Цель: раскрыть понятие "температура", знакомство с различными термометрами, их устройством и назначением. Освоить проведение экспериментов в подключённом режиме и фиксирование результатов.
Задачи: выяснить для чего нужно измерять температуру, познакомить обучающихся с различными термометрами и их назначением; освоить проведение экспериментов в подключённом режиме (ON-LINE): практическим путём научиться определять температуру воды с помощью учебно-лабораторного оборудования - модульной системы экспериментов "PROLog", использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; формулировать определения; активизировать познавательную деятельность обучающихся; формировать универсальные учебные действия; отрабатывать навыки работы в паре, группе; развивать внимание, наблюдательность, речь обучающихся, воспитывать культуру общения.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения: исследовательско-поисковый, практический, наглядный, словесный.
Планируемые результаты: личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру, понимание необходимости учения и приобретения практического навыка в жизни;
- регулятивные: освоение алгоритма работы, учиться формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- познавательные: формирование представления о разных термометрах и их назначении;
- коммуникативные: формирование умения работать, в паре, в группе.
Основные понятия: "опыт", "наблюдение", вода", "свойства воды", "температура", "температура воды","градус", "выше нуля", "ниже нуля", модуль измерения температуры, эксперимент, панель инструментов, график измерения температуры.
Учебно-техническое обеспечение: прибор наблюдения - термометр (комнатный, водный, медицинский), АРМ учителя, АРМ обучающегося, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебно-лабораторное оборудование: документ-камера, модульная система экспериментов "PROLog".
Программное обеспечение: Операционная система Windows, Microsoft Office, "PROLog".
Дополнительные материалы: стаканчик с холодной и тёплой водой.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Личностные УУД: развитие учебной мотивации, саморегуляции.
- Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Учитель: - Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня на уроке мы будем задавать много вопросов, отвечать на них не только устно, но и практическим путём через опыты, наблюдения и эксперимент. Будет очень интересно.
2. Актуализация знаний.
Регулятивные УУД: коррекция - внесение необходимых дополнений учащимися; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
1) подготовка к выполнению практической работы (выявление цели деятельности на уроке) Вступительное слово учителя. Беседа.
- Ребята, когда мы произносим слова "тепло", "холодно", "горячо",что мы имеем ввиду?
- Правильно. Температура показывает, насколько тёплым или холодным является тот или иной предмет. Из жизненного опыта вы знаете, например, что для того, чтобы понять горячая или холодная вода перед нами, достаточно дотронуться рукой до посуды, в которой она находится. Заболел ты или нет - дотрагиваемся рукой до лба. Мы рассуждаем, как нам одеться по погоде? Таким образом, мы задумываемся о температуре. Но только таким способом нельзя точно узнать температуру.
- Я поняла, что вам знакомо слово температура.
- А знакомо ли вам слово термометр? Как вы его объясните?
- Правильно, термометр - это специальный точный прибор для измерения температуры.
- Можно ли с помощью одного и того же термометра измерить температуру тела человека, животных, воды, воздуха?
3. Постановка цели урока.
Познавательные УУД: активизация познавательной деятельности учащихся; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные УУД: учиться формулировать тему урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
- Вы уже поняли, что мы сегодня будем изучать. Давайте определим тему урока. (Сегодня на уроке мы познакомимся с термометром и будем измерять температуру).
- Совершенно верно.
4. Объяснение нового материала.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; активизация познавательной деятельности учащихся.
1. Знакомство с термометром.
- Рассмотрим устройство термометра для измерения температуры воздуха.
(учитель демонстрирует термометр и рассказывает об устройство термометра с помощью документ-камеры и интерактивной доски).
Рассказ учителя.
Рассмотрим термометр. Основные части термометра - шкала и стеклянная трубка, наполненная ртутью или подкрашенным спиртом. Шкала имеет деления. Самое маленькое деление соответствует одному градусу. Градус обозначается значком (маленький кружок вверху справа от числа). Числа на шкале показывают градусы. Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы мы видим нуль. Нуль обозначает границу между теплом и холодом. Если красный столбик поднимается на пять градусов выше нуля, то говорят пять градусов тепла. Записывают так: +5*.
Если температура ниже нуля, перед числом градусов ставят знак "-" и говорят пять градусов мороза. Записывают так: -5*.
Фронтальная работа.
- А теперь выполните задание.
- Перед вами термометр для определения температуры воздуха. Определите по шкале, какая сейчас температура воздуха в классе?
- Кто запишет на доске?
2) Работа по учебнику.
(с.24-25)
- Мы уже выяснили, что с помощью одного и того же термометра измерить температуру тела человека, воды, воздуха нельзя.
- Как же выглядят другие термометры? Давайте рассмотрим их. Откройте учебник на с. 24 и внимательно рассмотрите другие виды термометров.
-У меня в руке сейчас медицинский термометр. Проведём эксперимент.
- С помощью медицинского термометра я сейчас измерю температуру своего тела, пока мы будем знакомиться с памяткой по измерению температуры тела. (ставлю себе градусник на 2-3 минуты) .
- Ребята, а теперь обратим особое внимание на правило по технике безопасности при измерении температуры тела человека (медицинский термометр).
- Прочитаем эту памятку в учебнике на с. 25.
- Ребята, обращаю ваше внимание. Если медицинский термометр показывает температуру тела выше тридцати семи градусов, значит человек заболел.
-Эксперимент проведён. Вынимаю градусник. Определите по шкале термометра температуру моего тела.
(вывожу термометр через документ-камеру на интерактивную доску).
- Ребята, такую температуру записывают так. На доске: 36,8.
- А говорят так: тридцать шесть и восемь.
- Ответьте мне: здорова я или нет?
- Совершенно верно.
- Температуру воды измеряют тоже специальным термометром.
- Сейчас мы проведём интересный опыт.
- У вас на столе два стакана и термометр для измерения воды. Наливаем из термоса в стакан №1 тёплую воду, опускаем термометр и определяем температуру тёплой воды, наблюдая за жидкостью в трубке.
Стакан с холодной водой пока не трогаем.
- Приступаем к работе.
- Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в стеклянной трубке?
- Теперь термометр опускаем в стакан с холодной водой.
- Делаем вывод. Что происходит с жидкостью в трубке?
- Почему так происходит?
Оказывается, жидкость, нагреваясь, расширяется, а при охлаждении – сжимается. Постарайтесь запомнить.
- А теперь немного отдохнём.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление нового материала.
- коммуник ативные УУД: управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка действий;
- регулятивные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения.
1) Работа в паре.
- Ребята, сейчас будем работать в паре. Вспомним, как выглядит термометр.
У вас на столе лежит конверт "Лаборатория приборов". Приложение 1, Приложение 2.
- Откройте конверт, внимательно прочитайте задание и выполните его. (Учащиеся знакомятся с заданием и выполняют его в паре: собирают "термометр" из фрагментов и наклеивают его на лист. После окончания работы учащиеся обмениваются результатом своей работы, убеждаясь, правильно ли они наклеили все части).
2) Закрепление умения записывать температуру с помощью условных знаков.
- Зная условные обозначения, необходимо записать температуру воздуха, обозначенную в задании рабочей тетради.
- Молодцы! Теперь вы самостоятельно можете отмечать температуру воздуха в "Дневнике наблюдений". (Под руководством учителя учащиеся выполняют задания в рабочей тетради: с.11 № 15).
3) Практическая работа. "Измерение температуры воды"с помощью модульной системы экспериментов "PROLog" .
Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность.
Познавательные УУД: оперативное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
Групповая форма работы. У каждой группы учащихся на столе ПК, модульная система экспериментов "PROLog".
- А теперь будем измерять температуру тёплой и холодной воды с помощью специального измерительного модуля "Температура". В первом классе вы уже познакомились с работой этой системы модулей. Вспомним меры предосторожности (технику безопасности) при работе с модульной системой экспериментов.
Памятка для обучающихся о мерах предосторожности при выполнении работы.
1. Выполняй все указания учителя, соблюдай дисциплину при подготовке и во время работы.
2. Размещай оборудование и материалы на своём рабочем столе аккуратно, чтобы не допустить их падение или опрокидывание.
3. При подключении измерительных модулей в цепь не допускай перекручивания соединительных проводов.
4. Начинать работу можно только с разрешения учителя.
5. Будь внимателен и осторожен при работе со стеклянной посудой и жидкостями.
- Вспомним последовательность работы с модульной системой экспериментов "PROLog".
Инструкция для обучающихся при работе с модульной системой экспериментов "PROLog"
1. Подключи модуль сопряжения USB к ПК.
2. Подключи с помощью кабеля USB измерительный модуль температуры к модулю сопряжения.
3. Запусти программу "PROLog". На экране компьютера появится интерфейс программы с главной панелью.
4. Убедитесь, что измерительный модуль определён.
5. Настраиваем параметры эксперимента при подключённых модулях. Это откроет дополнительную панель инструментов.
6. Нажми на кнопку "Эксперимент при подключённых модулях".
7. Нажми на кнопку "Настройки эксперимента".
8. Закрой диалоговое окно.
9. Возьми модуль "Температура" за верхнюю часть, покрытую изолирующей оболочкой чёрного цвета так, чтобы металлическую часть модуля поместить в стакан с тёплой водой.
10. Когда показания стабилизируются, запиши результаты практической работы. Такую же работу проделай с холодной водой.
11. Достань щуп модуля "Температура" из стакана, протри его бумажной салфеткой.
12. В завершении работы отключи модуль "Температура", закончив эксперимент.
- Сегодня мы наблюдали за показаниями температуры различных термометров.
- Сейчас мы с вами проведём эксперимент немного другого плана. Это очень интересно! Сначала мы будем наблюдать некоторое время за состоянием тёплой воды. Затем также будем наблюдать за состоянием холодной воды. И тоже сделаем выводы.
- Перед вами на столах чемоданчики.
- Что в них содержится?
- Правильно. Приступаем к работе.
4) Обобщение.
После выполнения практической работы учитель обобщает знания, полученные в течение урока .
- Ребята, давайте проверим себя, что вы запомнили на уроке. Ответьте на вопросы.
- Каким образом можно точно измерить температуру?
- Для чего нужно уметь точно определять температуру?
- Можно ли измерить температуру только с помощью собственных ощущений?
- Подумай, в каких случаях измерение температуры оказывается жизненно важным для человека?
7. Физкультминутка .
8. Домашнее задание.
Учебник: с. 24-25. Рабочая тетрадь: с.12 № 16,18,19. Отметить в "Дневнике наблюдений" температуру воздуха за неделю.
9. Итог урока. Рефлексия.
Регулятивные УУД: учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Что сегодня на уроке вы узнали нового?
- Что научились делать?
- Оцени степень своего участия в работе в паре или в группе?
- Вы довольны результатом своей работы. Почему? Объясни.
- Урок окончен.