Урок окружающего мира на тему "Лес – природное сообщество". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цели:

  • закрепить знания о взаимоотношениях компонентов живой природы леса;
  • углубить знания о природе края, необходимости охраны растительного мира, о правилах поведения в лесу;
  • развивать любознательность, наблюдательность, самостоятельность;
  • учить детей делать выводы и обобщения.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, аналогия, сравнение, рассуждение.

Демонстрационные материалы: картины с изображением зверей, птиц, насекомых, деревьев, кустарников, растений – обитателей леса; карточки с заданиями; схемы “Как вести себя в лесу”; разноцветные маркеры, листы ватмана; слайды с планом изучения природного сообщества, с иллюстрацией леса; карта “Природные зоны России”.

Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2-3 мин.)

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе I.

Такие просторы полей и лесов!
И небо такой высоты!
И рек синева, и луга трава
И всё это, родина, ты!
То плещешься морем цветущего льна,
То глянешь цветочком простым,
То лесом шумишь, прохладой манишь
И запахом хвои густым.
Я вижу в лесу новостроек леса
И яркие вспышки огней.
Заводов гудки и фабрик дымки
И всё это, родина, ты!

Чем богата наша Родина? (чтение рассказа “Богатства нашей Родины” по учебнику “Живое слово”)

Что является богатством нашей Родины? (ответы учащихся)

О каком богатстве конкретно мы будем сегодня говорить? (ответы учащихся).

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-7 мин.)

Цель:

  • актуализация изученных способов действий, фиксирование их в речи и знаках, обобщение;
  • актуализация мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;
  • мотивирование к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
  • фиксация индивидуальных затруднений.

Организация учебного процесса на этапе II.

Проверка домашнего задания. Игра “Крестики - нулики”.

Отвечая на вопросы, ставьте “Х”, если положительный ответ, “О” - если отрицательный.

1) Почва – верхний, тёмный, рыхлый слой земли, на котором растут растения.

2) В лесах преобладает подзолистая почва.

3) Верно ли, что чернозёмные почвы не богаты перегноем.

4) Согласны ли с тем, что почву называют кормилицей, потому что без неё не было бы на столе ни хлеба, ни овощей.

5) Один см почвы образуется в природе за 250 – 300 лет.

6) Чтобы защитить почву на полях, нужно ли сажать лесные полосы?

7) Зимой проводят на полях снегозадержание. Это пустая работа?

8) Чарльз Дарвин написал книгу о пользе дождевых червей для образования почвы.

9) 100 тыс. червей за сутки могут перерыть 10 т земли.

10) Согласны ли вы, что в 1г почвы содержится 50 тыс. плесневых грибов?

11) Согласны ли вы, что на 1 га почвы обитает до 100 кг водорослей?

Взаимопроверка.

III. Постановка проблемы (3-4 мин).

Цель:

1) восстановить выполненные операции (вербально и знаково);

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (схема).

Организация учебного процесса на этапе III.

Рассказ учащихся по схеме – рисунку (на слайде):

1) Почва – верхний, тёмный слой земли, на котором растут растения.

2) В состав почвы входят речной песок, глина, воздух, вода.

3) Перегной – остатки отмерших и сгнивших растений и животных.

4) Почва бывает чернозёмная, подзолистая, торфяная. Чернозёмная почва считается самой лучшей.

5) Человек обязан охранять почву, заботиться о ней: зимой делать снегозадержание, удобрения вносить в норме, сажать лесные полосы.

(дополнение, уточнение ответов )

IV. Построение проекта выхода из затруднения (3-4 мин.)

Цель: построить проект входа из затруднения.

Организация учебного процесса на этапе IV.

Прочитайте название темы. Что такое сообщество? (Часть природы, где живые организмы связаны друг с другом и с условиями жизни).

По праву можно сказать, что лес – главное богатство. (Читаем о лесе в учебнике “Живое слово”.)

V. Реализация построенного проекта (4-5 мин.)

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать новый способ действия (работа по карте)

3) уточнить общий характер нового знания;

4) зафиксировать преодоление затруднения.

Организация учебного процесса на этапе V.

Работа по карте.

Покажите зону лесов по карте “Природные зоны России”.

(На слайде иллюстрация леса)

Замечали ли вы в лесу “этажи”? учёные их называют ярусами. Самые верхние ярусы образованы деревьями, ниже – кустарники. Ещё ниже – травы.

Я вас просила нарисовать или вырезать из старых журналов изображения лесных животных и растений. Расположите картинки таким образом, чтобы прослеживалась ярусность лесных растений.

Где разместим животных? (на месте их обитания.)

Физминутка.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5-6 мин).

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий с проговаривание во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе VI.

Работа по плану изучения сообщества.

На слайде план:

  1. Название сообщества.
  2. Какие организмы составляют сообщество.
  3. Как связаны между собой организмы в сообществе.
  4. Значение сообщества для человека.
  5. Влияние человека на сообщество.

Вспомните, пожалуйста, что такое лес, растение, что относится к растениям, какие бывают животные?

- Что такое грибы? К какому миру живых организмов можно их отнести? Нужны ли лесу грибы? Узнайте, прочитав статью на стр.179 учебника.

Какую роль в жизни леса играют грибы?

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5-6 мин.)

Цель:

1) проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

2) организовать рефлексию усвоение нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

Организация учебного процесса на этапе VII.

Работа по плану изучения сообщества:

- Как связаны между собой организмы в сообществе?

- Работа по учебнику (с. 180)

- Составьте цепи питания по схемам (самопроверка по эталону);

- Работа в рабочей тетради;

- Какие нарушения природного равновесия могут произойти в лесу по вине человека? Что нужно делать, чтобы этих нарушений не было? (ученик читает стихотворение Бориса Заходера “Про всех на свете”).

VIII. Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин.)

Цель:

1) выявить границы применимости нового знания;

2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Организация учебного процесса на этапе VIII.

Значение сообщества для человека.

  • Как люди используют леса? Для чего служит лес? (Запись на ватмане)
  • Украшение;
  • Хранитель влаги;
  • Хранит почвы от оврагов и ветров;
  • Место для отдыха;
  • Источник грибов, ягод и лекарственных растений;
  • Источник древесины;
  • Предметы из дерева;

Лес украшает нашу землю. Да и как им не быть украшением, если любоваться лесом можно во все времена года. Летом он манит в зелёную чащу, зимой притягивает нас сказочной тишиной и белизной. Осенью лес сверкает яркостью жёлтых и красных листьев рядом с зеленью хвойных деревьев. Недаром о лесе написано немало восторженных стихотворений, прозы, воспет он в песнях, музыке, в пословицах, кистью художника.

Влияние человека на сообщество. Его охрана. (Пословицы о лесе);

Как люди охраняют лес? (создаются заповедники, редкие растения и животные занесены в “Красную книгу”);

Вспомните о правилах поведения в лесу (по рисункам);

Работа по слайдам из электронного приложения к учебнику А.А. Плешакова.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) (2-4 мин.)

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) оценить собственную деятельность на уроке;

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5) обсудить и записать домашнее задание:

стр. 122-128, читать и пересказывать, задание 1.

Организация учебного процесса на этапе IX.

1. Рефлексия.

- закончим урок отрывком из рассказа Пришвина (читаем хором с распечаток)

“Мои дорогие друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

- Спасибо за урок.

Схема №1.

  1. Почва – верхний тёмный слой
  2. Перегной – это глина, песок, воздух
  3. Плодородие
  4. Чернозём (степи), луговые (луга), подзолистые (леса)
  5. Снегозадержание, удобрения в норме, защитные лесные полосы.

Методическое обеспечение:

  1. Учебник “Окружающий мир”, авт. А.А. Плешаков;
  2. Рабочая тетрадь №1, авт. А.А. Плешаков;
  3. Слайды из электронного приложения к учебнику А.А. Плешакова.