Тема урока: "Класс паукообразные"

Разделы: Биология


Цель: познакомить учащихся с многообразием Паукообразных.

Задачи:

  • Образовательные:
    – повторить и расширить знания о Паукообразных;
    – ознакомить учащихся с основными представителями отрядов Паукообразных;
    – выяснить значение Паукообразных в природе и для человека.
  • Развивающие:
    – продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительными материалами (литературой, Интернет-ресурсами), конспективными записями;
    – продолжить формирование общеучебных умений и навыков: сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы;
  • Воспитывающие:
    – способствовать развитию познавательного интереса к изучению биологии.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • таблицы с изображением Членистоногих, Паукообразных;
  • компьютер, мультимедийное устройство;
  • презентации “Класс Паукообразные”, “Паук крестовик”;
  • раздаточный материал: тестовые задания, картинки с изображением Ракообразных и Паукообразных;
  • рабочая тетрадь В.В.Латюшин, Е.А.Ламехова “Биология. Животные”. М., “Дрофа”, 2010 г.

Структурные элементы урока:

1. Организационный этап.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация знаний.
4. Изучение нового материала.
5. Закрепление материала.
6. Домашнее задание.
7. Рефлексия.

Ход урока

Деятельность учителя на уроке Деятельность учащихся на уроке
1. Организационный этап.

Проверка готовности.
Приветствие.

Готовятся к уроку.
2. Проверка домашнего задания.

Фронтальная беседа:

Какие классы животных относятся к Типу Членистоногие?
Что объединяет всех этих животных в Тип Членистоногие?
На прошлом уроке изучались представители Класса
Ракообразные. Предлагается выполнить тестовое задание.

Отвечают на вопросы (ответы учащихся оцениваются жетонами, которые учитываются по мере накопления)

Выполняют тестовое задание.

(Приложение 2.)

3. Актуализация знаний.

Продолжая, изучать Тип Членистоногие мы познакомимся с одной древнегреческой легендой.

Рассказ учеником легенды об Арахне и Афине.
4. Изучение нового материала.

Давайте сформулируем тему нашего урока. О ком сегодня пойдет речь?

Какие же признаки объединяют животных в класс Паукообразные?

Паукообразные появились на Земле около 400млн.лет назад, они были одними из первых животных освоивших сушу.

Класс включает более 62тыс.видов,обитающих в разных климатических поясах.

Класс делится на несколько отрядов: Пауки, Клещи, Скорпионы, Сенокосцы.

(Презентация. Слайд 2)

О ком идет речь?
Познакомимся с работой ваших одноклассников, которую они выполнили летом.
Слушая рассказ, выделяете новые термины и запомните их значение.
Что нового вы узнали из рассказа одноклассников о Пауке крестовике?

Выполните задания № 9,10 (П.14) в печатной тетради.

Каких еще животных относят к отряду Пауков?

(Слайд 4, 5,6-7,8)

Какие признаки характеризуют Пауков?

Сенокосцы. Послушаем сообщение о том, почему их так назвали, как они выглядят. (Слайд 9)

Скорпионы. (Слайд 10) Где обитают скорпионы?
Почему они так опасны?
С какими животными можно перепутать скорпионов по внешнему виду?

Как отличить?

Отряд Клещи. (Слайды 10–13)

Посмотрите на картинки с изображением клещей воспользуйтесь текстом учебника и подготовьте ответы на вопросы:
На основание каких признаков всех клещей объединяют в одну группу?
Чем они отличаются от пауков?
Что нужно знать о значении клещей для человека?
Как уберечь себя от клещей – переносчиков энцефалита и чесотки?

Ответы:

Речь пойдет о Пауках и о животных, сходных с ними по определенным признакам. Т.е о Паукообразных.

Выбирают признаки, используя записи в таблице. (Приложение 2)

“Сравнительная характеристика классов Типа Членистоногие”, составленную на вводном уроке по теме “Тип Членистоногие”.

Формулируют общую характеристику Класса Паукообразные.

Слушают.

Ученик зачитывает загадки о Пауках.

О Пауках

Защита проектного задания (летнее задание) “Паук крестовик”. (Презентация “Паук крестовик”)

Слушают и делают пометки.

В ходе беседы перечисляются признаки:
– наличие 3 паутинных бородавок видоизмененных конечностей;
– хелицеры – челюсти(первая пара видоизмененных конечностей);
– ногощупальцы, или педипальпы – вторая пара видоизмененных конечностей, расположенных позади ротового отверстия. Имеет вид клешни ,является органом осязания;
– питание пауков осуществляется вне организма;
– желудок сосущий;
– паутина используется для строительства ловчей сети, кокона для яиц, распространения молодых пауков, убежища;
– инстинкт сложная цепь врожденных рефлексов.

Выполняют задания.

Комментируют выполненное задание. (Задание проверяется с другими заданиями по окончанию темы)

Сообщения учащихся о Каракурте, Тарантуле, Пауках Бокоходах, Пауке серебрянке. Сообщения подготовлены по плану:

  • среда обитания,
  • особенности строения,
  • питание,
  • размножение,
  • значение в природе и для человека.

Формулируют ответ.

  • Наличие паутинных бородавок и желез.
  • Пищеварение вне организма.
  • Раздельнополые.
  • Развитие без превращения.

Сообщение учащегося.

Работа с текстом учебника (стр.59).
В местах с теплым жарким климатом.
Выделяют яд.
С Ракообразными.

По количеству пар конечностей и наличию усиков.

Работа в группах по 4 человека.

Работа с текстом учебника, картинками клещей, вопросами на доске.

Отвечают (за индивидуальные ответы учащиеся получают жетоны).

5. Закрепление.

С какими животными мы сегодня познакомились?
Какие признаки объединяют их в один класс?

А сможете ли вы отличить Паукообразных от других животных?

Задание № 1.
Разделите карточки на две группы: ракообразные и паукообразные.

Задание № 2.
Отобрать карточки с животными, которые могут нанести вред здоровью человека.

Перечисляют.

Формулируют ответ

Класс продолжает работать группами.
Каждая группа получает карточки с рисунками : речного рака, краба, креветки, паука, клеща, скорпиона, дафнии, сенокосца, мокрицы.

Обсуждают и выполняют задания.

Проверяют, уточняют.

6. Домашнее задание.

Обязательный уровень изучить параграф 14,задание №11 в печатной тетради;
Повышенный уровень составить 4–5 вопросов по содержанию темы;
составить тест из 10 заданий (8 заданий части А и 2 задания части В).

Запись задания в дневник.
7. Рефлексия.

Подведение итогов урока.
Предложить продолжить фразу.

“ Мне было интересно узнать……………………………”