Урок технологии по теме "Бисероплетение на станке". 6-й класс

Разделы: Технология

Класс: 6


Тип урока: урок обучения умениям и навыкам.

Форма урока: комбинированный урок (объяснительно-иллюстративный и репродуктивно-практический методы с элементами творческого).

Цель урока: обучить учащихся технике бисероплетения на станке.

Задачи урока:

  • образовательные: обучить учащихся правилам работы на станке, дать представление о технике бисерного ткачества, научить проектированию задуманного изделия и планированию работы над ним; учить применять на практике полученные знания, умения и навыки;
  • развивающие: развивать интерес к прикладному искусству и бисерному творчеству, к якутской национальной культуре; развивать художественно-эстетический вкус, умение сочетать цвета;
  • воспитательные: воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность и упорство в достижении цели;
  • коррекционно-развивающие: коррекция внимания и памяти, зрительных и тактильных восприятий, коррекция и развитие мелкой моторики пальцев рук, пространственной ориентировки, коррекция и развитие устной связной речи и мыслительной деятельности, коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).

Оборудование: компьютерная презентация, книги, журналы, инструкционные карты, станки, цветной бисер, иглы для бисера, нитки, ножницы, фломастеры, простые и цветные карандаши, линейка, ластики, корректирующие штрихи, тетрадные листы в клеточку, образцы – работы учащихся.

Методы обучения: рассказ, объяснение, демонстрация, инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа, работа с книгой, с инструкционной картой, применение компьютерной презентации, работа по образцу.

Время: 2 урока по 40 минут.

Этапы урока:

  1. Организация учащихся.
  2. Проверка полученных знаний.
  3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
  4. Изучение нового материала и организация работы учащихся по его усвоению.
  5. Первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков применения знаний на практике.
  6. Контроль и проверка полученных умений и навыков.
  7. Подведение итогов урока.
  8. Информация о домашнем задании и выставление оценок.

Ход урока

1. Организация учащихся.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Организация рабочих мест.

2. Сообщение темы урока, цели урока.

– Девочки, обратите внимание на мой браслет. Он сделан из бисера. Вам нравится? Правда, он красивый и необычный! Вы тоже можете создать такую уникальную вещь своими руками. Я научу вас. Тема нашего урока “Бисероплетение на станке”. Мы сегодня будем работать бисером. Давайте вспомним, что вы знаете о бисере.

3. Проверка пройденного материала. Фронтальный опрос.

– Как вы объясните человеку, который никогда не видел бисер, что это такое?

Ответ учащихся: блестящие цветные мелкие шарики из стекла с дырочками.

– Что означает слово “бисер”?

Ответ учащихся: в переводе с арабского “бусра” или “бусер” означает “фальшивый жемчуг”.

– Где впервые появился бисер?

Ответ учащихся: родина бисера – Древний Египет, где бисер возник 6000 лет назад.

– Из какого материала в старину производился бисер?

Ответ учащихся: из стекла.

– Какая существует легенда о возникновении стеклянного бисера?

Ответ учащихся: торговцы везли из Африки груз соды, высадились на ночлег на песчаный берег моря и разложили костер. Обложили очаг за отсутствием камней кусками соды, а утром обнаружили в золе прозрачные и твердые кусочки стекла.

Главный центр производства бисера?

Ответ учащихся: Венеция.

– Почему только Венеция обеспечивала весь мир бисером, и он стоил очень дорого?

Ответ учащихся: Стекольные мастера держали в тайне секрет стекла и передавали его по наследству. Стеклоделие считалось почетным делом, а мастерам давали знатный дворянский титул. Государство получало большую прибыль от продажи бисера и стекла, поэтому разглашение состава стекла считалось государственной изменой, а сбежавших мастеров ловили и жестоко наказывали, вплоть до смертной казни.

4. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Постепенно секрет производства бисера стал известен всему миру. Сейчас бисер производят специальные машины в большом количестве, он стал дешевым и разнообразным. Его теперь делают не только из стекла, но и из других материалов. И теперь мы с вами можем создавать красивые изделия. Сегодня на уроке вы научитесь плести браслет на станке. Такое бисероплетение еще называется ткачество. Почему оно так называется, вы мне должны объяснить в конце урока.

5. Изучение нового материала.

Бисероплетение – одно из самых увлекательных старинных народных искусств, очень популярное в наше время (слайд 1 презентации Приложение 1).

Каждый может научиться плести на станке, и сам своими руками изготовить подарок родным и близким. Такая работа может стать неплохим дополнительным заработком.

Здесь вы видите работы ваших сверстников: браслеты, колье, магнитик на холодильник, мини-картина. Эти изделия выполнены учащимися 5-6 классов (слайд 2).

Вы знаете, что все народы мира использовали бисер для украшения себя и своей одежды, в том числе и якуты. Вы здесь видите якутскую девушку, как она выглядела в старину, и современную якутскую красавицу в наряде от известного якутского модельера Августины Филипповой. Колье в якутском национальном стиле в той же цветовой гамме выполнила наша ученица 5 класса Атанова Ираида (слайд 3).

Зимой в наши лютые морозы под -45-50° можно спастись от холода только в меховой одежде (слайд 4).

Ноги будут в тепле, если обуть меховые унты. Они будут красивые и привлекательные, если украсить их бисерной вышивкой, которая называется билэ. Сейчас стало популярно пришивать на унты сплошные вышивки. Их проще выполнить на станке (слайд 5).

Станки бывают разные. Фабричного производства, которые продаются в магазинах. Они стоят недешево (слайд 6). Но можно сделать станок самим из подручных материалов (слайд 7). Наши мальчики в столярной мастерской делают такие станки (слайд 8). Сегодня мы будем работать на них (слайд 9).

Прежде чем начать работу, необходимо разработать проект будущего изделия: выполнить эскиз (рисунок) в цветном варианте, подобрать бисер (слайд 10).

Цвета бисера выбираем, пользуясь правилами цветового круга (слайд 11). Правильно подобранная цветовая гамма – одно из важнейших составляющих красивого гармоничного изделия. Три цвета, находящиеся на вершинах равностороннего треугольника, являются контрастными, яркими. Для гармонии один цвет надо взять как основной, а другие два – для акцентов как дополнительные. После того как нарисовали эскиз, необходимо подготовить станок (слайд 12).

Демонстрация. Заправка станка нитями основы. Объяснение технологии плетения на станке.

Как выполнить билэ для якутских унтов вы видите на слайде (слайд 13).

6. Организация работы на станке.

Сейчас у нас начнется практическая часть нашего урока.

Отгадайте загадки:

1. На труде я не скучала,
Я цветочки вырезала,
Разноцветные снежинки,
Птичек, звездочки, картинки.
Я – почти художница.
Помогли мне… (ножницы)

2. Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу… (иголка с ниткой)

Работать будем острыми инструментами, давайте повторим правила техники безопасности при работе с ножницами и иглой.

А теперь составим план, по которому вы будете работать.

7. Практическая работа.

Предварительный инструктаж при работе над эскизом. Выбор орнамента – геометрический или растительный (работа с книгами). Использование русских или английских букв (карта со шрифтами). Приложение 2.

Физкультминутка.

Чтобы создать для детей ситуацию успеха, чтобы они успели самостоятельно выполнить несколько бисерных рядов, следует заранее подготовить станки, натянув нити основы.

Предварительный инструктаж при работе с бисерным станком. Технология работы на станке приводится в инструкционной карте. Приложение 3.

8. Контроль и проверка полученных умений и навыков.

Во время самостоятельной работы учитель следит за работой учащихся и в случае типичных ошибок проводится текущий инструктаж. Слабым учащимся оказывается индивидуальная помощь. Следует поощрять взаимопомощь между учащимися. Обращать их внимание на самоконтроль и взаимопроверку.

9. Подведение итогов урока.

В конце урока каждый оценивает результаты своей деятельности. Озвучиваются критерии качества работы. Анализ допущенных ошибок.

Задать главный вопрос: почему бисероплетение на станке называют ткачеством?

Ответ учащихся: по аналогии с производством тканей (активизация знаний по материаловедению). Ткань имеет нити основы и нити утка. Работу челнока выполняет иголка.

10. Информация о домашнем задании и выставление оценок.

Озвучивается домашнее задание: выполнить эскиз браслета. Будет оцениваться необычность, оригинальность. Выставление оценок с аргументацией.

11. Уборка рабочих мест.

Литература:

  1. Гасюк Е.О., Степан М.Г. Художественное вышивание: Альбом. – Киев, 1989. – 247 с.: ил.
  2. Кидд А. Бисероплетение на станке / Пер.с англ. – М.: Ниола-Пресс, 2006. – 96 с.: ил.
  3. Крочли К. Бисер: Энциклопедия. Более 300 узоров для плетения / Пер.с англ. – М.: АРТ-РОДНИК, 2009. – 256 с.
  4. Гер С., Хайм Г. и др. 101 идея с бусинами и бисером. – Ярославль, 2008. – 128 с.