Цель:
– закреплять правильное произношение звука С;
– учить слышать и выделять звук (в начале, середине, в конце слова);
– познакомить с понятием “согласный” звук;
– ввести новое обозначение согласного звука (синий цвет);
– познакомить с буквой С;
– учить читать открытые, закрытые слоги со звуком С;
– закреплять навык звуко-буквенного анализа слогов;
– закреплять правильное согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ с именами
существительными;
– закреплять правильное употребление имен существительных в Р.п., ед. и мн.
числе;
– обогащать предметный словарь со звуком С;
– развивать мелкую моторику пальцев рук;
– развивать пространственную ориентацию на плоскости;
– развивать память, внимание, мышление;
Оборудование: – кукла Соня, мягкая игрушка – лиса, картинки на звук С, начало слова – сад, сом, сок, сова, санки, самовар, самокат, самолет, сук, сыр, стекло, сумка, собака, сапог, сапоги, салат, Снегурочка, сундук, сокровище; середина слова – оса, лиса, капуста, носок, носки, сосулька, песок, насос; конец слова – нос, насос, ананас, лес, волос, автобус; зеркала логопедические индивидуальные; картинка “улыбка –заборчик”; картинка Лес; доска магнитная , маркер черный, синий, красный; карточка буква С; карточка – картинка на что похожа буква С– “Порвалась О в серединке – С осталась на картинке”; настенная Азбука; буквы – заготовки , для прописывания пальчиком, с тактильной поверхностью (бархатная бумага); кружки из картона красного, синего цвета; карточки “Найди окошко”, для определения места звука в слове; таблицы для чтения слогов; тетрадки (половинки обычной тонкой тетради в клетку); карандаши (простой, красный, синий);
1. Организационный момент: Отгадывание загадок: В воде родится, а воды боится (Соль); Непоседа птица эта – одного с березой цвета (Сорока); Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал – там и пропал (Сахар); Какой звук мы услышали в отгадках – звук С.
2. Фонетическая гимнастика “Прогулка в лесу”.
Мы в лесу, подул ветерок – С – С – С… Ветерок холодный (дуем на тыльную сторону ладони). Рассматривание артикуляции. Картинка “Улыбка – Заборчик”. Улыбка, зубки вместе заборчиком, язычок за зубками. Дети свистят ветерок все вместе, затем по одному.
3. Игра “Назови картинку”.
Дети называют картинки, выделяя звук С. В игре используются карточки “Найди окошко” для определения места звука С в слове.
4. Игра “Жадина”.
Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их правильно назвать. Затем участники игры поочереди закрывают ладошкой любую картинку и говорят: – Мой сом. Моя сумка. Мое сокровище и т. д. Логопед следит за правильностью выполнения задания.
5. Игра “Чего нет”.
Логопед раскладывает перед детьми картинки. Просит их проверить в каждом ли слове спрятался звук С. Затем педагог просит глазками сфотографировать картинки, запомнить в каком порядке они разложены. А теперь дети закрывают глаза – логопед убирает одну картинку, спрашивая: -Чего нет? Повторяем три раза. Две картинки прячем два раза. Три картинки один раз.
6. Игра “Поймай звук”.
Логопед предлагает детям потренировать ушки. Как только услышите песенку ветерка – СССССС…хлопните в ладоши, поймайте звук С. В игре можно дать слова и на звук З, таким образом подготавливая детей к дифференциации звуков С – З. Слова: сова, сапог, сухарь, коза (не хлопаем – это не ветерок. Молодцы.),сон, сын, салат, заноза, сахар, слон, лиса, ваза и т. д.
7. Физ.минутка.
Мы в лесу ,дует ветерок – ССССС. Далее дети проговаривают слова, выполняя при этом соответствующие движения. Дети изображают деревья.
Дует ветер нам в лицо – СССССС;
Закачалось деревцо – ССССС;
Ветерок все тише, тише – ссссссс;
Деревцо все выше, выше!
8. Буква С.
Показ буквы – карточки С; – показ и нахождение буквы С на настенной Азбуке; – показ карточки “На что похожа буква С” – Порвалась О в серединке – С осталась на картинке; – где окошечко – справа; – прописывание С в воздухе; – прописывание буквы С пальчиками на тактильных карточках.
9. Понятие “согласный” звук.
Логопед рассказывает детям о том, что буква и звук – всегда друзья. А звук С мы уже хорошо знаем. Дети снова в зеркало рассматривают артикуляцию, произносят звук С. Широкая улыбка, зубки стоят красиво заборчиком, язычок за зубками. Логопед спрашивает детей о том, что есть ли здесь преграда, когда мы произносим звук С. Сравним с произнесением звука А. Звук А – ротик открыт, звук поется голосом. Звук А не имеет преграды – он гласный звук, обозначаем его красным цветом. А есть ли преграда, когда произносим звук С – да, преграда есть, у нас закрыты зубы. Таким образом, звук С имеет преграду – зубы (дети это видят в зеркалах). Логопед сообщает детям, что звуки у которых есть при произнесении преграда называются – согласными звуками и обозначаются синим цветом. Логопед при этом показывает синий кружок или квадратик и рисует на магнитной доске под буквой С синий кружок.
10. Работа в тетрадях.
Дети печатают букву С в тетрадях (пять, семь букв). Дети в тетрадях под буквой С рисуют синий кружок, проговаривая при этом, что звук С имеет преграду – он согласный звук, обозначаем синим цветом.
11. Чтение слоговых таблиц.
АС ОС ЫС УС ЭС |
СА СО СЫ СУ СЭ |
АСА ОСО ЫСЫ УСУ ЭСЭ |
12. Звуко-буквенный анализ слогов.
Работа выполняется детьми в тетрадях. Дети печатают слоги АС и СА простыми карандашами. А под слогами рисуют схемы звуков красными и синими карандашами, обосновывая при этом есть ли преграда в звуке или нет, согласный звук или гласный анализируется.
13. Игры с мячом “А ну-ка, повтори”.
Дети встают в круг, логопед бросает мяч ребенку и просит повторить за ней чистоговорки:
– са - са - са – вот лиса;
– су – су – су – были мы в лесу , видели лису;
– сы – сы – сы –хвост красивый у лисы;
– Са – са – са – испугалась нас лиса;
Игра “Эхо”.
Логопед просит детей повторить ряды слогов – сначала громко, затем тихо.Слоги: - са - са - со
– Со – со – сы
– Сы – сы – су
– Су – су – сэ
– Сэ – сэ – са и т. д.
Игра “Проговори скороговорку”:
– Заяц косой – стоял с косой,
Говорил: – Коса коса.
Игра “Придумай слова со звуком С”.
Сначала дети придумывают слова любые, затем по заданию логопеда дети придумывают имена девочек и мальчиков со звуком С (Соня, Сима, Алсу, Серафима, Алиса, Сережа, Саша, Максим и т. д.).
14. Итог занятия.
Логопед спрашивает детей : – С каким звуком мы сегодня играли? – Есть ли преграда у звука С? – Как мы называем эти звуки? – Как обозначаем согласные звуки? – Какой буквой обозначается звук С? (Буквой С). – На что похожа буква С, как мы ее пишем? Молодцы дети. Наше занятие закончено.