Пищеварительная система. Наше питание. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Дать первоначальное представление об органах пищеварения.
  • Познакомить с необходимыми организму питательными  веществами.

Задачи:

  • Закрепить знания о строении и значении опорно-двигательной  системы.
  • Повторить правила формирования правильной осанки.
  • Познакомить с системой правильного питания.
  • Воспитывать культуру питания и навыки личной гигиены.
  • Развивать познавательную активность учащихся.
  • Развивать умение работать в группе.
  • Воспитывать чувство коллективизма.

Этап урока

Ход урока

Ответы детей

Техническое обеспечение (Презентация)

Орг.момент Приветствие. Проверка готовности к уроку.    
Проверка домашнего задания Перед вами  кроссворд. Я буду читать вопросы, а вы отвечать.
Вопросы к кроссворду в Приложении 1.
  Слайд 2. 
Новый материал Какое слово получилось по вертикали? Пищеварение  
Из каких двух слов состоит это слово? Пища, варить Слайд 3
Давайте выясним, что же это за система, которая варит пищу, из каких частей она состоит?   Слайд 4
Строение пищеварительной системы.

1) Пища вначале попадает в рот. А кто живет во рту?

Правильно, во рту живет язык – строгий охранник. А для чего нам нужен язык?
Он помогает  дышать, жевать, согревать или охлаждать еду, глотать, узнавать, соленая она или сладкая, горькая или кислая, горячая или холодная, он также помогает говорить, петь, смеяться. Язык еще охраняет и вход в пищеварительный тоннель. Он ни за что не пропустит в рот невкусных или горьких гостей не пропустит.

 

Язык

Разные предположения детей.

Слайд 5
Правила гигиены
2) А что еще есть во рту? Зубы.
Они работают как жернова, хорошо перемалывают и пережевывают пищу. Это очень важная работа. Если они плохо разжуют пищу, то она может повредить пищевод и желудок, которые очень трудно  лечить. Желудок над такой пищей трудится в несколько раз дольше, а, значит, меньше отдыхает и начинает болеть.
Вы замечали, что у нас во рту всегда мокро? Это слюна, она постоянно  выделяется в небольшом количестве и смачивает пищу, а язык помогает протолкнуть ее внутрь. Попробуй, проглоти черствый хлеб. Все горло обдерешь. А если хлеб долго жевать, он хорошо смочится слюной и проглотить ее будет нетрудно.
Зубы Слайд 6
Правила ухода за зубами
Сначала по глотке, а потом по пищеводу, пища попала в желудок.
Желудок похож на мешок. Этот мешок у каждого человека расположен под ребрами. Потрогайте его рукой. 
Когда мы голодны, он как спущенный шарик. Дунешь в него – он чуть надуется, попадет пища в желудок – он чуть растянется и, наконец, превратится в целую пещеру, до потолка набитую едой. В желудке есть специальная жидкость. Она называется желудочный сок. Этот сок постепенно пропитывает пищу и растворяет ее твердые частички. Но когда в желудок попадает хорошо пережеванная пища, ему легче с нею справиться. Вот поэтому всегда нужно хорошо, тщательно пережевывать все, что мы едим. Желудок начинает работать. он своими стенками мнет, растирает, перемешивает пропитанную соком пищу. Как будто варит ее. Вот и называется этот процесс пищеварением – варением пищи. Итак, главная работа желудка – переваривать пищу, а помогает ему в этом желудочный сок. Желудок нужно беречь. Есть всегда необходимо всегда в одно и то же время, потому что желудок привыкает вырабатывать желудочный сок в определенное время.


 

Дети пытаются нащупать желудок.

Слайд 7

Когда пища хорошо переварится, она переходит в тоннель с мягкими ворсистыми стенками. Но тоннель не прямой, а с множеством поворотов. Это кишечник.  Он очень длинный – 7 метров. Но в теле человека он свернут в несколько раз. Сначала кишка тонкая – это тонкий кишечник. В нем продолжается процесс пищеварения. Из печени выделяется жидкость, которая называется желчь. Она помогает процессу пищеварения. Оттуда кровь забирает питательные вещества и разносит их по организму.
Наконец, от пищи остается то, что никому не нужно. Остатки пищи выводятся из организма.
  Слайд 8
Из каких же частей состоит пищеварительная система?
После ответов детей появляются названия частей пищеварительной системы.
  Слайд 9 (появляются названия частей системы)
Физ.минутка Для сохранения здоровья сделаем зарядку.
Начинается разминка.
Встали, выпрямили спинки.
Вправо – влево наклонились
И еще раз повторили.
Приседаем мы по счету:
Раз-два-три-четыре-пять.
Это нужная работа
Мышцы ног тренировать.
А теперь рывки руками
Выполняем вместе с вами.
Раз рывок и два рывок.
Продолжается урок.
   
  Питательные вещества

Мы узнали, как устроена пищеварительная система. Зачем она нужна? Зачем мы едим?
Зачем нашему организму питательные вещества?
Какие питательные вещества необходимы нашему организму вы узнаете из следующего задания.

 

Получаем полезные вещества.

Ответы детей.
В тексте (Приложение 2) выделить названия питательных веществ и их назначение.

 

Слайд 10

Закрепление знаний. На экране составляется таблица по ответам детей из прочитанного текста.
Какая пища нужна человеку?

Чтобы проверить, как хорошо вы запомнили, что полезно есть, а , что нет, отправляемся в магазин.

Подвести детей к ответу о необходимости разнообразной пищи.
Назвать продукты, которые берем или нет.
Слайд 11

 

 

Слайд 12

Рефлексия Чтобы наш урок был не только полезным, но и вкусным, девочки приготовят полезный салат. Мальчики в это время составят пословицы о вкусной и здоровой пище.
Девочки готовят салат из предложенных продуктов. Например, винегрет. Среди необходимых ингредиентов можно положить   чипсы или что-нибудь другое из вредных продуктов.
Мальчики составляют пословицы: "В здоровом теле здоровый дух. Сладкая еда не всегда полезна."
Девочки рассказывают о пользе салатов из овощей и фруктов. Мальчики выстраиваются со словами пословиц.