Цели:
- Познавательная:
- познакомить учащихся с капиллярными явлениями;
- совершенствовать навыки учащихся проводить эксперименты;
- наблюдать явления и делать выводы.
- Воспитательная:
- воспитывать умение логически мыслить;
- прислушиваться к мнению одноклассников;
- умение работать в коллективе.
- Развивающая:
- развитие познавательного интереса.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, штатив, сосуд с подкрашенной водой, линейка, полоски фильтрованной бумаги, хлопчатобумажной ткани.
Наглядность: презентация.
ХОД УРОКА
Учитель: Перечислите известные вам свойства жидкостей.
Ученики: Жидкости состоят из молекул, расстояния между которыми сравнимы с размерами самих молекул. Молекулы колеблются относительно положений равновесия и перескакивают с одного места на другое, время "оседлой жизни" составляет примерно 10–8 с. Жидкости текучи, практически несжимаемы. Они сохраняю объем, но меняют форму.
Учитель: ребята, сегодня мы с вами
рассмотрим капиллярные явления.
– Что такое капиллярные явления?
– Где можно наблюдать капиллярные явления?
– Какими величинами характеризуются
капиллярные явления?
Слайд №2 – определение капиллярных явлений и как ведут себя смачиваемые и не смачиваемые жидкости.
Слайд №3 – примеры капиллярных явлений в жизни и их роль в водоснабжении и обмене веществ растений и животных.
Слайд №4 – Анимационный слайд для определения высоты подъёма жидкости в капиллярах. Здесь можно менять значения радиуса капилляра, плотности жидкости, поверхностного натяжения и наблюдать, как изменяется высота подъёма жидкости. И попросить учащихся вывести формулу.
Слайд №5 – Показывается от каких величин зависит высота подъёма жидкости в капиллярах.
Слайд №6 – формула высоты подъёма жидкости в капиллярах.
Слайд №7 – Анимационный опыт для определения диаметров капилляров. Как работать со слайдом внизу имеется запись.
Слайды№8-12 – Лабораторная работа по изучению капиллярных явлений, цель которой измерить диаметр капилляров.
Слайды №13-18 Качественные задачи.
Слайды №19-25 – Тест на закрепление темы. Ответы на вопросы теста высвечиваются.
Подведение итогов урока
Учитель: Мы познакомились с капиллярными явлениями и теперь с позиций полученных знаний, вы можете объяснить широкий круг явлений.