Программное содержание:
- познакомить детей со стихотворением Д. Торджеманова “Золотые листья”. Учить выразительно читать стихотворение наизусть, передавая интонацией настроение от прочитанного.
- закрепить знание детей о признаках осени в процессе рассматривания иллюстраций и прослушивания музыки, вызвать эмоциональный отклик на картины осеннего листопада, желание выразить свои впечатления в речи.
- воспитать умение любоваться красотой и разнообразием окружающего нас мира, развивать творческое воображение.
Оборудование:
Альбом с иллюстрациями и репродукциями картин на тему: “Осень”, аудиозапись пьесы “Октябрь” из альбома “Времена года” П.И.Чайковского, набор гербария с листьями разных деревьев нашей полосы.
Словарная работа:
- Активизация в речи детей слов мотылек, пестрота, позолота, вырезной, мелькает.
- Употребление в речи детей слов, выражающих действие предмета, близких по смыслу к указанному слову (анонимы), умение пользоваться в речи словосочетаниями при ответе на вопрос.
Ход занятия
Рассматривая с воспитателем альбом с иллюстрациями “Осень”, дети вспоминают, какое время года на улицу, приметы осени, ее особенности: поведение птиц, животных, насекомых.
- О времени года говорят не только изображения, которые мы с вами увидели на иллюстрациях, но и звуки. Вспомните лето? Какие звуки вы слышали летом?
- Давайте закроем глаза и послушаем осень.
- Какие звуки вы сейчас слышите? (шелест листьев, курлыканье птиц, улетающих на юг, щебет воробья, шум ветра.)
- Какие еще звуки можно услышать осенью? (дождь стучит по крышам, листья шуршат по асфальту.)
Ребята, а я вам сейчас предлагаю послушать о том, какие звуки услышал осенью, татарский поэт Джаудат Торджеманов. Об этом он написал свое стихотворение, которая называется “Золотые листья”
В воздухе мелькает что-то
Мотыльки – не мотыльки
Пестрота и позолота
Треугольники, кружкиЭто листья опадают
С дуба, с клена к нам летят,
Прямо в руки попадают
(на ветру они шуршат)
Словно к нам они хотят.Эти листья будем снова
Мы разглядывать зимой:
– Ну-ка, с дерева какого
Этот листик вырезной?...
- Какой звук осени услышал поэт? (Шум опадающей листвы)
- Это веселое стихотворение или грустное, как вы думаете? (Грустное)
- Какое настроение у вас стало после того, как я почитала вам это стихотворение? (веселое, задумчивое)
- Как вы думаете его надо читать быстро или медленно? (Замедленно)
- А почему вы так считаете? (потому-то, когда листья опускаются на землю, они медленно кружатся в воздухе)
- Скажите, а какого цвета увидел поэт листья? (пестрые, золотые)
- Дети, а с чем автор стихотворения их сравнивает (с треугольниками и кружками, с мотыльками)
В воздухе мелькает что-то
Мотыльки – не мотыльки
Пестрота и позолота
Треугольники, кружки?
- Дети вы знаете, многие деревья, а названия каких встречаются в стихотворении? (дуб, клен)
Это листья опадают
С дуба, с клена к нам летят,
Прямо в руки попадают
Словно к нам они хотят.
- Скажите, одинаковые ли листья у деревьев? (нет)
- А чем они отличаются друг от друга?
- Правильно, мы с вами много наблюдали на улице за листьями, и отметили, что у каждого дерева свои листочки, не погожие один на другой. (Демонстрирует экспонаты из набора гербария)
Совсем недавно мы с вами играли в игру “Угадай, чей листок?” И тоже отметили, что листья у деревьев разные. Послушайте, как сказано об этом в стихотворении
Эти листья будем снова
Мы разглядывать зимой:
– Ну-ка, с дерева какого
Этот листик вырезной?
Мы с вами длинными зимними вечерами еще поиграем в эту игру и вспомним золотые листья.
Ребята, а еще мы можем услышать осенние звуки и в музыке, которую написал композитор П.И.Чайковский. Она называется “Осень” (Дети прослушивают грамзапись “Октябрь” их цикла “Времена года”)
- Скажите, вы услышали здесь осеннее настроение, звуки осени? И музыка, как и наше стихотворение, звучит протяжно и задушевно.
- Сейчас я включу музыку и медленно, задумчиво буду читать это стихотворение, а вы послушайте и постарайтесь его запомнить.
Затем педагог предлагает детям рассказать стихотворение (по желанию, хором, по столбцам и т.д.)
Воспитатель предлагает детям смоделировать обложку для книги с данным стихотворением. Сначала дети определяют жанр произведения (стихотворение), обозначая его символом O затем тему – о природе, ее цветовое обозначение – зеленый цвет .
После определения особенностей жанра и темы, детям предлагается чистый лист бумаги и фломастеры и возможность изобразить обложку книги по стихотворению Д. Торджеманова “Золотые листья”.
В конце занятия можно предложить детям нарисовать звуки осени, которые вспомнили дети на занятии отобразить их в своей книге, которая называется “Золотые листья”.