Тип занятия: комбинированное
занятие. Место занятия: 22 занятие по теме “Шифрование и дешифровка текстов различными методами”. Форма организации обучения – учебно-практическое занятие. |
Цель занятия: Изучить приемы шифрования и дешифрования текстовой информации различными методами. |
План занятия: |
Занятие сопровождается показом презентации “Шифрования и дешифровка текстов различными методами”, (Приложение 1) |
Образовательные задачи: Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
|
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ |
|
Этапы занятия |
Образовательные технологии, формы, методы, приемы, цель применения |
1. Организационный моментПриветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода занятия. Определение целей занятия Демонстрация слайда № 3. На этом занятии мы познакомимся приемами шифрования и дешифрования текстовой информации, создадим различные шаблоны шифрования, используем созданные шаблоны для автоматизации кодирования и шифрования текста. |
Образовательные технологии: Методы и приемы: Определение целей занятия (для мотивации учебной деятельности). Цель этапа: подготовить обучающихся к активной совместной деятельности. |
2. Актуализация знаний– (обучающиеся отвечают на вопросы)Демонстрация слайда № 7-11.
(В 1997 году); (Информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требования правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации);
(Информация, хранение, передача и обработка которой осуществляется средствами ИКТ);
(Индивидуальный секретный шифр, ключ которого известен только владельцу). Необходим открытый ключ для расшифровки.
(Это сообщение, подписанное полномочным органом сертификации, который подтверждает, что открытый ключ действительно относится к владельцу подписи);
(Наука о создании безопасных методов связи, о создании стойких (устойчивых к взлому) шифров). Занимается поиском математических методов преобразования информации. |
Методы и приемы: Метод устной фронтальной беседы Цель этапа: Мотивация учебной деятельности, объединение обучающих и преподавателя в совместную коллективную учебную деятельность |
3. Теоретическая частьПреподаватель объясняет новый материал, сопровождая его демонстрацией презентации “Шифрования и дешифровка текстов различными методами”, (Приложение 1) Грамота, простая литорея, тарабарская грамота — шифр, широко использовавшийся в древнерусских рукописях. Представляет собой простейший шифр замены без ключа. Проверка домашнего задания и демонстрация презентаций № 1 и 2, выполненных обучающимися, (слайды 11 и 13). Преподаватель демонстрирует примеры шифрования и дешифрования текстовой информации. Рассказывает о шифре Цезаря, шифре Виженера, (слайды 14 и 15). Пляшущие человечки, как шифр – известен по рассказам Конан Дойла. В нем буквы текста заменялись на символические фигурки людей. Ключом такого шифра являлись позы человечков, заменяющих буквы. Преподаватель обсуждает с обучающими шифрование с симметричными ключами методом перестановки. Символы шифрования при усложненной замене по строкам и символы шифрования при усложненной замене по столбцам. Перестановку символов с ключом. Преподаватель демонстрирует пример выполнения задания. |
Методы и приемы: Цель этапа: формирование знаний и способов деятельности, предусмотренных программой |
4. Практическая частьПреподаватель раздает обучающим задание. Обучающимся ставится задача:
Обучающиеся выполняют практическое задание в тетрадях. Преподаватель объясняет шифр Виженера на примере готового файла электронных таблиц (заранее подготовлены расчетные выражения для заполнения таблицы). Обучающиеся работают за компьютерами в программе MS Excel и выполняют задание (слайд 17). |
Методы и приемы: Метод управления учением – самостоятельная работа обучающихся: работа с инструкцией, практическая работа на ПК (для развития самостоятельности в учении, формирования умений находить в тексте главное, для развития умений подтверждать знания опытом. Цель этапа: Применение полученных знаний на практике, формирование умений и навыков. |
5. Закрепление знанийОбучающиеся выполняют проверочный тест по теме “Шифрование и дешифровка текстов различными методами”. Преподаватель выводит созданные на большой экран, ответы на тест. Обучающиеся осуществляют проверку теста и выставляют самооценку за тест, (слайд 19). Рефлексия обучающихся:
|
Методы и приемы: Просмотр и анализ созданных шаблонов оформления презентаций Цель этапа: Выявить, насколько успешно реализовались задачи обучения, а так же стимулировать последующую познавательную деятельность обучающихся |
6. Подведение итогов занятия“В результате проделанной работы, были рассмотрены на практике способы шифрования и дешифрования информации. Будьте креативными и мыслите шире. Компьютер может считать очень и очень быстро, быстрее, чем самый умный человек в мире, но он не может созидать, творить, обладать креативностью. И это самое главное наше преимущество перед ним и хакерскими программами! Придумывание собственных правил для замены символов – очень полезная вещь. Удачных паролей вам!” Преподаватель отвечает на вопросы обучающихся. |
Методы и приемы: Словесный. Цель этапа: Выявить, насколько успешно реализовались задачи обучения, а так же стимулировать последующую познавательную деятельность обучающихся. |