- Учить называть и различать бытовые приборы: пылесос, фонарик, стиральная машинка автомат, швейная машинка, холодильник, телевизор, компьютер, электроплита, сотовый телефон и др.
- Сформировать представления о предметах бытовой техники широко используемых дома и в детском саду, о значимости их использования для ускорения получения результата, улучшения его качества, облегчения труда человека;
- Воспитывать бережное отношение с бытовой техникой.
- Активизировать словарный запас.
- Формировать понятие “бытовые приборы”. Дифференцировать приборы по назначению – утюг гладит, машинка стирает, пылесос собирает пыль и т.д.
- Учить детей (в форме игры) правильно пользоваться бытовыми приборами, понимать, что некоторыми из них пользоваться необходимо осторожно и только в присутствии взрослых.
- В течение игры побуждать отчетливо, произносить слова, воспитывать партнерские отношения, трудолюбие и творческую активность.
- Развивать творчество, фантазию, разговорную речь.
- Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о бытовых приборах.
- Использовать игру для формирования личностных качеств (доброты, любознательности).
- Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей.
Материал и оборудование: игрушки – Смешарики (Лосяш, Копатыч, Кар-Карыч, Нюша, Ежик, Пин, Крош, Совунья, Бараш); карта с нарисованными домами Смешариков, цифрами обозначены номера домов; нарисованные дома Смешариков; бытовые приборы (фонарик, свечка, холодильник, стиральная машинка-автомат, тазик с носовыми платочками, макет костра, электропечь, сотовый телефон, иголка, шарфик, швейная машина, телевизор, сломанные карандаши, компьютер, пылесос, веник); рисунки с нарисованными схемами свечки и фонарика на каждого ребенка, фломастеры желтого и красного цвета. Магнитофон. Музыка.
Предварительная работа: знакомство детей с бытовыми приборами и их работой, знакомство детей с цифрами, чтение сказок о Смешариках, заучивание стихов о бытовых приборах, изготовление совместно с детьми и родителями бытовых приборов (холодильник, пылесос, телевизор, электроплита, стиральная машинка-автомат).
Ход урока
Раздается стук в дверь. Входит ребенок в маске Копатыча (в одной руке он держит свечку, в другой фонарик).
- Здравствуйте, ребята! Мне сегодня подарили электрический фонарик! Вот раньше-то фонариков не было, все свечками пользовались. А что удобнее, по-вашему, свечка или фонарик? А что безопаснее? (Дети рассуждают, обобщают, делают выводы)
(Свечка может погаснуть от ветра, сквозняка, может упасть и вызвать пожар. Фонариком можно освещать дорогу в темном лесу, для него не надо огня, он не обжигает руки и т.д.)
- Это получается, что свечка фонарику вроде как бабушка. А вы знаете, что придумали раньше, а что позже? Я вас приглашаю в гости к моим друзьям – Смешарикам.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите пойти с Копатычем в гости? В гости ходят с подарками, давайте и мы возьмем с собой подарки, надеюсь, что они понравятся и пригодятся друзьям Копатыча.
- А поможет нам в пути карта, давайте ее рассмотрим. Каждый дом, где живут друзья Копатыча, отмечен цифрой, надо будет пройти от цифры 1 до цифры 8, к кому же мы пойдем первому? (Дети называют дом Совуньи, он обозначен цифрой 1)
- В гости дружно мы идем
И фонарь с собой возьмем,
Ты фонарик нам свети -
Путь дорогу укажи!
Мы с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
(прыгают)
И ножками подрыгаем, (дрыгают ножками)
И ручками похлопаем (хлопают руками)
И ножками потопаем (топают).
(Дети шагают по кругу, подходят к дому Совуньи, Совунья иголкой подшивает шарфик)
- Здравствуй, Совунья! Что ты делаешь? (Один из детей берет на себя роль Совуньи)
- Я подшиваю шарфик, пальчик вот уколола, не могли бы вы мне помочь?
- Ребята, как нам помочь Совунье? (Навожу на то, что среди подарков есть швейная машинка, дети дарят швейную машинку Совунье)
- Ребята, а чем отличается иголка от швейной машинки? (Рассуждают, обобщают, делают выводы – Иголкой можно уколоться, долго шить, а в швейной машинке иголка сама делает аккуратные стежки, шить на швейной машинке намного быстрее).
- Спасибо ребята за такой чудесный подарок, я теперь всегда буду шить на швейной машинке.
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту, к кому же в гости мы пойдем дальше? (Находят цифру 2, под цифрой 2 находится дом Кроша.)
- В гости дружно мы идем
И фонарь с собой возьмем,
Ты фонарик нам свети –
Путь дорогу укажи!
Мы с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
(прыгают)
И ножками подрыгаем, (дрыгают ножками)
И ручками похлопаем (хлопают руками)
И ножками потопаем (топают).
(Подходят к дому Кроша, Крош сидит укутанный в шаль, кашляет). (Один из детей берет на себя роль Кроша).
- Здравствуй, Крош!
- Здравствуйте, ребята, как хорошо, что вы пришли, я немного приболел, вот сижу, скучаю!
- Ребята, как нам помочь Крошу, что бы ему не было скучно? (Дети предлагают подарить ему телевизор)
Воспитатель: А для чего нужен телевизор? (Дети рассуждают, обобщают, делают выводы – По телевизору можно узнать, что нового происходит в мире, послушать музыку, посмотреть мультфильмы, узнать погоду и т.д.)
- Можно новости смотреть,
Перед ним с борщом сидеть,
Иль футболом наслаждаться,
Над Задорновым смеяться!
- Спасибо, ребята! Я сразу выздоровел! Теперь мне не будет скучно!
Воспитатель: До свиданья, Крош, нам пора идти дальше, а к кому же мы пойдем сейчас? (На карте находят дом под цифрой 3, дом Кар-Карыча).
- В гости дружно мы идем
И фонарь с собой возьмем,
Ты фонарик нам свети –
Путь дорогу укажи!
Мы с тобой попрыгаем, попрыгаем,
попрыгаем,(прыгают)
И ножками подрыгаем, (дрыгают ножками)
И ручками похлопаем (хлопают руками)
И ножками потопаем (топают).
(Подходят к дому Кар-Карыча, Кар-Карыч сидит около костра)
- Здравствуй, Кар-Карыч, что ты делаешь? (Один из детей берет на себя роль Кар-Карыча)
- Я костер разжигаю, хочу кашу себе сварить.
- Кар-Карыч, а мы тебе подарок принесли, электроплиту, будешь на ней кашу варить.
Воспитатель: Ребята, на чем удобнее готовить? (Дети рассуждают, обобщают, делают выводы – на плите быстрее, безопаснее, можно не только приготовить еду, но и разогреть…)
- Спасибо, ребята!
- До свиданья, Кар-Карыч, нам пора идти дальше, а к кому же мы пойдем сейчас? (на карте находят дом под цифрой 4, дом Нюши).
- В гости дружно мы идем
И фонарь с собой возьмем,
Ты фонарик нам свети –
Путь дорогу укажи!
Мы с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
(прыгают)
И ножками подрыгаем, (дрыгают ножками)
И ручками похлопаем (хлопают руками)
И ножками потопаем (топают).
(Подходят к дому Нюши, Нюша стирает белье в тазике)
- Здравствуй, Нюша, что ты делаешь? (Один из детей берет на себя роль Нюши).
- Здравствуйте, ребята, я стираю свои платочки.
- Нюша, мы тебе принесли подарок, стиральную машину автомат, будешь на ней стирать свои платочки.
Стиральную машину я тебе дарю,
Всё грязное бельё в неё я загружу.
Она перестирает их довольно быстро,
И станет всё, конечно, очень чистым.
Воспитатель: Ребята, почему на машинке удобнее стирать? (Дети рассуждают, обобщают, делают выводы – машинка стирает сама, когда она стирает, Нюша может заниматься другими делами, бережет руки, экономит время, сама поласкает и отжимает …)
- Спасибо, ребята, за такой чудесный подарок.
- До свидания, Нюша, нам пора идти дальше, а к кому же мы пойдем сейчас? (на карте находят дом под цифрой 5, дом Бараша).
- В гости дружно мы идем
И фонарь с собой возьмем,
Ты фонарик нам свети –
Путь дорогу укажи!
Мы с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
(прыгают)
И ножками подрыгаем, (дрыгают ножками)
И ручками похлопаем (хлопают руками)
И ножками потопаем (топают).
(Подходят к дому Бараша, один из детей берет на себя роль Бараша, Бараш сидит и пишет стихи, вокруг него сломанные карандаши)
- Здравствуй, Бараш, что ты делаешь?
-Я сочиняю стихи для Нюши, но никак не могу подобрать рифму к слову “красивая”.
Воспитатель: Бараш, у детей для тебя есть подарок, это компьютер. Ребята, расскажите Барашу, как ему может помочь этот прибор (дети рассказывают – на компьютере можно печатать, не нужны ручка и бумага, можно легко исправить то, что написано неверно, можно общаться с друзьями, смотреть мультики, узнавать новости и т.д.)
Дарим мы тебе компьютер,
Тебя он будет развлекать,
Поможет с пользой отдыхать,
В игры разные играть,
Мультфильмы, фильмы созерцать,
Стихи для Нюши сочинять…
Послушать музыку ты сможешь,
И даже сможешь рисовать.
- Спасибо, ребята за такой чудесный подарок.
- До свидания, Бараш, нам пора идти дальше, а к кому же мы пойдем сейчас? (На карте находят дом под цифрой 6, дом Пина).
- В гости дружно мы идем
И фонарь с собой возьмем,
Ты фонарик нам свети –
Путь дорогу укажи!
Мы с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
(прыгают)
И ножками подрыгаем, (дрыгают ножками)
И ручками похлопаем (хлопают руками)
И ножками потопаем (топают).
(Подходят к дому Пина, один из детей берет на себя роль Пина, Пин кричит “Лосяш, Лосяш!!!”)
- Здравствуй, Пин! Что это ты раскричался?
- Здравствуйте, ребята, это я зову Лосяша в гости, а он меня не слышит!
Воспитатель: Пин, все современные Смешарики пользуются сотовой связью, а ты пользуешься сотовой связью?
- А, что это такое? (Дети рассказывают о сотовом телефоне, о том как с его помощью удобно общаться с друзьями, где бы они не находились, можно узнать что делают друзья, пригласить их в гости, поздравить и т.д.)
- Пин, мы тебе дарим сотовый телефон!
Наш подарок — телефон,
Лучше всех подарков он:
Телефон — карманный друг,
Он поможет, если вдруг,
Что случится иль беда,
Постучится в дом когда,
Он поможет позвонить,
Помощь быстро попросить!
- Позвони Лосяшу, скажи, что мы собираемся к нему в гости! (Пин “ звонит”, сообщает о приходе друзей).
- Спасибо, ребята за такой чудесный подарок.
- До свидания, Пин, нам пора идти дальше, нас ждет Лосяш, в каком же доме он живет? (на карте находят дом под цифрой 7, дом Лосяша).
- В гости дружно мы идем
И фонарь с собой возьмем,
Ты фонарик нам свети –
Путь дорогу укажи!
Мы с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
(прыгают)
И ножками подрыгаем, (дрыгают ножками)
И ручками похлопаем (хлопают руками)
И ножками потопаем (топают).
(Подходят к дому Лосяша, один из детей берет на
себя роль Лосяша, Лосяш подметает разбросанные
вокруг него бумажки).
- Здравствуй, Лосяш, что это ты делаешь?
- Я убираю мусор! Ох, как же я устал!
Воспитатель: Ребята, как же нам помочь Лосяшу? (Дети рассуждают, предлагают подарить Лосяшу пылесос, рассказывают о пользе пылесоса – убирает не только мусор, но и пыль, с его помощью можно пропылесосить не только пол, но и диван, шторы …)
Чтоб дом пылью не зарос,
Дарим классный пылесос!
- Спасибо, ребята за такой чудесный подарок.
- До свидания, Лосяш, нам пора идти дальше, а к кому же мы пойдем сейчас? (На карте находят дом под цифрой 8, дом Ежика).
- В гости дружно мы идем
И фонарь с собой возьмем,
Ты фонарик нам свети –
Путь дорогу укажи!
Мы с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
(прыгают)
И ножками подрыгаем, (дрыгают ножками)
И ручками похлопаем (хлопают руками)
И ножками потопаем (топают).
(Подходят к дому Ежика, один из детей берет на себя роль Ежика, Ежик сидит и плачет)
- Здравствуй, Ежик! Что с тобой случилось?
- Я ждал друзей в гости, испек торт, а он испортился…
- А, где же ты хранил его?
- На столе …
- Ребята, где надо хранить продукты? (в холодильнике)
- Для чего нужен холодильник? (дети рассуждают, обобщают, делают выводы).
Холодильник нужен нам,
Чтоб хранить продукты там,
Яйца, мясо, молоко –
Уживаются легко!
Это холод их хранит,
Портиться им не велит,
И недаром этот дом -
Холодильником зовем!
- Ежик, мы дарим тебе этот холодильник, храни в нем продукты! А нам ребята пора домой, в группу!
- В группу дружно мы идем
И фонарь с собой возьмем,
Ты фонарик нам свети –
Путь дорогу укажи!
Мы с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
(прыгают)
И ножками подрыгаем, (дрыгают ножками)
И ручками похлопаем (хлопают руками)
И ножками потопаем (топают).
- Ребята, как одним словом можно назвать приборы, которые мы подарили Смешарикам? (Бытовые приборы) Почему бытовые? (Потому, что применяются в быту, в повседневной жизни)
Воспитатель: Мы с вами посмотрели, как же обходились без современных бытовых приборов в прошлом, узнали, что дедушка пылесоса – простой веник, узнали, насколько полезны и удобны новые изобретения!
- Прошлое - все то, что было,
Никакая в жизни сила,
Все обратно не вернет
Время лишь вперед идет!
То, что видим мы сейчас, -
Настоящее для нас!
- Теперь вы знаете, что придумали раньше, а что позже, давай-ка проверим. Рассмотрите картинки, на старинной раскрасьте свечку желтым цветом, а на современной - фонарик, красным цветом. (Раздаю листы бумаги с нарисованными трафаретами свечи и фонарика).