Уже давно учёные пытались разгадать загадку творчества. Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: “Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения”. Для формирования творческих способностей детей разрабатывается много программ. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий, которые протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребёнок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Оказывается природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые высокие вершины творческой деятельности. Но в жизни мы видим иное; сколько слёз проливают ребятишки, которым трудно учиться, сколько горьких раздумий достаётся на долю родителей, когда с учёбой у детей плохо. Учёные исследовали дошкольников и убедились: чем моложе были дети, тем ближе они были по развитию, тем меньше отличались друг от друга. Значит, если мы хотим достичь хороших результатов, начинать надо с новорождённости.
Игрушки и игры – одно из самых сильных средств для развития ребёнка. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Игрушки и многие игры так или иначе, но всегда в доступной, интересной форме моделируют саму жизнь. Такими играми, моделирующими сам творческий процесс является развивающие игры, которые при всём своем разнообразии объединены не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
- Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, квадратиков, кирпичиков, деталей из конструктора и т.д.
- Задачи даются ребёнку в разной форме: в виде модели, рисунка, письменной форме и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
- Задачи расположены от простого к сложному.
- Задачи имеют широкий диапозон трудностей.
- Постепенное увеличение трудности задач в играх позволяет ребёнку творческие способности в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
- Нельзя объяснять ребёнку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребёнок учится всё брать сам из реальной действительности.
- Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок решил задачу.
- Решение задачи представляет перед ребёнком в виде рисунка, узора или сооружения из деталей, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставить наглядно “задание” с “решением” и самому проверить точность выполнения задания.
- Большинство игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
- Развивающие игры позволяют каждому подняться до “потолка” своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно.
Эти игры позволяют разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- дать “пищу” для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
- задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие ребёнок развивается наиболее успешно;
- развивающие игры очень разнообразные по своему содержанию, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
- родители не мешают ребёнку самому размышлять и принимать решения, не делают за него то, что он может и должен сделать сам.
Развивающие игры соответствуют всем основным условиям развития способностей, создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом развивающие игры развивают интеллектуальные способности очень широко: внимание, память, особенно зрительную0 умение находить зависимости и закономерности, способность к комбинированию, умение находить ошибки и недостатки, пространственное предоставление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Развитие творческих способностей происходит у детей не только в развивающих но и сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, спортивных, т.е. во всех играх.
Дети старшего дошкольного возраста проявляют свои игровые замыслы, самостоятельно придумывая игру, моделируя для неё среду, изменяя её в ходе сюжета, свободно меняя роли, соблюдая правила игры. Взрослым особое внимание нужно уделить: 1) формированию основы для развития детской игры: беседы, диалоги, чтение художественной литературы, целевые прогулки и экскурсии, составление альбомов, книг по теме игру и т.д.; 2) содействию становления игрового опыта ребёнка: знакомство с атрибутами, организация игрового пространства, ручной труд.
Дошкольные годы детей – самые ценные для его развития и будущего. Задача взрослых помочь им развивать творческие способности.