Урок с использованием ИКТ по теме "Рождаемость и смертность"

Разделы: Экология


Предмет: экология, изучение нового материала.

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 10.

Технологии: Использование компьютерной презентации в программе PowerPoint 2007; технология проблемного обучения.

Цели урока:

  1. Образовательные: ознакомление с понятиями “рождаемость” и “смертность”; сформировать знания о динамике (изменении) численности группы организмов под действием этих понятий; показать необходимость изучения популяций для решения актуальных практических задач.
  2. Развивающие: развитие таких мыслительных операций как: анализ, синтез, обобщение, выделение главного, сравнение сопоставление. Развитие следующих УН: устная речь диалог и монолог, работа с информацией.
  3. Воспитательные: пробудить любознательность, побудить к активности, самостоятельности, закрепить уверенность в своих силах.

Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: план-задание для работы в группах, листы контроля знаний, задания массивом, презентация по теме урока, компьютер, проектор.

Учебник: Экология 10 (11) Криксунов Е.А., Пасечник В.В.

Ход урока

Этапы урока

Учебная задача

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организация начала урока
  Мобилизующее начало урока. Здравствуйте. Я рада Вас всех видеть сегодня на уроке. И для начала давайте восхитимся нашими глубокими знаниями, проведем маленький опрос и вытащим из тайников памяти кое-что ценное о популяции. Я вам раздаю листы контроля в который в течение всего урока Вы будете заносить набранные баллы за работу на уроке, а в конце урока проставите себе оценку. Не забудьте его подписать. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3) Слушают.

Подписывают лист контроля.

II. Проверка знаний
Слайд 1

1 мин.

Активизация знаний учащихся. Выявление пробелов в знаниях и их корректировка. И так к какому термину относятся данные определения? За правильный ответ получаете 2 балла Поднимают руки и отвечают. Записывают полученные баллы.
Слайд 2

5 мин.

  Теперь поработаем в тетрадях. Ответьте, верны или нет следующие суждения. Переписывать ничего не надо ставите только цифру и ответ “да” или “нет”. Время на выполнение работы 5 мин. Выполнили? Давайте проверим (по щелчку мыши вызывает ответы). За каждый правильный ответ поставьте себе по 1 баллу Работают в тетрадях.

Сверяют и выставляют набранное количество баллов.

III. Подготовка к основному этапу занятий
Слайд 3

Слайд 4

Мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности Молодцы! Тема нашего сегодняшнего урока “Рождаемость и смертность”. Запишите тему урока в тетрадь. Сегодня мы познакомимся с понятиями “Рождаемость” и “Смертность”, узнаем об их взаимосвязи и воздействии на численность популяции и поиграем в деловую игру. Записывают тему урока в тетрадь.
IV. Изучение нового материала
Слайд 5

7 мин.

Изучение понятий путем сравнения между собой.

Развитие устной речи.

Термины “Рождаемость” и “Смертность” сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В чём они похожи и какие у них различия узнаем, сравнив эти понятия между собой, заполнив данную таблицу. Какое определение Вы дадите этим понятиям? За правильный ответ поставьте себе 1 балл Слушают, смотрят презентацию.
    (Щелчком мыши на кнопке “По определению” вызывает ответы) Правильно, или по другому можно сказать: рождаемость – это скорость увеличения численности в результате размножения особей, или просто скорость размножения, а смертность – скорость процесса снижения численность популяции.

Как и любой показатель скорости, рождаемость и смертность имеют временную размерность, например: за месяц, за год или десятилетие. И эти характеристики можно выражать в долях или процентах от общей численности. Такое выражение показателей называется относительным. (Щелчком по кнопке “относительные показатели” вызывает определения) Удельные показатели полезны для сравнения между собой популяций с разной численностью. Они более точно характеризуют интенсивность происходящих в популяции процессов.

Отвечают: рождаемость – увеличение численности особей; смертность – уменьшение их численности.

Смотрят презентацию.

    Рассуждаем дальше, что будет происходить в популяции при благоприятных условиях? Правильно заработали 1 балл. Отвечают: рождаемость будет повышаться, а смертность понижаться.
    Может ли рождаемость повышаться не ограниченно? Объясните почему? (1балл) (Щелчком по кнопке “при благоприятных условиях” вызывает ответ) Не может. Объясняют.
    Что будет происходить дальше, по мере роста численности популяции? (1 балл) Правильно, скученность особей препятствует эффективному использованию ресурсов, накапливаются вредные отходы, особи становятся беспокойными и иногда агрессивными. Рост численности замедляется и в конечном итоге достигает уровня, соответствующего экологическим условиям. Рождаемость начинает обеспечивать лишь поддержание численности популяции. Условия существования организмов начнет ухудшаться.
  Развитие устной речи. А почему при благоприятных условиях существует показатель “смертности”? (1 балл)

Как Вы думаете, а от чего зависит максимальная рождаемость и минимальная смертность? (2 балла) (Щелчком по кнопке “величина показателя зависит” вызывает ответ)

Величина максимальной рождаемости определяется числом самок в популяции, а минимальная смертность от внешних факторов. Как правило, в конкретных экологических условиях смертность выше минимальной, так как создаются дополнительные причины гибели особей (не достаточно корма, хищничество, загрязненность среды и др.)

Отвечают: стареют.

Думают. Отвечают.

V. Первичная проверка понимания
Слайд 6

6 мин.

Установление правильности и осознанности понятий рождаемости и смертность путем составления синквейна Давайте составим синквей на термины “Рождаемость” и “Смертность”. Напомню правила написания синквейна:
  • Первая строка содержит одно слово (существительное) – термин.
  • Вторая строка содержит два слова (прилагательных) – определения предмета.
  • Третья строка содержит три глагола, определяющие деятельность синквейна.
  • Четвертая строка состоит из предложения из 4-х слов, раскрывающих смысл главного слова синквейна.
  • Последняя строка – одно слово – резюме главного слова синквейна.

Один синквейн мы составим вместе я на доске, а Вы работаете в тетради, а второй вы составите самостоятельно в тетради. Выберем термин, по которому вместе будем составлять синквейн. (Работает на доске:

1. Рождаемость
Относительная, максимальная
Увеличивает, показывает, производит
Скорость увеличения численности популяции
Появление

2. Смертность
Минимальная, относительная
Сокращает, влияет, ограничивает
Скорость снижения численности популяции
Гибель)

Предлагают слова для синквейна.

Записывают в тетрадь.

    Со вторым термином работайте самостоятельно. Получилось? Кто готов зачитать свой вариант? (2 балла) Думают, составляют и записывают в тетрадь.
Зачитывают
VI. Закрепление знаний и способов действий
5 мин. Усвоение знаний, и способов действия путем их применения в жизни Существует ли зависимость между смертностью и продолжительностью жизни? На стр. 69 учебника приведена таблица зависимости смертности и продолжительности жизни группы особей с общим числом 1000, появившихся на свет в одно и то же время. При смертности 50 % в год группа доживет до 10 летнего возраста, а во втором случае со смертность 70 % в год только до 6 лет. Какой вывод можно сделать? Слушают.
Смотрят таблицу в учебнике.
Слайд 7

Слайд 8

  Ясно, что смертность и рождаемость, оказывает большое влияние на численность популяции и ход её изменения. При одной и той же рождаемости, чем выше смертность, тем ниже численность популяции, и наоборот. Кроме того, смертность влияет на продолжительность жизни организмов и тем самым на её возрастной состав.

А какая ситуация у нас в России? По данным переписи населения 2010 года численность по-прежнему сокращается. Сейчас наша страна занимает 8 место в мире по численности населения, а по данным переписи 2002 года занимала 7 место. Население Российской Федерации по сравнению с 2002 г. сократилось на 2261,5 тыс. человек или 1,6 %. Наша страна по прежнему находится под влиянием явления под названием “Русский крест”. Что это означает? (переходит на слайд 7 “Демографические показатели России”) Это явление ежегодного превышения количества умерших над количеством родившихся, наблюдаемое в результате падения рождаемости и роста смертности. (По щелчку вызывает анимацию диаграммы). Да рождаемость в нашей стране повышается, но смертность еще её превышает. Почему называется “Русский крест”? Название происходит от того, что при изображении этого процесса на графике две кривые (рождаемости и смертности), сближаясь, пересекаются и затем резко расходятся, наподобие креста (по щелчку мыши вызывает анимацию “Лупа”).

В большинстве промышленно развитых стран мира наблюдается падение рождаемости, но при этом увеличивается возраст смертности. Да и в целом мировая тенденция ведет к падению рождаемости.

Отвечают: чем выше смертность, тем меньше продолжительность жизни.

Слушают, смотрят.

VII. Обобщение и систематизация знаний
Слайд 9

Слайд 10

Формирование целостной системы знаний путем деловой игры Для того что бы Ваши знания ни ограничились только теорией предлагаю провести деловую игру “НИЛ”. Это не великая река Египта, а Научно-исследовательская лаборатория. Вы будете исследователями, а я Вашим научным руководителем. (Приложение 4 и Приложение 5) И так начнем наше заседание. По данным последней переписи население Российской Федерации по сравнению с 2002 годом сократилось на 2 261 500 человек. Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли (превышения числа умерших над числом родившихся) на фоне миграционного прироста в течение всего межпереписного периода. При этом естественная убыль составила 4 734 300 человек, а прибыло из-за границы 2 939 200 человек. Перепись населения установила, что наибольшее количество мигрантов приехало из стран СНГ. Узбекистан (131,1 тыс. чел), Украина (93,4 тыс. чел), Таджикистан (87, 1 тыс. чел), Азербайджан (67,9 тыс. чел), Армения (59,4 тыс. чел). Киргизия (44,6 тыс. чел). Нельзя не оставить без внимания и близость к нашим границам такой страты как Китай, лидирующий по численности населения на Земле. В нашу исследовательскую лабораторию поступило задание, выяснить усилится ли приток мигрантов в нашу страну в будущем. Слушают
    Сейчас я раздам план-задание на парту. Вы с ним работаете, у кого возникнут проблемы, поднимете руку, и я подойдут. Результаты своей работы оформите в виде отчета и доложите при общем обсуждении. На выполнение работы нам дают 15 минут. Пока учащиеся работают по заданию, учитель на доске чертит таблицу:

Получают план-задание
    Кто готов огласить свой результат? (Заносит ответы в таблицу) Какой общий вывод по исследовательской работе можно сделать? (Иммиграция будет по прежнему происходить из стран …) Рассказывают по очереди
VIII. Подведение итогов
7 мин. Дать оценку успешной деятельности на уроке. Развитие самостоятельности и ответственности. Давайте подведем предварительные итоги Вашей работы. Подсчитайте количество набранных Вами баллов. Есть возможность повысит свой результат до желаемой оценки, решив задания из массива. В скобках к каждому заданию дан балл оценивания. Вы можете выбрать задания по силам: или одно, но за 3 балла, или много, но за 1 балл. (Раздает задания) Урок подходит к концу, сверим Ваши ответы (открывает слайд с ответами), подсчитайте, пожалуйста, свои баллы и выставите себе оценку в лист контроля. Слушают

Решают

IX. Домашнее задание
  Формирование навыков самостоятельной работы Д/з: прочитать § 2.3, выучить определения, выполнить творческое задание к параграфу Записывают д/з в дневник

Использованные источники