаем предложение;
2) повторим его, не глядя на запись, чтобы проверить, запомнил его или нет;
3) выделим орфограммы;
4) прочитай так как написано;
5) повтори как будешь писать;
6) пиши, диктуя себе орфографически;
7) проверь себя: читай то, что написал в тетради, подчеркивая орфограммы в написанном и сверяя с текстом на доске.
– Я читаю второе предложение, запишите его самостоятельно.
– С чего начнём? Проверим.
Головка у него чёрная, крылья ярко-красные, на крыльях тёмные пятнышки.
– Следующее предложение запишите самостоятельно, подчеркните все орфограммы, посчитайте сколько орфограмм в предложении.
Жучок сложил свои ( маленькие ) ножки, спрятал усики.
– В первом слове какие орфограммы? Во втором? И т.д.? (Учитель отмечает их на слайде)
Жив ли он? Жив!
– Какое предложение по интонации?
– Запишите их.
– Последнее предложение комментирует Настя.
Он только прикинулся мёртвым.
VII. Обобщение знаний, работа со сведениями об именах прилагательных.
– Назовите слова, описывающие жучка.
– Если бы текст был без этих слов, художник смог бы изобразить жучка? (Нет)
– А что ему поможет? (Слова, называющие признак предмета и отвечающие на вопросы какой? какая? какие?)
– Давайте откроем учебник и посмотрим как называется эта группа слов (с.140 сведения).
– Что же такое имя прилагательное?
– А для чего они нам нужны в речи?
– Домой придёте, прочитайте своему брату или сестре текст без прилагательных и попросите их его изобразить, а затем с прилагательными.
VIII. Итог урока.
– Что нового, интересного узнали на уроке?
– С какой группой слов мы познакомились?
– Что она обозначает?
– На какие вопросы отвечает?
– Как называется?