Предмет: экология, изучение нового материала.
Продолжительность: 45 минут.
Класс: 10.
Технологии: Использование компьютерной презентации в программе PowerPoint 2007; технология проблемного обучения.
Цели урока:
- Образовательные : ознакомление с понятиями “рождаемость” и “смертность”; сформировать знания о динамике (изменении) численности группы организмов под действием этих понятий; показать необходимость изучения популяций для решения актуальных практических задач.
- Развивающие : развитие таких мыслительных операций как: анализ, синтез, обобщение, выделение главного, сравнение сопоставление. Развитие следующих УН: устная речь диалог и монолог, работа с информацией.
- Воспитательные : пробудить любознательность, побудить к активности, самостоятельности, закрепить уверенность в своих силах.
Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: план-задание для работы в группах, листы контроля знаний, задания массивом, презентация по теме урока, компьютер, проектор.
Учебник: Экология 10 (11) Криксунов Е.А., Пасечник В.В.
Ход урока
Этапы урока |
Учебная задача |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I. Организация начала урока | |||
Мобилизующее начало урока. | Здравствуйте. Я рада Вас всех видеть сегодня на уроке. И для начала давайте восхитимся нашими глубокими знаниями, проведем маленький опрос и вытащим из тайников памяти кое-что ценное о популяции. Я вам раздаю листы контроля в который в течение всего урока Вы будете заносить набранные баллы за работу на уроке, а в конце урока проставите себе оценку. Не забудьте его подписать. (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3) | Слушают. Подписывают лист контроля. |
|
II. Проверка знаний | |||
Слайд 1 1 мин. |
Активизация знаний учащихся. Выявление пробелов в знаниях и их корректировка. | И так к какому термину относятся данные определения? За правильный ответ получаете 2 балла | Поднимают руки и отвечают. Записывают полученные баллы. |
Слайд 2 5 мин. |
Теперь поработаем в тетрадях. Ответьте, верны или нет следующие суждения. Переписывать ничего не надо ставите только цифру и ответ “да” или “нет”. Время на выполнение работы 5 мин. Выполнили? Давайте проверим (по щелчку мыши вызывает ответы). За каждый правильный ответ поставьте себе по 1 баллу | Работают в тетрадях. Сверяют и выставляют набранное количество баллов. |
|
III. Подготовка к основному этапу занятий | |||
Слайд 3 Слайд 4 |
Мотивация учащихся к учебно-познавательной деятельности | Молодцы! Тема нашего сегодняшнего урока “Рождаемость и смертность”. Запишите тему урока в тетрадь. Сегодня мы познакомимся с понятиями “Рождаемость” и “Смертность”, узнаем об их взаимосвязи и воздействии на численность популяции и поиграем в деловую игру. | Записывают тему урока в тетрадь. |
IV. Изучение нового материала | |||
Слайд 5 7 мин. |
Изучение понятий путем сравнения
между собой. Развитие устной речи. |
Термины “Рождаемость” и “Смертность” сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В чём они похожи и какие у них различия узнаем, сравнив эти понятия между собой, заполнив данную таблицу. Какое определение Вы дадите этим понятиям? За правильный ответ поставьте себе 1 балл | Слушают, смотрят презентацию. |
(Щелчком мыши на кнопке “По
определению” вызывает ответы) Правильно, или
по другому можно сказать: рождаемость – это
скорость увеличения численности в результате
размножения особей, или просто скорость
размножения, а смертность – скорость процесса
снижения численность популяции. Как и любой показатель скорости, рождаемость и смертность имеют временную размерность, например: за месяц, за год или десятилетие. И эти характеристики можно выражать в долях или процентах от общей численности. Такое выражение показателей называется относительным. (Щелчком по кнопке “относительные показатели” вызывает определения) Удельные показатели полезны для сравнения между собой популяций с разной численностью. Они более точно характеризуют интенсивность происходящих в популяции процессов. |
Отвечают: рождаемость – увеличение
численности особей; смертность – уменьшение их
численности. Смотрят презентацию. |
||
Рассуждаем дальше, что будет происходить в популяции при благоприятных условиях? Правильно заработали 1 балл. | Отвечают: рождаемость будет повышаться, а смертность понижаться. | ||
Может ли рождаемость повышаться не ограниченно? Объясните почему? (1балл) (Щелчком по кнопке “при благоприятных условиях” вызывает ответ) | Не может. Объясняют. | ||
Что будет происходить дальше, по мере роста численности популяции? (1 балл) Правильно, скученность особей препятствует эффективному использованию ресурсов, накапливаются вредные отходы, особи становятся беспокойными и иногда агрессивными. Рост численности замедляется и в конечном итоге достигает уровня, соответствующего экологическим условиям. Рождаемость начинает обеспечивать лишь поддержание численности популяции. | Условия существования организмов начнет ухудшаться. | ||
Развитие устной речи. | А почему при благоприятных условиях
существует показатель “смертности”? (1 балл) Как Вы думаете, а от чего зависит максимальная рождаемость и минимальная смертность? (2 балла) (Щелчком по кнопке “величина показателя зависит” вызывает ответ) Величина максимальной рождаемости определяется числом самок в популяции, а минимальная смертность от внешних факторов. Как правило, в конкретных экологических условиях смертность выше минимальной, так как создаются дополнительные причины гибели особей (не достаточно корма, хищничество, загрязненность среды и др.) |
Отвечают: стареют. Думают. Отвечают. |
|
V. Первичная проверка понимания | |||
Слайд 6 6 мин. |
Установление правильности и осознанности понятий рождаемости и смертность путем составления синквейна | Давайте составим синквей на термины
“Рождаемость” и “Смертность”. Напомню правила
написания синквейна:
Один синквейн мы составим вместе я на доске, а Вы работаете в тетради, а второй вы составите самостоятельно в тетради. Выберем термин, по которому вместе будем составлять синквейн. (Работает на доске: 1. Рождаемость 2. Смертность |
Предлагают слова для синквейна. Записывают в тетрадь. |
Со вторым термином работайте самостоятельно. Получилось? Кто готов зачитать свой вариант? (2 балла) | Думают, составляют и записывают в
тетрадь. Зачитывают |
||
VI. Закрепление знаний и способов действий | |||
5 мин. | Усвоение знаний, и способов действия путем их применения в жизни | Существует ли зависимость между смертностью и продолжительностью жизни? На стр. 69 учебника приведена таблица зависимости смертности и продолжительности жизни группы особей с общим числом 1000, появившихся на свет в одно и то же время. При смертности 50 % в год группа доживет до 10 летнего возраста, а во втором случае со смертность 70 % в год только до 6 лет. Какой вывод можно сделать? | Слушают. Смотрят таблицу в учебнике. |
Слайд 7 Слайд 8 |
Ясно, что смертность и рождаемость,
оказывает большое влияние на численность
популяции и ход её изменения. При одной и той же
рождаемости, чем выше смертность, тем ниже
численность популяции, и наоборот. Кроме того,
смертность влияет на продолжительность жизни
организмов и тем самым на её возрастной состав. А какая ситуация у нас в России? По данным переписи населения 2010 года численность по-прежнему сокращается. Сейчас наша страна занимает 8 место в мире по численности населения, а по данным переписи 2002 года занимала 7 место. Население Российской Федерации по сравнению с 2002 г. сократилось на 2261,5 тыс. человек или 1,6 %. Наша страна по прежнему находится под влиянием явления под названием “Русский крест”. Что это означает? (переходит на слайд 7 “Демографические показатели России”) Это явление ежегодного превышения количества умерших над количеством родившихся, наблюдаемое в результате падения рождаемости и роста смертности. (По щелчку вызывает анимацию диаграммы). Да рождаемость в нашей стране повышается, но смертность еще её превышает. Почему называется “Русский крест”? Название происходит от того, что при изображении этого процесса на графике две кривые (рождаемости и смертности), сближаясь, пересекаются и затем резко расходятся, наподобие креста (по щелчку мыши вызывает анимацию “Лупа”). В большинстве промышленно развитых стран мира наблюдается падение рождаемости, но при этом увеличивается возраст смертности. Да и в целом мировая тенденция ведет к падению рождаемости. |
Отвечают: чем выше смертность, тем
меньше продолжительность жизни. Слушают, смотрят. |
|
VII. Обобщение и систематизация знаний | |||
Слайд 9 Слайд 10 |
Формирование целостной системы знаний путем деловой игры | Для того что бы Ваши знания ни ограничились только теорией предлагаю провести деловую игру “НИЛ”. Это не великая река Египта, а Научно-исследовательская лаборатория. Вы будете исследователями, а я Вашим научным руководителем. (Приложение 4 и Приложение 5) И так начнем наше заседание. По данным последней переписи население Российской Федерации по сравнению с 2002 годом сократилось на 2 261 500 человек. Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли (превышения числа умерших над числом родившихся) на фоне миграционного прироста в течение всего межпереписного периода. При этом естественная убыль составила 4 734 300 человек, а прибыло из-за границы 2 939 200 человек. Перепись населения установила, что наибольшее количество мигрантов приехало из стран СНГ. Узбекистан (131,1 тыс. чел), Украина (93,4 тыс. чел), Таджикистан (87, 1 тыс. чел), Азербайджан (67,9 тыс. чел), Армения (59,4 тыс. чел). Киргизия (44,6 тыс. чел). Нельзя не оставить без внимания и близость к нашим границам такой страты как Китай, лидирующий по численности населения на Земле. В нашу исследовательскую лабораторию поступило задание, выяснить усилится ли приток мигрантов в нашу страну в будущем. | Слушают |
Сейчас я раздам план-задание на парту. Вы с ним работаете, у кого возникнут проблемы, поднимете руку, и я подойдут. Результаты своей работы оформите в виде отчета и доложите при общем обсуждении. На выполнение работы нам дают 15 минут. Пока учащиеся работают по заданию, учитель на доске чертит таблицу: | Получают план-задание | ||
Кто готов огласить свой результат? (Заносит ответы в таблицу) Какой общий вывод по исследовательской работе можно сделать? (Иммиграция будет по прежнему происходить из стран …) | Рассказывают по очереди | ||
VIII. Подведение итогов | |||
7 мин. | Дать оценку успешной деятельности на уроке. Развитие самостоятельности и ответственности. | Давайте подведем предварительные итоги Вашей работы. Подсчитайте количество набранных Вами баллов. Есть возможность повысит свой результат до желаемой оценки, решив задания из массива. В скобках к каждому заданию дан балл оценивания. Вы можете выбрать задания по силам: или одно, но за 3 балла, или много, но за 1 балл. (Раздает задания) Урок подходит к концу, сверим Ваши ответы (открывает слайд с ответами), подсчитайте, пожалуйста, свои баллы и выставите себе оценку в лист контроля. | Слушают Решают |
IX. Домашнее задание | |||
Формирование навыков самостоятельной работы | Д/з: прочитать § 2.3, выучить определения, выполнить творческое задание к параграфу | Записывают д/з в дневник |
Использованные источники
- http://arkadiuszkubiec.pl/?fcc=brent-graber-movie-production-OgeBunJ3ZB0D1uOzxdfN3XwFPVZbH7kG4sRduo72CbJswPpCy50g7lbDgjD8N6_iXj/u3H5N7quKRBjsHzyzI1hKyWKX_vatb89fThRGJ29r2WL6h_ODQlahDHCAGU1sxwa1cwAYoRMocm4RaQ==o5j.jpg – аист с младенцами
- http://fototelegraf.ru/wp-content/uploads/2011/11/naselenie-zemli-5-1.jpg – население земли
- http://namonitore.ru/uploads/catalog/birds/flamingo_3_1024.jpg – популяция розовых фламинго
- http://www.ivgorod.ru/uploads/news_item_pic/31762/pics/31762-maxi.jpg?1307429703 – изображение карты России
- http://www.tambovinfo.ru/uploads/content/5539_1.jpg – младенец в капусте
- http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/2155384 – график
- Доклад о переписи населения 2010 года
- http://www.stat.uz/demographic – гос. комитет Республики Узбекистан по статистике
- http://ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2011/ds/kn/kn_r/kn0911_r.html – статистика Украины
- http://www.stat.tj/ru/news/80 – Агентство по статистике при Президенте республики Таджикистан
- http://www.china-voyage.com/2010/06/kratko-o-demografii-kitaya – кратко о демографии Китая
- http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9e/Azerbaijan_popul-2009.png – график населения Азербайджана
- http://www.armstat.am/ru/?nid=80&id=1307 – национальная статистическая служба Армении
- http://www.statistica.md/pageview.php?l=ru&idc=263&id=2208 – национальное бюро статистики Республики Молдова
- http://www.stat.kz/news/Pages/n2_12_11_10.aspx – Агентство Республики Казахстан по статистике
- http://cf.ltkcdn.net/boardgames/images/std/50647-300x267-MagGlassSearch.jpg – блокнот