Программа: рабочая, составлена на основе авторской программы курса химии для 8-11 классов под ред. Н.Е. Кузнецовой (М., Вентана-Граф, 2011 г.)
Учебно-методический комплект:
- Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, «Химия. 9 класс», учебник для учащихся ОУ, (М., Вентана-Граф, 2012 г.)
- Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин, «Задачник по химии. 9 класс», (М., Вентана-Граф, 2012 г.)
Количество часов: 2 часа в неделю.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: работа в парах и индивидуальная.
Цели урока:
Образовательные. Формирование компетенций по теме: положение элементов подгруппы углерода в периодической системе, изменение свойств элементов и образуемых ими соединений, химический элемент углерод и образуемые им простые вещества, их свойства, применение. Формирование универсальных учебных действий.
Развивающие. Умение работать с
периодической системой, устанавливать
взаимосвязь между положением элемента в
Периодической системе, строением атома и
свойствами образуемых им веществ.
Развитие навыков ученического эксперимента.
Воспитательные. Формирование культуры общения. Вклад российских ученых в изучение химии углерода и его соединений.
Задачи урока:
- Изучить электронное строение атома углерода, строение кристаллических решеток аллотропных модификаций углерода – алмаза, графита, карбина, фуллерена, их физические свойства, химические свойства углерода.
- Сформировать понятия: « адсорбция», «адсорбент», «десорбция».
- Актуализировать связь между строением вещества, его свойствами и применением.
Материалы и оборудование:
- Периодическая система химических элементов, презентация к уроку, мультимедийный проектор, компьютер.
- На ученических столах: образцы мрамора, известняка, каменного (бурого) угля, антрацита, кокса, древесного угля, активированного угля (в таблетках) или карболен; лабораторный штатив, химические стаканы (2 шт.), воронки (2 шт.), фильтры или фильтровальная бумага, ступка с пестиком, дистиллированная вода, раствор чернил. Карточки для индивидуальной работы «Характеристика углерода по его положению в Периодической системе Д.И. Менделеева» (Приложение 1), карточка – инструкция по проведению лабораторного опыта (Приложение 2), тесты для итогового контроля по вариантам (Приложение 3).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Взаимное приветствие учителя и учащихся. Проверка готовности класса к уроку.
2. Актуализация опорных знаний
На доске закреплены карточки с символами элементов: Ge, C, Pb, Si, Sn.
Учитель: расположите элементы по
возрастанию их порядкового номера в
Периодической системе, запишите в тетрадь.
Ученики: C, Si, Ge, Sn, Pb.
Учитель: что мы получили?
Ученики: это элементы главной подгруппы
четвертой группы.
Учитель: как изменяются свойства
элементов и образуемых ими соединений в главных
подгруппах?
Ученики:
- Заряд ядра (увеличивается)
- Общее число электронов (увеличивается)
- Число электронов на внешнем уровне (не меняется, равно номеру группы)
- Число энергетических уровней (увеличивается)
- Радиус атома (увеличивается)
- Электроотрицательность (уменьшается)
- Ослабевают неметаллические свойства и усиливаются металлические
- Ослабевают окислительные свойства и усиливаются восстановительные
- Ослабевает кислотный характер высших оксидов и гидроксидов.
3. Определение темы и задач урока
Учитель: вы, наверное, уже догадались, что речь сегодня пойдет о подгруппе углерода и о первом представителе этой подгруппы – углероде. Запишите тему урока в тетрадь. (Презентация: слайд 1)
Учитель предлагает учащимся вспомнить, по какому плану изучались предыдущие темы: «Подгруппа кислорода» и «Подгруппа азота». Что вы хотите узнать сегодня на уроке, чему научиться?
Ученики:
- Особенности электронного строения элементов IVА-группы.
- Нахождение в природе.
- Особенности электронного строения атома углерода.
- Состав, строение и физические свойства простых веществ.
- Химические свойства углерода.
- Применение.
4. Изучение нового материала
Учитель: рассмотрим таблицу № 22 «Электронное строение атомов элементов IV А-группы» в учебнике (стр. 145). Какой можно сделать вывод?
Ученики:
- Электронная формула внешнего энергетического уровня – ns2np2. Это р-элементы.
- Высшая степень окисления +4, низшая –4.
- Формула высших кислородных соединений ЭО2, водородных соединений ЭН4.
Учитель: каждый химический элемент
интересен по-своему, но углерод – элемент
особенный. Как вы думаете, что объединяет объекты
на этом слайде? (Слайд 2)
Ученики: В их состав входят соединения
углерода.
Рассказ учителя: Распространенность
элемента углерода (Слайды 3, 4)
Классификация соединений углерода (Слайд 5)
Учитель: почему такого разнообразия
соединений мы не встречали у изученных ранее
элементов? Предположите, где может быть скрыт
«секрет углерода».
Ученики: в электронном
строении.
Учитель: рассмотрим электронное
строение атома углерода.
Индивидуальная работа по карточкам (Приложение
1). Обсуждение результатов.
Пояснения учителя: особенности строения атома
углерода в основном и возбужденном состоянии.
(Слайд 6)
Учитель: А теперь рассмотрим подробнее
аллотропные модификации углерода (Слайд 7).
Рассказ учителя сопровождается
демонстрацией моделей кристаллических решеток
алмаза и графита и презентации (Слайды 8, 9, 10, 11, 12).
Учащиеся по ходу рассказа составляют в тетрадях
схему (Слайд 7).
Учитель: Аморфный углерод – в
твердом состоянии не имеет упорядоченного
строения (Слайд 13). Рассмотрите имеющиеся у вас на
столах образцы каменного и древесного угля,
кокса, сравните их по цвету, массе.
Ученики: древесный уголь и кокс очень
легкие.
Учитель: эти вещества имеют
высокопористую структуру. У активированного
угля площадь пор составляет 200 – 300 м2 на 1 г
вещества. Это свойство делает его хорошим
адсорбентом (Слайд 14).
Лабораторный опыт: учащиеся проводят
опыт по очистке воды с помощью активированного
угля, используя карточки-инструкции (Приложение
2).
В тетрадях учащиеся записывают определение
адсорбции.
Учитель: это свойство нашло широкое
применение (Слайд 15).
Использовать адсорбирующее свойство древесного
угля предложил российский ученый Н.Д. Зелинский
(Слайд 16)
Учитель: Другие аллотропные
модификаций углерода (Слайд 17).
Причины такого многообразия (Слайд 18).
Учащиеся делают записи в тетрадях.
Химические свойства углерода
Учитель: в обычных условиях углерод
инертен, а при нагревании реагирует со
многими веществами, проявляя как окислительные
свойства, так и восстановительные. Попробуем
предположить, с какими веществами будет
реагировать углерод.
Ученики: с кислородом, хлором, серой –
как восстановитель; водородом, металлами – как
окислитель.
Учитель: составьте уравнения реакций
согласно схеме (Слайд 19).
Учащиеся выполняют задания в тетрадях и на доске,
затем проверяют результаты (Слайд 19). На слайде
приведены примеры реакций, которые при наличии
времени можно дополнить. Целесообразно
объяснить учащимся и уравнения гидролиза
карбидов:
CaC2 + 2H2O = Ca(OH)2 + C2H2
Al4C3 + 12H2O = 4Al(OH)3 + 3CH4
5. Закрепление изученного материала
Учащимся предлагаются задания:
- Устно. Исключите «лишнее» вещество (Слайд 20). Фронтальная беседа.
- Индивидуальная работа. Проверочный тест по вариантам (Приложение 3). Взаимная проверка работ по ключу (Слайд 21).
6. Подведение итогов урока
Учитель: подведем итог нашей работы. Поднимите руку те, кто не сделал ни одной ошибки в тесте… А теперь пусть поднимут руку те, кто сделал 1-2 ошибки…Мне понравилось, как вы работали на уроке, особенно хочу отметить…
7. Рефлексия
Учитель: а теперь я хочу услышать ваше мнение об уроке. Закончите, пожалуйста, фразы:
Я узнал…
Я научился…
Меня удивило…
Мне понравилось…
Мне было интересно узнать…
Мне захотелось…
У меня получилось…
8. Домашнее задание: § 28, № 6-3, 6-11, 6-13 (а), 6-45 (задачник)
Дополнительная литература
- Габриелян О.С. «Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С Габриеляна «Химия. 9 класс» – М., Дрофа, 2005 – 175 с.
- Гузей Л.С., Суровцева Р.П. «Химия. Вопросы, задачи, упражнения. 8 – 9 кл.: Учеб. пособие для ОУ» – М., Дрофа, 2001 – 288 с.