Развитие детского творчества и игрового замысла

Разделы: Работа с родителями


Уже давно учёные пытались разгадать загадку творчества. Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: “Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения”. Для формирования творческих способностей детей разрабатывается много программ. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий, которые протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребёнок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Оказывается природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые высокие вершины творческой деятельности. Но в жизни мы видим иное; сколько слёз проливают ребятишки, которым трудно учиться, сколько горьких раздумий достаётся на долю родителей, когда с учёбой у детей плохо. Учёные исследовали дошкольников и убедились: чем моложе были дети, тем ближе они были по развитию, тем меньше отличались друг от друга. Значит, если мы хотим достичь хороших результатов, начинать надо с новорождённости.

Игрушки и игры – одно из самых сильных средств для развития ребёнка. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Игрушки и многие игры так или иначе, но всегда в доступной, интересной форме моделируют саму жизнь. Такими играми, моделирующими сам творческий процесс является развивающие игры, которые при всём своем разнообразии объединены не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

  1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, квадратиков, кирпичиков, деталей из конструктора и т.д.
  2. Задачи даются ребёнку в разной форме: в виде модели, рисунка, письменной форме и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
  3. Задачи расположены от простого к сложному.
  4. Задачи имеют широкий диапозон трудностей.
  5. Постепенное увеличение трудности задач в играх позволяет ребёнку творческие способности в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
  6. Нельзя объяснять ребёнку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребёнок учится всё брать сам из реальной действительности.
  7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок решил задачу.
  8. Решение задачи представляет перед ребёнком в виде рисунка, узора или сооружения из деталей, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставить наглядно “задание” с “решением” и самому проверить точность выполнения задания.
  9. Большинство игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
  10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до “потолка” своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно.

Эти игры позволяют разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

- дать “пищу” для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

- задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие ребёнок развивается наиболее успешно;

- развивающие игры очень разнообразные по своему содержанию, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

- родители не мешают ребёнку самому размышлять и принимать решения, не делают за него то, что он может и должен сделать сам.

Развивающие игры соответствуют всем основным условиям развития способностей, создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом развивающие игры развивают интеллектуальные способности очень широко: внимание, память, особенно зрительную0 умение находить зависимости и закономерности, способность к комбинированию, умение находить ошибки и недостатки, пространственное предоставление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Развитие творческих способностей происходит у детей не только в развивающих но и сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, спортивных, т.е. во всех играх.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют свои игровые замыслы, самостоятельно придумывая игру, моделируя для неё среду, изменяя её в ходе сюжета, свободно меняя роли, соблюдая правила игры. Взрослым особое внимание нужно уделить: 1) формированию основы для развития детской игры: беседы, диалоги, чтение художественной литературы, целевые прогулки и экскурсии, составление альбомов, книг по теме игру и т.д.; 2) содействию становления игрового опыта ребёнка: знакомство с атрибутами, организация игрового пространства, ручной труд.

Дошкольные годы детей – самые ценные для его развития и будущего. Задача взрослых помочь им развивать творческие способности.