Программа кружка "Родничок"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Данная программа представляет собой вариант внеурочной деятельности школьников и предназначена для организации познавательной, двигательной, исследовательской, трудовой и эстетической деятельности детей 8-9 лет, основанной на изучении окружающего мира и включением в содержание элементов экологических знаний. Растительный мир окрестностей поселка Дмитриевский разнообразен. Он насчитывает несколько сотен видов, как культурных, так и диких растений. Изучать их все сразу сложно. Поэтому знакомство с флорой нашего края дети начнут в этом учебном году с лекарственных растений. Это знакомство будет происходить не через одну форму деятельности, а сразу же через несколько, что дает возможность активизировать познавательный интерес детей, формировать у них исследовательские умения и навыки. Программа расширяет раздел ““Зеленая аптека” (лекарственные растения нашего края)” программы кружка “Родничок”, которая изучалась детьми в 2011-2012 учебном году.

Программа рассчитана на 108 ч и предполагает распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (3 ч в неделю), 35 учебных недель.

Цель программы: знакомство детей через различные формы деятельности с основными лекарственными растениями нашей местности и способами применения растений для укрепления своего здоровья.

Задачи программы:

  • познакомиться с самыми распространенными лекарственными растениями нашей местности;
  • составить простейший детский каталог лекарственных растений (портфолио растений: гербарии, рисунки, фотографии);
  • развивать знания детей о способах применения лекарственных растений и правилах поведения в природе;
  • воспитывать бережное отношение к растительному миру и любовь к своей малой Родине.

Программа представлена несколькими блоками, в которые включены основы знаний о лекарственных растениях окрестностей поселка Дмитриевский. Содержание программы носит интегративный характер: в нее включены элементы знаний из биологии, литературы, изобразительного искусства, медицины; формируются навыки трудовой и физической деятельности, но все содержание программы объединено элементами основ экологических знаний, практических умений в формировании ЗОЖ..

Программа составлена на основе следующих авторских программ: 1) Миркин Б.М. Изучение биологического разнообразия в сельской школе. Журнал “Биология в школе” №4. – М: “Школа-Пресс”, 2006. 2) Мандрико Т.А. Программа для дошкольных образовательных учреждений “Природа и мы”: сборник. – Коломна: РПЦ “Тираж”, 1997. 3) Виноградова Н.Ф. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Основные формы работы с детьми:

  • аудиторные занятия (беседы, чтение художественной литературы, рассматривание таблиц и гербариев, просмотр видеофрагментов, использование электронного пособия “Виртуальная биология”, викторины и конкурсы);
  • экскурсионная деятельность (экскурсии в природу, виртуальные экскурсии);
  • познавательно-практическая деятельность (практические работы, наблюдения, собирание природного лекарственного материала);
  • познавательно-эстетическая деятельность (рисование, вышивка, аппликации, выкладывание узоров, лепка);
  • познавательно-игровая деятельность (экологические игры: подвижные, интеллектуальные, ролевые, развлекательные);
  • исследовательская деятельность (создание портфолио растений “Лекарственные растения нашего края”)

Форма подведения итогов реализации программы:

Промежуточная форма: детские экологические праздники “Семейные посиделки”, “В гостях у доктора Айболита”, “Как прекрасен шар земной – разноцветный мир цветной”.

Итоговая форма: создание портфолио “Лекарственные растения нашего края”.

Основные разделы программы (учебно-тематическое планирование) (Приложение 1)

Содержание программы

Тема 1. Введение. Лекарственные растения окрестностей поселка Дмитриевский.

Правила поведения в природе. Общее представление о лекарственных растениях, обзорное представление о таких растениях в нашей местности. Заготовка сырья для составления гербариев и поделок, сушка, хранение.

Используемые растения: рябина обыкновенная, шиповник.

Материал в портфолио растений: детские гербарии.

Тема 2.“Веселая семейка матушки Тыквы” (лекарственные растения семейства Тыквенных).

Использование овощей при профилактике заболеваний пищеварительной системы. Способы приготовления соков в домашних условиях.

Используемые растения: тыква обыкновенная, кабачок, патиссон, огурец посевной.

Материал в портфолио растений: объемные аппликации.

Тема 3. “В гостях у королевы цветов” (лекарственные растения семейства Розоцветных).

Общее представление о фиточае и витаминных соках.

Используемые растения: роза, яблоня, боярышник кроваво-красный.

Материал в портфолио растений: рисунки, детские гербарии.

Тема 4. “Путешествие с комнатными растениями”.

Знакомство с простыми народными рецептами на основе алоэ древовидного (столетника).

Используемые растения: алоэ древовидное.

Материал в портфолио растений: фотографии, рисунки.

Тема 5. “В новогоднем лесу”.

Простейшее представление о веществах фитонцидах, их значении для здоровья человека. Охрана хвойных растений нашей местности.

Используемые растения: сосна обыкновенная, можжевельник.

Материал в портфолио растений: детские гербарии.

Тема 6. “Медовые посиделки”.

Значение пчел в жизни растений и человека. Мед – источник витаминных и биологически активных веществ. Правила употребления меда в пищу и при лечении болезней.

Используемые растения: липа обыкновенная, иван-чай узколистный (кипрей), донник желтый.

Материал в портфолио растений: липа (гербарии), фотографии.

Тема 7. “Аптека на окне”.

Правила выращивания овощей для зелени в зимний период. Значение витаминов.

Используемые растения: лук репчатый.

Материал в портфолио растений: объемные модели (пластилин).

Тема 8. “Умелые руки”.

Составление коллективных поделок из отдельных фрагментов, выполненных каждым учащимся.

Тема 9. “Там на неведомых дорожках”.

Знакомство с травянистыми дикорастущими лекарственными растениями нашей местности.

Используемые растения: тысячелистник обыкновенный, лопух большой, ромашка аптечная, подорожник большой, белена черная, крапива двудомная, календула лекарственная.

Материал в портфолио растений: фотографии, детские гербарии.

Тема 10 “Деревья и кустарники – друзья человека”.

Распространение по территории поселка и в его окрестностях основных представителей древесной и кустарников флоры. Работа детей с простейшими статистическими данными (подсчет деревьев и кустарников). Простейший экологический мониторинг (внешнее состояние коры и стволов растений).

Используемые растения: сирень обыкновенная, барбарис обыкновенный, береза, дуб обыкновенный, осина, таволга вязолистная (спирея).

Материал в портфолио растений: детские гербарии, фотографии.

Тема 11 “Весенние первоцветы”.

Охраняемые растения нашей местности.

Используемые растения: первоцвет весенний, мать-и-мачеха обыкновенная, ландыш майский, одуванчик лекарственный, медуница лекарственная.

Материал в портфолио растений: фотографии, рисунки.

Тема 12. “Аптека на огороде”.

Знакомство с травянистыми культурными лекарственными растениями нашей местности

Используемые растения: растений: свекла, петрушка, капуста, картофель, редька, морковь.

Материал в портфолио: рисунки, объемные модели, фотографии.

Тема13 “Аптека в плодовом саду”.

Весенние работы в плодовом саду.

Используемые растения: вишня обыкновенная, груша обыкновенная, малина обыкновенная, смородина черная, рябина черноплодная (арония).

Материал в портфолио растений: детские гербарии.

Календарно-тематическое планирование (Приложение 2)

Предполагаемые результаты реализации программы

1. Учащиеся должны знать:

  • основных представителей лекарственных растений окрестностей поселка Дмитриевский (2-3 растения каждой экологической группы);
  • основные правила употребления лекарственных растений;
  • правила поведения в природе;
  • информацию о витаминах, БАВ, фитонцидах и других веществах, необходимых для укрепления здоровья человека.

2 . Учащиеся должны уметь:

  • собирать природный материал для приготовления фиточая, витаминного напитка, создания гербария;
  • применять на практике правила заготовки и сушки самых распространенных лекарственных растений нашей местности;
  • представлять свою выполненную работу на доступном уровне.

Использованная литература

  1. Зверев А.Г. Экологические игры.– М: Дом педагогики, 1998.
  2. Шпиленя С.Е., Иванов С.И. Азбука природы: лекарственные растения. – М: Знание, 1989.
  3. Кенеман А.В. Детские подвижные игры.– М: Просвещение, 1988.
  4. Сорокина Л.В.. Край родной. Сценарии о живой природе. – М: Творческий центр, 2001.