Расчет и анализ экономических показателей в MS Excel

Разделы: Информатика, Экономика


Предмет, класс: Бинарный урок по экономике и информационным технологиям 2 курс (11 класс).

Цели занятия:

Обучающие:

  • обеспечение усвоения понятия стимулирующих выплат к заработной плате;
  • формирование умений расчета конкретного вклада каждого работающего в результат работы коллектива;
  • формирование умений автоматизированного расчета стимулирующих выплат с использованием возможностей MS Excel.

Развивающие:

  • развитие профессиональных компетенций через применение знаний в практической деятельности;
  • развитие умений использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
  • развитие умений анализировать, обобщать, систематизировать материал;
  • развитие общекультурных компетенций: проявлять толерантность, слушать и слышать, организовать себя на выполнение поставленной задачи;

Воспитательные:

  • способствовать формированию умения работать в коллективе и в команде;
  • способствовать воспитанию ответственного отношения к работе.

Методы и приемы обучения: обучение в сотрудничестве, информационно – коммуникационные технологии, создание проблемных ситуаций, работа в группах.

Оборудование: Рабочие станции учащихся, пакет Microsoft Office, мультимедийный проектор, локальная сеть, опорные конспекты.

 Методические материалы:

  1. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия). Учебник для студ. сред. проф. образования, – Магистр, 2009.
  2. Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей. Часть 2/ под редакцией проф. Н.В.Макаровой – СПб.: Питер, 2009.
  3. Информатика: учебник для студ. сред. проф. образования/Е.В. Михеева, О.И. Титова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр “Академия”, 2009.

План урока.

Этап урока Деятельность преподавателя Деятельность студентов. Время
1 Организационный момент Приветствие. Проверка явки и готовности студентов к уроку Создание микрогрупп. 1 мин
2 Целеполагание, актуализация знаний. Формулирует тему, цель, задачи.
Речь преподавателя с элементами театрализации.
Вопросно-ответный ход рассуждения
Слушают.

Отвечают на заданные вопросы.

3 мин
3 Мотивация учебной деятельности Описывает производственную ситуацию (Приложение 1) Слушают, решают производственную задачу 4 мин.
4 Этап усвоения новых знаний по дисциплине “Экономика организации” Постановка проблемного вопроса.
Объяснение нового материала. (Приложение 2, Приложение 3)
Слушают, отвечают на вопросы, продолжают решают производственную задачи с учетом полученных знаний 5 мин.
5 Актуализация знаний, мотивация учебной деятельности Вопросно-ответный ход рассуждения. Слушают, отвечают на вопросы, 3 мин.
6 Этап усвоения новых знаний по дисциплине “Информационные технологии” Объяснение нового материала.
Решение ситуационной задачи. (Приложение 3)
Слушают, отвечают на вопросы 5мин.
7 Первичное закрепление знаний Организует выполнение задания, консультирует студентов при необходимости. Продолжают решение производственной задачи с учетом полученных знаний. Выполняют задание на компьютере (Приложение 1, 3) 9мин.
8 Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы. Слушает, задает вопросы.
Организует процесс обсуждения.
Анализирует, обобщает, подводит итоги работы групп
Презентуют результаты выполненной работы; отвечают на вопросы. 5 мин.
9 Контроль знаний. Тестирование. Выполняют тест. 5 мин
Физкультминутка 2 мин.
10 Подведение итогов, Рефлексия. Подводит итоги урока, задает домашнее задание. Оценивают свою деятельность на уроке. Фиксируют домашнее задание. 3 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие студентов, пояснение по организации работы в группах:

Преподаватель информатики: Сегодня мы проведем урок в форме деловой игры. Я – директор торговой организации, преподаватель экономики – экономист, вы – сотрудники организации. По жребию определяем вашу должность в организации.

II. Целеполагание, актуализация знаний

Сценка. Директор: Уважаемый экономист! Наши результаты работы показывают стабильность, но я не вижу роста. Прошу Вас обсудить и найти решение данной проблемы – КАК ПОВЫСИТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА РАБОТНИКОВ? (Презентация. Слайд 2)

Экономист: Хорошо, задача ясна, будем использовать резервы повышения производительности труда (ПТ).

Экономист: Уважаемые сотрудники (обращается к студентам), какие будут предложения, с помощью чего можно обеспечить рост ПТ.

Студенты (предполагаемые ответы): Морально и материально (Слайд 3,4)

Экономист: Как вы думаете, о чем пойдёт речь сегодня на занятии?

Студенты (предполагаемые ответы): – о поощрении работников и т. д.

Экономист: За что мы можем поощрить работника?

Студенты (предполагаемые ответы): – за качество, за новаторство, за образцовое выполнение трудовых обязанностей и т.д. (Окончание сценки.)

Преподаватель экономики: Объявление темы урока: Расчет и анализ экономических показателей в MS Excel. (слайд 5)

Преподаватель экономики: Что вы хотели бы узнать об экономических показателях, применяемых при стимулировании работников?

Студенты (Предполагаемые ответы): Какие они бывают, как их рассчитывают?

Цель урока: понять сущность материальных выплат, узнать их виды и способы расчета выплат при премировании работников. (Слайд 6).

Итогом урока должен быть ответ каждого на поставленные вопросы: Какие виды материальных выплат существуют, способы распределения и автоматизированного расчета выплат?

III. Мотивация учебной деятельности.

Преподаватель экономики: Мы предлагаем представить ситуацию:

Вы являетесь работниками торговых организаций “ВИВАТ”, “ПЯТЕРОЧКА”, “СЕМЬЯ”. По итогам квартала коллективам выделена премия, которую надо распределить, учитывая конкретный вклад каждого работника в коллективный результат.

Описание производственной задачи, список достижений и деньги у вас на столах.

Обсуждаем и распределяем премию.

Давайте обсудим, как прошло распределение?

С какими трудностями столкнулись?

Как можно справедливо распределить премию, не нарушая благоприятного психологического климата в коллективе?

Студенты (Предполагаемые ответы): Нужны четкие показатели и их цена. ЗА ЧТО И СКОЛЬКО?

IV. Этап усвоения новых знаний.

Преподаватель экономики: Очень важную роль в материальном стимулировании труда играют доплаты, надбавки к заработной плате, различные виды выплат, которые делят на 2 группы: (Слайд 7)

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ (связаны с режимом и условиями труда) (Слайд 8)

– за работу в сверхурочное время, и праздничные дни, в ночное время;
– несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня;
– выплаты, обусловленные районным регулированием

И ДРУГИЕ ВЫПЛАТЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ КЗоТ СТИМУЛИРУЮЩИЕ ВЫПЛАТЫ (Слайд 9)

– доплаты за интенсивность труда;
– доплата за профессиональное мастерство;
– доплата за расширение зон обслуживания;
– надбавки за высокую квалификацию;
– премиальные выплаты.

ПРЕМИРОВАНИЕ – выплата работникам денежных сумм сверх основного заработка в целях поощрения за достигнутый успех, выполнение обязательств и стимулирование их дальнейшего возрастания (Слайд 10).

На предприятиях, независимо от форм собственности основная заработная плата работников дополняется различными премиальными выплатами, предусмотренными в Положении о премиальных системах, в котором должны быть предусмотрены:

1. ПОКАЗАТЕЛИ И КОНКРЕТНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕМИРОВАНИЯ;
2. ШКАЛА ПОКАЗАТЕЛЕЙ;
3. КРУГ ПРЕМИРУЕМЫХ;
4. ИСТОЧНИКИ ПРЕМИРОВАНИЯ.

Самые распространенные виды премирования: (Слайд 11)

Единовременное разовое премирование (за выполнение особо важных заданий, срочных, непредвиденных работ)

Специальные системы премирования (за экономию конкретных видов материальных ресурсов, создание и внедрение новой технологии и т.д.)

Премирование за основные результаты хозяйственной деятельности может быть индивидуальным и коллективным.

Коллективное премирование основано на заинтересованности членов трудового коллектива в общих результатах отдела или всего предприятия. Премию начисляют на коллектив, а распределяют её между работниками в соответствии с личным трудовым вкладом каждого на основе учета отработанного времени, коэффициента трудового участия или по бальной оценке.

КТУ – показатель, характеризующий вклад одного работника в результат работы всего коллектива.

V. Актуализация знаний, мотивация учебной деятельности.

Преподаватель экономики: Можно распределить премию с применением коэффициента трудового участия или по балльной системе. Сегодня мы будем работать с балльной системой. Какие показатели премирования вы можете назвать?

Студенты (Предполагаемые ответы): Расширение сфер сотрудничества, проявление инициативы в работе, благодарность или положительный отзыв клиента и т.д. (Слайд 12)

Преподаватель экономики: Каждому показателю присваивается определенное количество баллов. Чтобы распределить, необходимо знать общее количество баллов, заработанных коллективом.

Давайте выведем формулу расчета премии конкретного работника. Есть сумма премии и можно сосчитать общее количество баллов коллектива. Как нам найти стоимость 1 балла?

Студенты (Предполагаемые ответы): Сумму премии делим на количество всех баллов.

Преподаватель экономики: Как определить в денежном выражении размер премии каждого работника? (Слайд 13)

Студенты (Предполагаемые ответы): Умножить сумму баллов работника на стоимость одного балла.

Преподаватель экономики: Перед вами готовая шкала показателей, сосчитайте свои баллы, впишите в пустую колонку и обменяйтесь результатами (Приложение 1, Приложение 2)

Как нам быстро и точно рассчитать сумму премии каждого работника? Можем ли мы автоматизировать расчеты, кто поможет нам в этом?

Студенты (Предполагаемые ответы): MS Excel, к преподавателю информатики.

VI. Этап усвоения новых знаний по дисциплине “Информационные технологии”.

Преподаватель информатики: Уважаемые студенты! В течение нескольких минут вспомним основные понятия и правила ввода формул в программе MS Excel, за быстрые и правильные ответы вы получаете соответственно баллы к вашим итоговым оценкам за урок (Слайд 14, 15, 16, 17).

Студенты: отвечают на поставленные вопросы.

Преподаватель информатики: Вычислительные возможности программы позволяют подбирать значения аргументов под заданное значение функции. Для решения задачи, поставленной преподавателем экономики, мы рассмотрим еще одну возможность программы – функцию “Анализ, что, если” – Подбор параметра, которая позволяет решить задачу:

Если известен результат, который требуется вычислить при помощи формулы, но неизвестны значения, которые необходимо ввести для получения этого результата

Рассмотрим, где находится данная функция (Слайд 18)

Изучим алгоритм работы с ней – (Слайд 19) – в ваших опорных конспектах этот алгоритм присутствует, при необходимости вы всегда можете воспользоваться конспектом. (Приложение 3)

1. Вкладка Данные /панель Работа с данными / команда Анализ, что, если / пункт Подбор параметра.
2. В поле Установить в ячейке ввести ссылку на ячейку, содержащую необходимую формулу 
3. В поле Значение – искомый результат
4. В поле Изменяя значение ячейки ввести ссылку на ячейку, значение которой нужно подобрать.

VII. Первичное закрепление знаний.

Преподаватель информатики: Решим задачу с применением данной функции: рассчитать заработную плату сотрудников при фиксированном значении фонда заработной платы (Слайд 20, 21). Для решения задачи построим соответствующую таблицу в Excel, введем данные и получим результат

Студенты: создают таблицу, производят расчеты.

Преподаватель информатики: Подведем промежуточные итоги, обсудим область применения функции “Подбор параметра”. Поможет ли изученный материал решить производственные задачи, поставленные преподавателем экономики?

Студенты: (Предполагаемые ответы) Для автоматизации расчета премии удобно использовать данную функцию, известен премиальный фонд, определив сумму баллов каждого сотрудника, можно рассчитать и премию.

Преподаватель информатики: Приступаем к решению производственных задач по группам (Приложение 1). Вам необходимо произвести расчет премии, с учетом изученного материала. Старший продавец координирует работу группы. На выполнение задания на компьютерах вам отводится 8 мин., для подготовки отчета 1 мин. Сигналом окончания работы за компьютером будет завершение музыкального фрагмента.

Студенты: Студенты выполняют работу, звучит музыка.

VIII. Обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов работы

Студенты: Презентуют результаты выполненной работы; обсуждают и отвечают на вопросы. Каждая группа студентов представляет свой продукт на экране (при работе используется локальная сеть).

Преподаватель информатики: Для демонстрации возможностей функции, изменим входные данные (Приложение 3 – II этап).

Студенты: Изменяют данные, проводят расчеты, подводят итоги работы.

IX. Контроль знаний.

Преподаватель информатики: Для проверки полученных знаний проведем тест (используется тестовая программа, позволяющая провести тестирование быстро и получить результат Приложение 4).

Физкультминутка. (Слайд 23)

XI. Подведение итогов, Рефлексия.

Преподаватели: Как вы думаете, сможете ли вы применить полученные знания и умения в профессиональной деятельности? Увидели ли вы практическую значимость занятия? Заполните бланки, находящиеся у вас на столах.

Рефлексия.

  1. Что понравилось на уроке? ________________________________________________
  2. Какие трудности возникли во время занятий?__________________________________
  3. Эмоциональное состояние в данный момент?_________________________________
Самооценка и оценка групп
Фамилия студента Самооценка работы в группе Оценка работы группы Оценка за тест

Домашнее задание.

Преподаватель экономики: распределить ту же премию с применением коэффициента трудового участия

Преподаватель информатики: рассчитать премию с использованием MS Excel, построить диаграмму по результатам расчетов.