Урок русского языка по теме "Значения приставок. Слитное написание приставок". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: совершенствовать умения учащихся находить новые приставки в словах и правильно записывать слова с приставками.

Задачи урока:

  • Предметные:
    • обобщить знания детей о приставке как значимой части слова;
    • закреплять умения обучающихся группировать слова с одинаковым значением приставки, учить правильно записывать слова с приставками;
    • развивать орфографическую зоркость, внимательность к слову; обогащать словарный запас обучающихся.
  • Метапредметные:
    • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
    • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.
  • Личностные:
    • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: урок закрепления и обобщения умений и навыков.

Средства обучения:

  • Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина Русский язык: Учебник для 2 класса. – М: Баласс – 2012г.;
  • презентация к уроку;
  • мультимедийная установка;
  • карточки для групповой и индивидуальной работы.

Методы обучения

  • По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
  • По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
  • По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Планируемые результаты:

  • Предметные: на уроке ученик закрепит знания о приставке как значимой части слова, умение находить приставку среди других частей слова, умение образовывать новые слова с помощью приставки.
  • Метапредметные:
    • познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
    • коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
    • регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый контроль по результату;
  • Личностные:
    • ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

предметные

личностные, метапредметные

1. Организационный

 

Вот опять звенит звонок
Он зовёт нас на урок.

– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости – посмотрите на них, посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь, зарядите положительной энергией друг друга и тогда у нас всё получиться.
– Проверим готовность к уроку: нам на урок нужен учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал.

Улыбаются друг другу.
Внутренне организуются, мобилизуются на работу.
  личностные
действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом;

коммуникативные
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

регулятивные
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

– Садитесь ребята. Откройте  рабочие тетради.  Что нужно записать? – Число и классная работа
Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся – Мы второй год изучаем русский язык.  А зачем нужно изучать русский язык? – Чтобы быть грамотными, чтобы нас понимали другие люди.
– Красиво и грамотно писать
Обобщение знаний  о приставке; местоположения приставки
– Сегодня мы с вами продолжим путешествие  по стране  «Грамматике», но прежде чем отправиться в путешествие  вспомните, что же мы изучали на последнем уроке, как называлась тема?
– Правильно ребята, сегодня мы продолжим работу по этой.
– Приставка
2. Актуализация знаний – Тема нашего урока: «Значение приставок. Слитное написание приставок.   Систематизировать умение  подбирать приставки  к словам

Обобщать ранее изученный материал о составе слова

познавательные
На основе анализа объектов делать выводы.

познавательные
Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

коммуникативные
Оформлять свои мысли в устной форме

– Какую цель мы сегодня поставим перед собой, а что нам для этого нужно, конечно план. Формулируют цель
– Ребята, а какой главный закон в стране Грамматике – Научиться правильно записывать слова с приставками.
Если нарушать этот закон, то она может погибнуть. Составляют план, совместно с учителем

1) Находить приставки  в словах
2) Определять значение приставок
3) Правильно записывать слова с приставками
4) Красиво и грамотно писать

– Поднимите руки кто готов к путешествию! И будет соблюдать главный закон этой страны! Поднимают руки
Минутка чистописания + словарная работа – Тогда в путь! Добро пожаловать на полянку чистописания. Отгадайте  загадку

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Начинает календарь
Месяц с именем ... (январь)

После брата января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга. (Февраль)

 
– Это словарные слова. Запишем эти слова помните писать нужно красиво, стараться, а для этого нужно правильно сидеть. Записывают слова, подчёркивают опасные места
– Скажите, ребята, а что общего между этими словами? – Зимние месяцы
– А зимой очень холодно и на улице, что? – Мороз
– Подберите однокоренные слова к этому слову. Что может сделать мороз? Заморозить, отморозить, приморозить
– Какая часть слова  помогла нам ответить на вопрос? – Приставка
– Молодцы, ребята, все постарались. А сейчас мы с вами отправимся на полянку правил и поиграем

Игра «Продолжи предложение»

Приставка это –
Она стоит –
Приставки образуют –
Приставка обозначается –

 

 

Устные ответы

Часть слова
Перед корнем
Новые слова

– Расскажите стихотворение про приставки

– Молодцы!

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова
3. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

– Продолжаем наше путешествие нас ждут  испытания на полянке приставок.
Работа по  карточкам в парах

Карточка № 1

Используя приставки ПЕРЕ, ПО, ВЫ, образуйте новые слова.

+ лёт =
+ бег =
+ ход =

– Запишите слова с приставками.
– Какие слова у вас получились?

Выполняют работу : записывают получившиеся слова в тетрадь и выделяют приставку

Озвучивают свои варианты

 

Систематизировать умение  подбирать приставки приставки   к словам слова;выяснять значение приставок.Находить приставку в слове, понимать значение приставок, уметь работать со схемами.

Слышать приставки в словах

Объяснять значение приставок

коммуникативные
формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

познавательные
строить речевое высказывание в устной форме

регулятивные
принимать и сохранять учебную задачу

коммуникативные
Слушать и понимать речь других

Домашнее задание – А дома ребята вы выполните задание на карточках, которые я вам раздам, вам нужно будет подобрать приставки к словам.
– Откройте свои дневники и запишите домашнее задание.
Слушают пояснения учителя, записывают в дневник
Физминутка «Чудеса» – Вы поработали, пришло время отдохнуть. Давайте все дружно встанем Повторяют слова и движения
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). – Молодцы, ребята. А сейчас поиграем

Игра «Подбери слова»

– Я называю слово, а вы подбираете к нему  слово с противоположным значением

Прискакал – ускакал
Приплыл – уплыл
Привёз – увёз
Приехал – уехал
Принёс – унёс
Приклеил – отклеил

 

 

Отвечают

  – Какое значение у приставки при-
– А у приставки – у-
– Приставки меняют значение слов
– Приближение, или присоединение
– Удаление
4.  Применение знаний и умений в новой ситуации. – Вы очень хорошо работаете, ребята и вас ждёт последнее испытание.

Карточка  № 2.

Допишите к словам  нужные по смыслу приставки при-, вы-, по-, про-, пере, -за

Выписать слова с приставками и выделить приставку.

Вася шёл в школу. Сначала он  ___шел из дома. Потом ___шёл прямо. ___шёл по большой луже. ___шёл дорогу. ___шёл в магазин. Наконец, Вася ___шёл в школу. Учительница сказала: «Вася! Как ты долго шёл».

   Уметь правильно выбирать приставки, понимать значение приставок, писать слитно со словами. Выделять приставки в словах. Коммуникативные:формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
познавательные
строить речевое высказывание в устной форме
регулятивные
принимать и сохранять учебную задачу
5. Рефлексия  – Молодцы, ребята, вы хорошо работаете. А теперь давайте проверим ваш текст. Я буду читать, а вы ставьте плюсик над словом с верной приставкой. Проверяют работу, исправляют неверные ответы Контролировать свою работу, исправлять ошибки, оценивать свою работу Регулятивные:
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других
оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные:
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других
– Поставьте себе отметку Ставят отметку за работу
– Ребята наше путешествие подошло к концу, где мы с вами побывали , в какой стране?
– Вам понравилось наше путешествие.
– Жители  страны  Грамматики  благодарят  вас за работу и за то что вы не нарушали законов их страны. Они будут рады видеть вас снова.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Ответы детей