Цель:
– закреплять правильное произношение звука З;
– учить слышать и выделять звук (в начале, середине, в конце слова);
– познакомить с понятием “согласный звонкий”
– познакомить с буквой З;
– учить читать открытые, закрытые слоги со звуком З;
– закреплять навык звуко-буквенного анализа слогов;
– закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ с именами
существительными;
– закреплять правильное употребление имен существительных в Р.п., ед. и мн.
числе;
– обогащать предметный словарь со звуком З;
– развивать мелкую моторику пальцев рук;
– развивать пространственную ориентацию на плоскости;
– развивать память, внимание, мышление;
Оборудование: Кукла Зоя, мягкая игрушка – коза, картинки на звук З, начало слова – забор, зубы, змея, зонтик, замок, заяц, зоопарк; зубр; середина слова – вазы, тазы, козы, розы, газон, бизон, глаза, гнездо, береза, заноза; зеркала логопедические индивидуальные; картинка “улыбка-заборчик”; картинка Комарик; доска магнитная , маркер черный, синий, красный; карточка буква З; карточка– картинка на что похожа буква З – “Буква З ,как змея – извивается она”; настенная Азбука; буквы – заготовки , для прописывания пальчиком, с тактильной поверхностью (бархатная бумага); кружки из картона красного, синего цвета; карточки “Найди окошко”, для определения места звука в слове; таблицы для чтения слогов; тетрадки (половинки обычной тонкой тетради в клетку); карандаши (простой, красный, синий);
1. Организационный момент: Отгадывание загадок: Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок); Зимой белый, летом серый.(Заяц); Без рук, без топоренка построена избенка.(Гнездо);Какой звук мы слышали в отгадках – звук З.
2. Фонетическая гимнастика “Прогулка в лесу”.
Мы в лесу. В лесу летает Комарик. Он звенит – З – З – З… Рассматривание артикуляции. Картинка “Улыбка – Заборчик”. Улыбка, зубки вместе заборчиком, язычок за зубками. Дети звенят, как Комарик. Логопед поясняет, что звук З звонкий звук, звоночек звенит у нас в горлышке. Дети ладошкой тактильно проверяют, как у них звенит звоночек. Дети поют песенку Комарика все вместе, затем по одному.
3. Игра “Назови картинку”.
Дети называют картинки, выделяя звук З. В игре используются карточки “Найди окошко” для определения места звука З в слове. Слова: забор, зубы, глаза, вазы, козы;
4. Игра “Жадина”.
Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры по очереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: – Мой завод. Моя роза. Мое гнездо и т. д. Логопед следит за правильностью выполнения задания.
5. Игра “Чего нет”.
Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их проверить в каждом ли слове спрятался звук З. Затем педагог просит глазками сфотографировать картинки, запомнить в каком порядке они разложены. А теперь дети закрывают глаза – логопед убирает одну картинку, спрашивая: – Чего нет? Повторяем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз.
6. Игра “Поймай звук”.
Логопед предлагает детям потренировать ушки. Как только услышите песенку Комарика – ЗЗЗЗЗ…хлопните в ладоши, поймайте звук З. В игре можно дать слова и на звук С, таким образом подготавливая детей к дифференциации звуков С – З. Слова: замок, ваза, коза, сова (не хлопаем, здесь нет звонкого звука З), зубы, забава, зайка, сапог, роза, мимоза, незабудка, сухарь (не хлопаем – это не Комарик, Молодцы), заноза, змея, салат, злоба, Зоя, Захар, лиса, Незнайка и т. д.
7. Физкультурная минутка.
Мы в лесу , звенит Комарик – ЗЗЗЗЗ.. Дети изображают комариков, летают по кругу, машут крыльями, звенят – ЗЗЗЗЗ…Далее дети проговаривают слова, выполняя при этом соответствующие движения.
Разминаемся все вместе,
Начинаем бег на месте.
Хватит бегать, прибежали,
Потянулись, подышали.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
8. Буква З.
– Показ буквы – карточки З; – показ и нахождение буквы З на настенной Азбуке; – показ карточки “На что похожа буква З” – “ Буква З, как змея – извивается она”; буква З похожа на цифру – 3; – где окошечки – слева; – прописывание буквы З в воздухе; – прописывание буквы З пальчиками на тактильных карточках;
9. Понятие “согласный звонкий” звук.
Логопед рассказывает детям о том, что буква и звук – всегда друзья. А звук З мы уже хорошо знаем. Дети снова в зеркало рассматривают артикуляцию, произносят звук З. Широкая улыбка, зубки стоят красиво заборчиком, язычок за зубками. Логопед спрашивает детей о том, что есть ли здесь преграда, когда мы произносим звук З. Сравним с произнесением звука О. Звук О – ротик открыт, звук поется голосом. Звук О не имеет преграды – он гласный звук, обозначаем его красным цветом. А есть ли преграда, когда произносим звук З – да, преграда есть, у нас закрыты зубы. Таким образом, звук З имеет преграду – зубы (дети это видят в зеркалах). Логопед сообщает детям, что звуки у которых есть при произнесении преграда называются – согласными звуками и обозначаются синим цветом. Логопед при этом показывает синий кружок или квадратик и рисует на магнитной доске под буквой З синий кружок. Звук З еще и звонкий звук (дети произносят звук, звенят, как Комарики, ладошками ощущают горлышки).
10. Работа в тетрадях.
Дети печатают букву З в тетрадях (пять, семь букв). Дети в тетрадях под буквой З рисуют синий кружок, проговаривая при этом, что звук З имеет преграду – он согласный звонкий звук , обозначаем синим цветом.
11. Чтение слоговых таблиц.
АЗ ОЗ ЫЗ УЗ ЭЗ |
ЗА ЗО ЗЫ ЗУ ЗЭ |
АЗА ОЗО ЫЗЫ УЗУ ЭЗЭ |
12. Звуко-буквенный анализ слогов;
Работа выполняется детьми в тетрадях. Дети печатают слово КОЗА простыми карандашами. А под словом рисуют схемы звуков красными и синими карандашами, обосновывая при этом есть ли преграда в звуке или нет, согласный звук или гласный анализируется.
13. Игры с мячом “А ну-ка, повтори”;
Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит повторить за ней чистоговорки: -за –за –за – это коза;
– зу – зу – зу – мы видели козу;
Зы – зы – зы –злые глаза у козы – дерезы;
– зы – зы – зы – не боимся мы козы;
Игра “Эхо”;
Логопед просит детей повторить ряды слогов – сначала громко, затем тихо.
Слоги:
– за – за – зо
зо – зо – зы
зы – зы – зу
зу – зу – зэ
зэ – зэ –з а и т. д.
Игра “Проговори скороговорку”:
– У зайки Бубы, разболелись зубы.
Игра “Зоопарк”.
Дети придумывают названия животных, в которых есть звук З (змея, дикобразы, фазаны, обезьяны, зебры, заяц, козы, козлы, бизоны и т.д.).
Игра “Имена”.
По заданию логопеда дети придумывают имена девочек и мальчиков со звуком З (Зоя, Зарина, Зина, Захар, и т. д.).
14. Итог занятия:
Логопед спрашивает детей: – С каким звуком мы сегодня играли? – Есть ли преграда у звука З? – Как мы называем этот звук? (Звонкий согласный звук.) – Как обозначаем согласные звуки? – Какой буквой обозначается звук З? (Буквой З.) – На что похожа буква З, как мы ее пишем? Молодцы дети. Наше занятие закончено.