Предмет, класс: Бинарный урок по экономике и информационным технологиям 2 курс (11 класс).
Цели занятия:
Обучающие:
- обеспечение усвоения понятия стимулирующих выплат к заработной плате;
- формирование умений расчета конкретного вклада каждого работающего в результат работы коллектива;
- формирование умений автоматизированного расчета стимулирующих выплат с использованием возможностей MS Excel.
Развивающие:
- развитие профессиональных компетенций через применение знаний в практической деятельности;
- развитие умений использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
- развитие умений анализировать, обобщать, систематизировать материал;
- развитие общекультурных компетенций: проявлять толерантность, слушать и слышать, организовать себя на выполнение поставленной задачи;
Воспитательные:
- способствовать формированию умения работать в коллективе и в команде;
- способствовать воспитанию ответственного отношения к работе.
Методы и приемы обучения: обучение в сотрудничестве, информационно – коммуникационные технологии, создание проблемных ситуаций, работа в группах.
Оборудование: Рабочие станции учащихся, пакет Microsoft Office, мультимедийный проектор, локальная сеть, опорные конспекты.
Методические материалы:
- Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия). Учебник для студ. сред. проф. образования, – Магистр, 2009.
- Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей. Часть 2/ под редакцией проф. Н.В.Макаровой – СПб.: Питер, 2009.
- Информатика: учебник для студ. сред. проф. образования/Е.В. Михеева, О.И. Титова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр “Академия”, 2009.
План урока.
№ | Этап урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов. | Время | |
1 | Организационный момент | Приветствие. Проверка явки и готовности студентов к уроку | Создание микрогрупп. | 1 мин | |
2 | Целеполагание, актуализация знаний. | Формулирует тему, цель, задачи. Речь преподавателя с элементами театрализации. Вопросно-ответный ход рассуждения |
Слушают.
Отвечают на заданные вопросы. |
3 мин | |
3 | Мотивация учебной деятельности | Описывает производственную ситуацию (Приложение 1) | Слушают, решают производственную задачу | 4 мин. | |
4 | Этап усвоения новых знаний по дисциплине “Экономика организации” | Постановка проблемного вопроса. Объяснение нового материала. (Приложение 2, Приложение 3) |
Слушают, отвечают на вопросы, продолжают решают производственную задачи с учетом полученных знаний | 5 мин. | |
5 | Актуализация знаний, мотивация учебной деятельности | Вопросно-ответный ход рассуждения. | Слушают, отвечают на вопросы, | 3 мин. | |
6 | Этап усвоения новых знаний по дисциплине “Информационные технологии” | Объяснение нового материала. Решение ситуационной задачи. (Приложение 3) |
Слушают, отвечают на вопросы | 5мин. | |
7 | Первичное закрепление знаний | Организует выполнение задания, консультирует студентов при необходимости. | Продолжают решение производственной задачи с учетом полученных знаний. Выполняют задание на компьютере (Приложение 1, 3) | 9мин. | |
8 | Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы. | Слушает, задает вопросы. Организует процесс обсуждения. Анализирует, обобщает, подводит итоги работы групп |
Презентуют результаты выполненной работы; отвечают на вопросы. | 5 мин. | |
9 | Контроль знаний. | Тестирование. | Выполняют тест. | 5 мин | |
Физкультминутка 2 мин. | |||||
10 | Подведение итогов, Рефлексия. | Подводит итоги урока, задает домашнее задание. | Оценивают свою деятельность на уроке. Фиксируют домашнее задание. | 3 мин. |
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие студентов, пояснение по организации работы в группах:
Преподаватель информатики: Сегодня мы проведем урок в форме деловой игры. Я – директор торговой организации, преподаватель экономики – экономист, вы – сотрудники организации. По жребию определяем вашу должность в организации.
II. Целеполагание, актуализация знаний
Сценка. Директор: Уважаемый экономист! Наши результаты работы показывают стабильность, но я не вижу роста. Прошу Вас обсудить и найти решение данной проблемы – КАК ПОВЫСИТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА РАБОТНИКОВ? (Презентация. Слайд 2)
Экономист: Хорошо, задача ясна, будем использовать резервы повышения производительности труда (ПТ).
Экономист: Уважаемые сотрудники (обращается к студентам), какие будут предложения, с помощью чего можно обеспечить рост ПТ.
Студенты (предполагаемые ответы): Морально и материально (Слайд 3,4)
Экономист: Как вы думаете, о чем пойдёт речь сегодня на занятии?
Студенты (предполагаемые ответы): – о поощрении работников и т. д.
Экономист: За что мы можем поощрить работника?
Студенты (предполагаемые ответы): – за качество, за новаторство, за образцовое выполнение трудовых обязанностей и т.д. (Окончание сценки.)
Преподаватель экономики: Объявление темы урока: Расчет и анализ экономических показателей в MS Excel. (слайд 5)
Преподаватель экономики: Что вы хотели бы узнать об экономических показателях, применяемых при стимулировании работников?
Студенты (Предполагаемые ответы): Какие они бывают, как их рассчитывают?
Цель урока: понять сущность материальных выплат, узнать их виды и способы расчета выплат при премировании работников. (Слайд 6).
Итогом урока должен быть ответ каждого на поставленные вопросы: Какие виды материальных выплат существуют, способы распределения и автоматизированного расчета выплат?
III. Мотивация учебной деятельности.
Преподаватель экономики: Мы предлагаем представить ситуацию:
Вы являетесь работниками торговых организаций “ВИВАТ”, “ПЯТЕРОЧКА”, “СЕМЬЯ”. По итогам квартала коллективам выделена премия, которую надо распределить, учитывая конкретный вклад каждого работника в коллективный результат.
Описание производственной задачи, список достижений и деньги у вас на столах.
Обсуждаем и распределяем премию.
Давайте обсудим, как прошло распределение?
С какими трудностями столкнулись?
Как можно справедливо распределить премию, не нарушая благоприятного психологического климата в коллективе?
Студенты (Предполагаемые ответы): Нужны четкие показатели и их цена. ЗА ЧТО И СКОЛЬКО?
IV. Этап усвоения новых знаний.
Преподаватель экономики: Очень важную роль в материальном стимулировании труда играют доплаты, надбавки к заработной плате, различные виды выплат, которые делят на 2 группы: (Слайд 7)
КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ (связаны с режимом и условиями труда) (Слайд 8)
– за работу в сверхурочное время, и праздничные дни, в ночное время;
– несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня;
– выплаты, обусловленные районным регулированием
И ДРУГИЕ ВЫПЛАТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ КЗоТ СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВЫПЛАТЫ (Слайд 9)
– доплаты за интенсивность труда;
– доплата за профессиональное мастерство;
– доплата за расширение зон обслуживания;
– надбавки за высокую квалификацию;
– премиальные выплаты.
ПРЕМИРОВАНИЕ – выплата работникам денежных сумм сверх основного заработка в целях поощрения за достигнутый успех, выполнение обязательств и стимулирование их дальнейшего возрастания (Слайд 10).
На предприятиях, независимо от форм собственности основная заработная плата работников дополняется различными премиальными выплатами, предусмотренными в Положении о премиальных системах, в котором должны быть предусмотрены:
1. ПОКАЗАТЕЛИ И КОНКРЕТНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕМИРОВАНИЯ;
2. ШКАЛА ПОКАЗАТЕЛЕЙ;
3. КРУГ ПРЕМИРУЕМЫХ;
4. ИСТОЧНИКИ ПРЕМИРОВАНИЯ.
Самые распространенные виды премирования: (Слайд 11)
Единовременное разовое премирование (за выполнение особо важных заданий, срочных, непредвиденных работ)
Специальные системы премирования (за экономию конкретных видов материальных ресурсов, создание и внедрение новой технологии и т.д.)
Премирование за основные результаты хозяйственной деятельности может быть индивидуальным и коллективным.
Коллективное премирование основано на заинтересованности членов трудового коллектива в общих результатах отдела или всего предприятия. Премию начисляют на коллектив, а распределяют её между работниками в соответствии с личным трудовым вкладом каждого на основе учета отработанного времени, коэффициента трудового участия или по бальной оценке.
КТУ – показатель, характеризующий вклад одного работника в результат работы всего коллектива.
V. Актуализация знаний, мотивация учебной деятельности.
Преподаватель экономики: Можно распределить премию с применением коэффициента трудового участия или по балльной системе. Сегодня мы будем работать с балльной системой. Какие показатели премирования вы можете назвать?
Студенты (Предполагаемые ответы): Расширение сфер сотрудничества, проявление инициативы в работе, благодарность или положительный отзыв клиента и т.д. (Слайд 12)
Преподаватель экономики: Каждому показателю присваивается определенное количество баллов. Чтобы распределить, необходимо знать общее количество баллов, заработанных коллективом.
Давайте выведем формулу расчета премии конкретного работника. Есть сумма премии и можно сосчитать общее количество баллов коллектива. Как нам найти стоимость 1 балла?
Студенты (Предполагаемые ответы): Сумму премии делим на количество всех баллов.
Преподаватель экономики: Как определить в денежном выражении размер премии каждого работника? (Слайд 13)
Студенты (Предполагаемые ответы): Умножить сумму баллов работника на стоимость одного балла.
Преподаватель экономики: Перед вами готовая шкала показателей, сосчитайте свои баллы, впишите в пустую колонку и обменяйтесь результатами (Приложение 1, Приложение 2)
Как нам быстро и точно рассчитать сумму премии каждого работника? Можем ли мы автоматизировать расчеты, кто поможет нам в этом?
Студенты (Предполагаемые ответы): MS Excel, к преподавателю информатики.
VI. Этап усвоения новых знаний по дисциплине “Информационные технологии”.
Преподаватель информатики: Уважаемые студенты! В течение нескольких минут вспомним основные понятия и правила ввода формул в программе MS Excel, за быстрые и правильные ответы вы получаете соответственно баллы к вашим итоговым оценкам за урок (Слайд 14, 15, 16, 17).
Студенты: отвечают на поставленные вопросы.
Преподаватель информатики: Вычислительные возможности программы позволяют подбирать значения аргументов под заданное значение функции. Для решения задачи, поставленной преподавателем экономики, мы рассмотрим еще одну возможность программы – функцию “Анализ, что, если” – Подбор параметра, которая позволяет решить задачу:
Если известен результат, который требуется вычислить при помощи формулы, но неизвестны значения, которые необходимо ввести для получения этого результата
Рассмотрим, где находится данная функция – (Слайд 18)
Изучим алгоритм работы с ней – (Слайд 19) – в ваших опорных конспектах этот алгоритм присутствует, при необходимости вы всегда можете воспользоваться конспектом. (Приложение 3)
1. Вкладка Данные /панель Работа с данными / команда Анализ,
что, если / пункт Подбор параметра.
2. В поле Установить в ячейке ввести ссылку на ячейку, содержащую
необходимую формулу
3. В поле Значение – искомый результат
4. В поле Изменяя значение ячейки ввести ссылку на ячейку, значение
которой нужно подобрать.
VII. Первичное закрепление знаний.
Преподаватель информатики: Решим задачу с применением данной функции: рассчитать заработную плату сотрудников при фиксированном значении фонда заработной платы (Слайд 20, 21). Для решения задачи построим соответствующую таблицу в Excel, введем данные и получим результат
Студенты: создают таблицу, производят расчеты.
Преподаватель информатики: Подведем промежуточные итоги, обсудим область применения функции “Подбор параметра”. Поможет ли изученный материал решить производственные задачи, поставленные преподавателем экономики?
Студенты: (Предполагаемые ответы) Для автоматизации расчета премии удобно использовать данную функцию, известен премиальный фонд, определив сумму баллов каждого сотрудника, можно рассчитать и премию.
Преподаватель информатики: Приступаем к решению производственных задач по группам (Приложение 1). Вам необходимо произвести расчет премии, с учетом изученного материала. Старший продавец координирует работу группы. На выполнение задания на компьютерах вам отводится 8 мин., для подготовки отчета 1 мин. Сигналом окончания работы за компьютером будет завершение музыкального фрагмента.
Студенты: Студенты выполняют работу, звучит музыка.
VIII. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы
Студенты: Презентуют результаты выполненной работы; обсуждают и отвечают на вопросы. Каждая группа студентов представляет свой продукт на экране (при работе используется локальная сеть).
Преподаватель информатики: Для демонстрации возможностей функции, изменим входные данные (Приложение 3 – II этап).
Студенты: Изменяют данные, проводят расчеты, подводят итоги работы.
IX. Контроль знаний.
Преподаватель информатики: Для проверки полученных знаний проведем тест (используется тестовая программа, позволяющая провести тестирование быстро и получить результат Приложение 4).
Физкультминутка. (Слайд 23)
XI. Подведение итогов, Рефлексия.
Преподаватели: Как вы думаете, сможете ли вы применить полученные знания и умения в профессиональной деятельности? Увидели ли вы практическую значимость занятия? Заполните бланки, находящиеся у вас на столах.
Рефлексия.
- Что понравилось на уроке? ________________________________________________
- Какие трудности возникли во время занятий?__________________________________
- Эмоциональное состояние в данный момент?_________________________________
Самооценка и оценка групп | |||
Фамилия студента | Самооценка работы в группе | Оценка работы группы | Оценка за тест |
Домашнее задание.
Преподаватель экономики: распределить ту же премию с применением коэффициента трудового участия
Преподаватель информатики: рассчитать премию с использованием MS Excel, построить диаграмму по результатам расчетов.