Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цели:
- закрепить знания о взаимоотношениях компонентов живой природы леса;
- углубить знания о природе края, необходимости охраны растительного мира, о правилах поведения в лесу;
- развивать любознательность, наблюдательность, самостоятельность;
- учить детей делать выводы и обобщения.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, аналогия, сравнение, рассуждение.
Демонстрационные материалы: картины с изображением зверей, птиц, насекомых, деревьев, кустарников, растений – обитателей леса; карточки с заданиями; схемы “Как вести себя в лесу”; разноцветные маркеры, листы ватмана; слайды с планом изучения природного сообщества, с иллюстрацией леса; карта “Природные зоны России”.
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2-3 мин.)
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе I.
Такие просторы полей и лесов!
И небо такой высоты!
И рек синева, и луга трава
И всё это, родина, ты!
То плещешься морем цветущего льна,
То глянешь цветочком простым,
То лесом шумишь, прохладой манишь
И запахом хвои густым.
Я вижу в лесу новостроек леса
И яркие вспышки огней.
Заводов гудки и фабрик дымки
И всё это, родина, ты!
Чем богата наша Родина? (чтение рассказа “Богатства нашей Родины” по учебнику “Живое слово”)
Что является богатством нашей Родины? (ответы учащихся)
О каком богатстве конкретно мы будем сегодня говорить? (ответы учащихся).
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-7 мин.)
Цель:
- актуализация изученных способов действий, фиксирование их в речи и знаках, обобщение;
- актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;
- мотивирование к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
- фиксация индивидуальных затруднений.
Организация учебного процесса на этапе II.
Проверка домашнего задания. Игра “Крестики - нулики”.
Отвечая на вопросы, ставьте “Х”, если положительный ответ, “О” - если отрицательный.
1) Почва – верхний, тёмный, рыхлый слой земли, на котором растут растения.
2) В лесах преобладает подзолистая почва.
3) Верно ли, что чернозёмные почвы не богаты перегноем.
4) Согласны ли с тем, что почву называют кормилицей, потому что без неё не было бы на столе ни хлеба, ни овощей.
5) Один см почвы образуется в природе за 250 – 300 лет.
6) Чтобы защитить почву на полях, нужно ли сажать лесные полосы?
7) Зимой проводят на полях снегозадержание. Это пустая работа?
8) Чарльз Дарвин написал книгу о пользе дождевых червей для образования почвы.
9) 100 тыс. червей за сутки могут перерыть 10 т земли.
10) Согласны ли вы, что в 1г почвы содержится 50 тыс. плесневых грибов?
11) Согласны ли вы, что на 1 га почвы обитает до 100 кг водорослей?
Взаимопроверка.
III. Постановка проблемы (3-4 мин).
Цель:
1) восстановить выполненные операции (вербально и знаково);
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (схема).
Организация учебного процесса на этапе III.
Рассказ учащихся по схеме – рисунку (на слайде):
1) Почва – верхний, тёмный слой земли, на котором растут растения.
2) В состав почвы входят речной песок, глина, воздух, вода.
3) Перегной – остатки отмерших и сгнивших растений и животных.
4) Почва бывает чернозёмная, подзолистая, торфяная. Чернозёмная почва считается самой лучшей.
5) Человек обязан охранять почву, заботиться о ней: зимой делать снегозадержание, удобрения вносить в норме, сажать лесные полосы.
(дополнение, уточнение ответов )
IV. Построение проекта выхода из затруднения (3-4 мин.)
Цель: построить проект входа из затруднения.
Организация учебного процесса на этапе IV.
Прочитайте название темы. Что такое сообщество? (Часть природы, где живые организмы связаны друг с другом и с условиями жизни).
По праву можно сказать, что лес – главное богатство. (Читаем о лесе в учебнике “Живое слово”.)
V. Реализация построенного проекта (4-5 мин.)
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать новый способ действия (работа по карте)
3) уточнить общий характер нового знания;
4) зафиксировать преодоление затруднения.
Организация учебного процесса на этапе V.
Работа по карте.
Покажите зону лесов по карте “Природные зоны России”.
(На слайде иллюстрация леса)
Замечали ли вы в лесу “этажи”? учёные их называют ярусами. Самые верхние ярусы образованы деревьями, ниже – кустарники. Ещё ниже – травы.
Я вас просила нарисовать или вырезать из старых журналов изображения лесных животных и растений. Расположите картинки таким образом, чтобы прослеживалась ярусность лесных растений.
Где разместим животных? (на месте их обитания.)
Физминутка.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5-6 мин).
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий с проговаривание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе VI.
Работа по плану изучения сообщества.
На слайде план:
- Название сообщества.
- Какие организмы составляют сообщество.
- Как связаны между собой организмы в сообществе.
- Значение сообщества для человека.
- Влияние человека на сообщество.
Вспомните, пожалуйста, что такое лес, растение, что относится к растениям, какие бывают животные?
- Что такое грибы? К какому миру живых организмов можно их отнести? Нужны ли лесу грибы? Узнайте, прочитав статью на стр.179 учебника.
Какую роль в жизни леса играют грибы?
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5-6 мин.)
Цель:
1) проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;
2) организовать рефлексию усвоение нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.
Организация учебного процесса на этапе VII.
Работа по плану изучения сообщества:
- Как связаны между собой организмы в сообществе?
- Работа по учебнику (с. 180)
- Составьте цепи питания по схемам (самопроверка по эталону);
- Работа в рабочей тетради;
- Какие нарушения природного равновесия могут произойти в лесу по вине человека? Что нужно делать, чтобы этих нарушений не было? (ученик читает стихотворение Бориса Заходера “Про всех на свете”).
VIII. Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин.)
Цель:
1) выявить границы применимости нового знания;
2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
Организация учебного процесса на этапе VIII.
Значение сообщества для человека.
- Как люди используют леса? Для чего служит лес? (Запись на ватмане)
- Украшение;
- Хранитель влаги;
- Хранит почвы от оврагов и ветров;
- Место для отдыха;
- Источник грибов, ягод и лекарственных растений;
- Источник древесины;
- Предметы из дерева;
Лес украшает нашу землю. Да и как им не быть украшением, если любоваться лесом можно во все времена года. Летом он манит в зелёную чащу, зимой притягивает нас сказочной тишиной и белизной. Осенью лес сверкает яркостью жёлтых и красных листьев рядом с зеленью хвойных деревьев. Недаром о лесе написано немало восторженных стихотворений, прозы, воспет он в песнях, музыке, в пословицах, кистью художника.
Влияние человека на сообщество. Его охрана. (Пословицы о лесе);
Как люди охраняют лес? (создаются заповедники, редкие растения и животные занесены в “Красную книгу”);
Вспомните о правилах поведения в лесу (по рисункам);
Работа по слайдам из электронного приложения к учебнику А.А. Плешакова.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-4 мин.)
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
3) оценить собственную деятельность на уроке;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
5) обсудить и записать домашнее задание:
стр. 122-128, читать и пересказывать, задание 1.
Организация учебного процесса на этапе IX.
1. Рефлексия.
- закончим урок отрывком из рассказа Пришвина (читаем хором с распечаток)
“Мои дорогие друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
- Спасибо за урок.
Схема №1.
- Почва – верхний тёмный слой
- Перегной – это глина, песок, воздух
- Плодородие
- Чернозём (степи), луговые (луга), подзолистые (леса)
- Снегозадержание, удобрения в норме, защитные лесные полосы.
Методическое обеспечение:
- Учебник “Окружающий мир”, авт. А.А. Плешаков;
- Рабочая тетрадь №1, авт. А.А. Плешаков;
- Слайды из электронного приложения к учебнику А.А. Плешакова.