Класс: 10 класс.
Цели:
- совершенствование умения объяснять физические явления;
- развитие грамотной речи с использованием физических терминов, мышления, смекалки, внимания;
- воспитание у учащихся доброжелательности, умения работать в коллективе; формирование культуры труда учащихся;
- использование межпредметных связей для воспитания у учащихся интереса к физике как науке;
- показать возможность применения физических знаний в повседневной жизни.
Оборудование: установка для презентации, компьютеры, макет телевизора для проведения телеобозрения.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап.
Учитель: Здравствуйте! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь и садитесь.
Ян Амос Каменский считал несчастным тот день или тот час, в котором он не успел ничего, ничего не прибавил к своему образованию. Надеюсь, что сегодняшний день не будет для вас несчастным, так как каждый унесет что-то новое, интересное и познавательное.
Обращаю ваше внимание на эпиграф к нашему мероприятию (эпиграф записан на доске).
Мы знаем – время растяжимо
Оно зависит от того,
акого рода содержимым
Вы наполняете его…
Н.Заболоцкий
А сделать наше мероприятие интересным и занимательным помогут нам знания по русскому языку и литературе.
2. Сообщение темы и целей.
Учитель: Форма нашего мероприятия необычная. Мы будем участниками телевизионного обозрения. В программе следующие передачи: “Что? Где? Когда?”, “Деловая жизнь”, “Здоровье”, “Умники и умницы”, “Погода”.
Обобщение и систематизация усвоенных знаний.
Передача “Что? Где? Когда?”
Учитель:
Интеллектуальные программы
Любят папы, любят мамы,
Сейчас давайте проверим, друзья,
Кто смотрит программу “Что? Где? Когда?”.
Устная разминка.
- Основная единица измерения длины в физике? (Метр.)
- Физическая векторная величина, которую можно измерить с помощью прибора акселерометра? (Ускорение.)
- Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (Грязный: темные тона поглощают больше солнечных лучей.)
- Как можно пронести воду в решете? (Заморозив ее.)
”Физика и лирика”.
Учитель: Какие физические явления и понятия описаны в пословицах?
- Как аукнется, так и откликнется. (Эхо.)
- Клин клином вышибают. (Третий закон Ньютона.)
- Всякому терпению бывает конец. (Предел упругости.)
- Куй железо, пока горячо. (Остаточная деформация.)
- Где тонко, там и рвется. (Предел прочности.)
- Ум хорош, а два лучше. (Интерференция.)
- Рыбак рыбака видит издалека. (Когерентность.)
Задания на развитие памяти и внимания.
Учитель: Написать известные вам физические понятия, начинающиеся на буквы, из которых состоит слово ФИЗИКА.
На доске записано слово Ф И З И К А.
Учитель: В приведенных ниже стихотворениях описываются оптические явления.
1. День вечереет, ночь близка,
Длинней с горы ложится тень,
На небе гаснут облака…
Уж поздно. Вечереет день.
Ф. Тютчев.
Учитель: Почему вечером тени удлиняются?
2. Нырни на дно – стеной отвесных вод
Сойдется вкруг тебя водоворот.
Сквозь столб воды кайма воды лазурной
Со дна тебе покажется пурпурной.
Где ты ни стой, куда ни отходи,
Все будешь в центре, все посереди.
И.В.Гёте
Учитель: Объясните описанное явление.
3. У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том;
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
А.С.Пушкин
Учитель: Как называется такое движение кота?
Передача “Деловая жизнь”.
Учитель: Впереди у вас еще два года учебы, но уже, наверное, сейчас кто-то из вас мечтает стать учителем физики, кто-то летчиком, кто-то космонавтом. Попробуйте угадать о каких профессиях, связанных с физикой, говорится в загадках.
- Вот в скафандре смелый папа,
Он идет в ракету.
Перед ним снимают шляпу
Люди всей планеты.
Для него совсем не новость,
Что такое невесомость! (Космонавт, астронавт.) - Папа знает всё на свете –
Как на небе Солнце светит,
Про молекулу и атом
Может рассказать ребятам.
Знает всё про ультразвук.
Папа – кандидат наук! (Ученый-физик.) - Он поднимает в небеса
Свою стальную птицу.
Он видит горы и леса,
Воздушные границы.
Зачем летит он в вышину?
Чтоб защитить свою страну! (Военный летчик, пилот.) - Спешит по вызову отряд,
Готовый разыскать снаряд
И на пшеничном поле,
И в транспорте, и в школе.
Боец отряда очень смел –
Три мины разрядить сумел. (Сапер.)
Учитель: Аккуратность, знания, трудолюбие, организованность помогут вам в выборе этих профессий.
Задание “Знаменитости”.
Учитель: Вспомните, о ком говорится в следующих высказываниях.
- Этот ученый открыл свой закон, погрузившись в ванну. Благодаря открытому им закону рычага, без особых усилий стало возможным вытаскивать на берег корабли. Кроме того, изобретенные им механизмы долгое время защищали его родной город Сиракузы. (Архимед.)
- Этого великого человека не зря А.С. Пушкин назвал “университетом”; нет такой области знаний, где бы он ни приложил свой великий ум. (М.Ломоносов.)
- Этот английский математик и физик открыл три основных закона классической механики, закон всемирного тяготения, разработал корпускулярную теорию света. (И. Ньютон.)
- За сто лет до полета человека в космос этот ученый и изобретатель занимался вопросами строительства дирижаблей, самолетов и ракет. Им была выведена формула, благодаря которой ракеты летают в космос. Он с детства был почти глухим. работал учителем арифметики и геометрии в Калужской губернии. (К. Циолковский.)
На экран проектируются портреты знаменитостей.
Работа в группах (каждая группа получает задание).
1-я группа.
Задание 1. Подчеркните правильный ответ “Четвертый лишний”.
А) Вольтметр, монометр, амперметр, омметр
Б) Ньютон, Попов, Дарвин, Галилей
Задание 2. Шарада А+В=С
Атмосферное явление + собачье лакомство = характеристика звука. (Громкость.)
2-я группа.
Задание 1. Подчеркните правильный ответ “Четвертый лишний”.
А) Литр, секунда, метр, килограмм
Б) Азот, водород, кислород, железо
Задание 2. Шарада А+В=С
Состояние воды + единица времени = единица длины. (Парсек.)
3-я группа.
Задание 1. Подчеркните правильный ответ “Четвертый лишний”
А) Нано, микро, мили, мега
Б) Метр, локоть, сажень, пядь
Задание 2. Шарада А+В=С
Дерево рода ильмовых + твердая разновидность соединительной ткани = внутреннее трение. (Вязкость.)
Передача “Здоровье”.
Учитель: Переходим к передаче “Здоровье”. “Здравствуйте!” – говорим мы при встрече друг другу, желая в первую очередь здоровья. Надо помнить, что каждый кует свое здоровье сам.
Поэтому проведем физкультминутку.
Ну-ка, встаньте все, ребятки!
Начинается зарядка.
Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
Подтянитесь поживее,
Руки вверх тяни смелее.
Спину кошкой изогните,
Да смотрите, не засните!
Поморгайте все глазами,
Повертите головами.
Руки резко опустите,
Сделав выдох, отдохните.
Вот и кончилась игра,
Нам за парты всем пора.
Ротик снова на замок:
Продолжается урок.
Передача “Умники и умницы”.
Учитель: А сейчас каждый из вас выберет “дорожку” (задание). Учащимся раздаются карточки, они самостоятельно выполняют задания.
Задание 1.
На каждом столе лежат весы, динамометр, мензурка, линейка, подшипник, часы. Задача учащихся – связать пословицы и поговорки с выставленными на столе приборами и устройствами. Учащиеся записывают в карточки ответы.
- Все идет как по маслу. Не подмажешь – не поедешь. Сухая ложка рот дерет. (Подшипник.)
- Две сестры качались, правды добивались, а когда добились, то остановились. (Весы.)
- На спине язык: что скажет – люди верят. (Динамометр.)
- Стоят – молчат, пойдут – запоют. (Часы.)
- Нема и глуха, а определять объем жидкости позволяет. (Мензурка.)
Задание 2. Ассоциация (установить соответствие).
1. Механика. | 1. Д. Максвелл. |
2. Кристаллография. | 2. А. Эйнштейн. |
3. Электродинамика. | 3. Е. Федоров. |
4. Оптика. | 4. К. Циолковский. |
5. Квантовая механика. | 5. Д. Бернулли. |
6. Гидростатика. | 6. Н. Бор. |
7. Авиация. | 7. Х. Гюйгенс. |
8. Теория относительности. | 8. И. Ньютон. |
9. Электростатика. | 9. Н. Жуковский. |
10. Космонавтика. | 10. Кулон. |
Ответы: 1–8 (механика – И. Ньютон), 2–3 (кристаллография – Е. Федоров), 3–1 (электродинамика – Д. Максвелл), 4–7 (оптика – Х. Гюйгенс), 5-6 (квантовая механика – Н. Бор), 6–5 (гидростатика – Д. Бернулли), 7–9 (авиация – Н. Жуковский), 8–2 (теория относительности – А. Эйнштейн), 9–10 (электростатика – Ш. Кулон), 10–4 (космонавтика – К. Циолковский).
4. Рефлексия.
Передача “Погода”.
Учитель: Комфортно ли вам было на нашем мероприятии? Чем вас привлекло “телеобозрение”? Что нового вы узнали?
Покажите карточками, какая погода в вашей душе. (У каждого на парте лежат карточки с изображением солнышка; солнышка, прикрытого тучкой; тучки с дождинками.)
5. Подведение итогов.