Урок по теме "Капиллярные явления"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • Познавательная:
    • познакомить учащихся с капиллярными явлениями;
    • совершенствовать навыки учащихся проводить эксперименты;
    • наблюдать явления и делать выводы.
  • Воспитательная:
    • воспитывать умение логически мыслить;
    • прислушиваться к мнению одноклассников;
    • умение работать в коллективе.
  • Развивающая:
    • развитие познавательного интереса.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, штатив, сосуд с подкрашенной водой, линейка, полоски фильтрованной бумаги, хлопчатобумажной ткани.

Наглядность: презентация.

ХОД УРОКА

Учитель: Перечислите известные вам свойства жидкостей.

Ученики: Жидкости состоят из молекул, расстояния между которыми сравнимы с размерами самих молекул. Молекулы колеблются относительно положений равновесия и перескакивают с одного места на другое, время "оседлой жизни" составляет примерно 10–8 с. Жидкости текучи, практически несжимаемы. Они сохраняю объем, но меняют форму.

Учитель: ребята, сегодня мы с вами  рассмотрим капиллярные явления.
– Что такое капиллярные явления?
– Где можно наблюдать капиллярные явления?
– Какими величинами характеризуются капиллярные явления?

Слайд №2 – определение капиллярных явлений и как ведут себя смачиваемые и не смачиваемые жидкости.

Слайд №3 – примеры капиллярных явлений в жизни и их роль в водоснабжении и обмене веществ растений и животных.

Слайд №4 – Анимационный слайд для определения высоты подъёма жидкости в капиллярах. Здесь можно менять значения радиуса капилляра, плотности жидкости, поверхностного натяжения и наблюдать, как изменяется высота подъёма жидкости. И попросить учащихся вывести формулу.

Слайд №5 – Показывается от каких величин зависит высота подъёма жидкости в капиллярах.

Слайд №6 – формула высоты подъёма жидкости в капиллярах.

Слайд №7 –  Анимационный опыт для определения диаметров капилляров. Как работать со слайдом внизу имеется запись.

Слайды№8-12  – Лабораторная работа по изучению капиллярных явлений, цель которой измерить диаметр капилляров.

Слайды №13-18 Качественные задачи.

Слайды №19-25 – Тест на закрепление темы. Ответы на вопросы теста высвечиваются.

Подведение итогов урока

Учитель: Мы познакомились с капиллярными явлениями и теперь с позиций полученных знаний, вы можете объяснить широкий круг явлений.