Актуальность.
На протяжении ряда лет мы живем в ситуации реформирования отечественного образования, которое происходит довольно хаотично, поскольку трудно выделить его основополагающую идею. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Развитие при этом отождествлялось с формированием знаний, умений и навыков, что приводило к его явному упрощению (симплификации). Однако само предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа “Я”, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Современная картина детства также претерпела разнообразные изменения за последние два десятка лет: произошло заметное изменение игрушек, детской игры, психологического и физического статуса ребенка; появилась новая детская литература и “густое” информационное пространство. Произошли перемены в социальном окружении ребенка, которое сегодня состоит в основном из взрослых: малодетные семьи и отсутствие дворовых детских сообществ ведет за собой сбой в передаче от одних детей другим составляющих детской субкультуры. Немаловажен также все ускоряющийся темп жизни и детей, и родителей. Вот основные характеристики новых условий детства.
К сожалению, специалисты системы дошкольного воспитания, а часто и родители до конца не осознают масштаб перемен, пребывают в растерянности либо в отрицании права на существование новых феноменов детства.
Педагоги дошкольных учреждений пока до конца не осознают значение успешной социализации детей для сохранения их психического и социального здоровья. Хотя взрослых все чаще беспокоят такие проблемы социализации детей, как неконструктивное поведение, проблемы их общения со взрослыми и друг с другом.
Существуют разные возможности для социализации ребенка: СМИ, семья, детский сад. Семья сегодня теряет свой потенциал, теряет культуру в поддержании игры, общении со сверстниками и так далее. Система дошкольного воспитания – вот институт, отвечающий на вызов разрушения социокультурной ситуации развития ребенка, удерживающий игровые формы деятельности, очень важные для его развития. Поэтому современное дошкольное образовательное учреждение должно стать местом, где ребенок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни.
Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта и развитие его социальных навыков – вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала дошкольника и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия и взаимопонимания с людьми. Из чего следует, что возрастной потенциал не может быть реализован при отсутствии социальной зрелости (компетентности) ребенка на определенной ступени его развития.
В самом общем виде социальная компетентность может быть представлена как понимание отношений я” – “общество , умение выбрать правильные социальные ориентиры и организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами или как социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе .
И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальную компетентность, суть которой составляет сформированность социальных навыков.
Но налицо противоречие между общественной необходимостью формирования социальной компетентности у ребенка, начиная с раннего детства и недостаточной разработанностью организационно– содержательного и методических аспектов успешного решения данного вопроса в дошкольных учреждениях, что и обусловило поиск путей решения исследуемой проблемы в рамках проекта. Сущность проекта заключалась в выявлении педагогических средств и форм организации деятельности дошкольного образовательного учреждения по формированию социальной компетентности ребенка – дошкольника.
Уместно привести здесь слова директора Федерального института развития образования, глава рабочей группы по разработке новых стандартов Александра Асмолова: “Что должен дать детский сад прежде всего? Дать возможность нормальной культуросообразной и наукоемкой организации процесса социализации ребенка на разных этапах дошкольного возраста”.
На этапе дошкольного детства эффективность социально-личностного развития во многом определяется сформированностью у детей дошкольного возраста социальных навыков, позволяющих им достичь успеха в повседневной детской деятельности и получить признание в обществе сверстников. Именно поэтому предметом особой заботы педагогов ДОУ является организация образовательного процесса, предусматривающего овладение детьми дошкольного возраста элементарными социальными навыками посредством разнообразной игровой деятельности, способствующего развитию у дошкольников ценностных качеств личности и ориентированного на установление гармоничных отношений между сверстниками.
Тема проекта “Формирование социальных навыков детей дошкольного возраста в процессе социально-личностного развития в условиях ДОУ” в полной мере отражает актуальные тенденции современной системы дошкольного образования и ориентирует педагогов на разработку нового содержания и внедрение в образовательную деятельность для детей дошкольного возраста ресурсов игровой деятельности как оптимальных условий эффективного социально-личностного развития дошкольников.
Теоретическое обоснование проекта “Формирование социальных навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе социально-личностного развития”.
Социальные навыки представляют собой широкое понятие, которое, как правило, охватывает любые навыки или поведение, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие на других людей. Если рассматривать социальные навыки с такой точки зрения, становится понятным, насколько большим значением может обладать их неполноценное развитие.
Уже на этапе дошкольного возраста дети начинают осознавать, что “такое хорошо и что такое плохо”. Дети понимают, что в обществе действуют правила и нормы, регулирующие поведение окружающих. Постепенно у них развивается способность соблюдать простые правила и нормы и демонстрировать владение элементарными социальными навыками в специфических видах детской деятельности, как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Организация образовательного процесса формирования у детей социальных навыков осуществляется успешно, если используются доступные возрасту дошкольников ресурсы детской деятельности, и, прежде всего игровой.
Общеизвестно, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в процессе игровой деятельности дошкольники приобретают первоначальный опыт выполнения элементарных игровых действий принятия и исполнения игровой роли социальной направленности, демонстрируют сформированные социальные навыки.
В качестве элементарных социальных навыков детей дошкольного возраста мы
рассматривали:
– навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать;
– умение принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь;
– умение согласовывать и координировать свои
действия и мнения с действиями и мнениями сверстников.
– умение договариваться со сверстниками в конфликтной ситуации.
Роль игры в формировании у детей дошкольного возраста социальных навыков.
Социокультурная ситуация, отраженная в игре, создает благоприятные условия для формирования у детей дошкольного возраста элементарных социальных навыков определения общей цели, планирования последовательности действий, отбора необходимых средств и выбора способов достижения результата. Благодаря игровой ситуации, возникающей в игре, у ребенка постепенно в благоприятных условиях формируются навыки подчинения игровым установкам и правилам, он приучается понимать и принимать мнения и поступки других участников игры, проявлять к ним навыки доброжелательного и терпимого поведения. Дети постепенно начинают демонстрировать в игре элементы и модели социального поведения, совместно переживают различные эмоциональные состояния, приучаются достигать общий результат, оценивать себя и других.
Условия для развития сотрудничества между детьми создаются в разных видах детской деятельности, но приоритет игровой деятельности безусловен, ибо разнообразное содержание игр, интеграция разных видов деятельности в игре, яркое проявление детьми эмоций позволяют им успешно накапливать опыт сотрудничества. Характер игровой ситуации ставит ребенка в положение, которое требует высокого уровня сформированности у него социальных навыков по выбору способов и форм взаимодействия, согласования целей, совместного планирования, распределения ролей, достижения общего результата.
II. Практическая часть.
Целью проекта явилось создание социально-педагогических, психологических условий по формированию социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Важным условием формирования социальных навыков старших дошкольников мы видели развитие социального партнёрства педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы, а также интеграцию деятельности всех специалистов детского сада и воспитателей. Это объясняется тем, что эффективность усвоения навыков детьми зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь.
Реализация проекта была призвана помочь детям в сложном процессе вхождения в мир людей, развить умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознать самоценность собственной личности и других людей.
Задачами проекта являлось:
1. Изучение и анализ научно– методической литературы по теме проекта.
2. Создание социально-педагогических условий для социального развития
дошкольников.
3. Развитие социально-личностных навыков в игровой деятельности.
4. Взаимодействие со взрослыми по теме проекта.
2.2. Этапы проекта
1. Организационный (май – август 2012 г.).
2. Основной – (сентябрь – апрель 2012-2013 г.).
3. Итоговый – (май 2013 г.).
2.3. Содержательная часть проекта
Организационный этап.
Цель:
1. Создание социально-педагогических, психологических условий по
формированию социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе
социально-личностного развития.
2. Разработка системы занятий по социально-личностному развитию дошкольников.
3. Подбор психологических игр, упражнений для детей по данному направлению
работы.
4. Организация предварительной работы с родителями и воспитателями.
5. Диагностика социальных навыков, используя методику Дыбиной О.В., Анфисовой
С.Е., Кузина А.Ю., представленную в пособии “Педагогическая диагностика
компетентностей дошкольников” (конкретно использовала методику диагностики
социально-личностной компетенции).
Основной этап.
Цель: процесс формирования социально-личностных навыков через
- проведение игровых тренингов с детьми старшей группы по программам: С.Крюковой “Давайте жить дружно!” и Крюковой С. В., Слободяник Н. П. “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь”.
- Психологические игры и упражнения на развитие социальных навыков.
- Консультации для педагогов на тему: “Диагностика сформированности личностных качеств дошкольника”.
- Проведение тренинга “Способы разрешения детских конфликтов”.
Задачи основного этапа.
Формировать:
- Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем.
- Умение получать необходимую информацию в общении.
- Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
- Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
- Умение спокойно отстаивать свое мнение.
- Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
- Умение принимать участие в коллективных делах.
- Умение уважительно относиться к окружающим людям.
- Умение принимать и оказывать помощь.
- Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Реализовывались вышеназванные задачи посредством комплекса игровой деятельности, предусматривающего интеграцию содержания, форм и методов в образовательном процессе формирования у детей дошкольного возраста социальных навыков.
Реализация образовательной деятельности педагога-психолога с детьми по формированию у дошкольников социальных навыков осуществлялась через проведение игровых тренингов с детьми старшей группы по программам: С.Крюковой “Давайте жить дружно!” и Крюковой С. В., Слободяник Н. П. “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь”.
Использовались следующие основные методы: имитационные, коммуникативные и ролевые игры, психогимнастика, создание проблемных ситуаций с их обыгрыванием, элементы групповой дискуссии, приемы саморегуляции.
Также использовался метод мини-проектов, представляющий комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Представлялось целесообразным связывать мини-проект в дошкольном возрасте с игровой деятельностью, т. к. в этом возрасте доминирует именно игровая деятельность, и обучение происходит в процессе игры. В качестве “проблемы” предлагалась игровая ситуация, решение которой предполагало исследовательские творческие поиски, некое взаимодействие. Детям необходимо было включаться в обсуждение проекта, распределять усилия по выполнению, каждому согласовывать часть своей работы с общей. Дети учились пользоваться материалом и оборудованием, соблюдая очередность, умению согласовывать свои интересы с интересами партнеров, поддерживать партнеров, уступать их желаниям или доказывать справедливость своего замечания.
Кроме того, использовались некоторые психотерапевтические приемы: эмоциональное отреагирование отрицательных переживаний, снятие и уменьшение социальных страхов, поиск и обыгрывание выхода из трудных ситуаций.
Отработка социальных навыков проходила в три этапа: получение знаний, проба применения этих знаний, приобретение стабильных навыков.
Работа с воспитателями была построена следующим образом: в утренние и вечерние отрезки времени были внедрены комплексы разнообразных дидактических упражнений, занимательных игр, сюжетно-дидактических игр и сюжетно – ролевых игр, прогулок социальной направленности, что создало условия для успешного закрепления и совершенствования у детей первоначальных социальных навыков в процессе социально – личностного развития. Занимательные игровые ситуации, хороводные игры, экстатические игры (от греческого “восхищение”), разнообразная художественная деятельность, экспедиции также использовались в работе с детьми. При организации самостоятельной деятельности дошкольников педагоги предоставляют дошкольникам возможность проявить сформированные социальные навыки в игровой, художественно – творческой, музыкальной и трудовой деятельности, в общении и т.д.
Воспитатели в своей работе использовали следующие приемы в игре:
- Воспитание у каждого ребенка осознания своей сопричастности к определенному общему заданию, игре или связи своей роли с ролями других участников (её значением для развития игры). Воспитание позиции партнера по общей деятельности, понимания своей ответственности перед группой участников за качество своей работы, а также своей роли в получении общего результата.
- Предварительное разыгрывание педагогом в ходе деятельности предполагаемых возможных ситуаций, ведущих к разрыву процесса преобразований (“а если…”), с обсуждением целесообразных способов взаиморегуляции, соответствующим социальным нормам.
- Дифференцированный подход к детям, учитывающий степень их активности в ситуациях взаимодействия и направленность на достижение общего положительного результата.
Для решения выдвинутых проблем был создан ряд условий:
- Постепенное усложнение структуры игры (увеличение числа ситуаций, требующих взаимодействия, совместных решений).
- Систематическая организация деятельности, объективно требующей объединения участников; распределение её на ряд составляющих операций, каждая из которых может оцениваться; объединение всех частичных результатов в общий итог.
- Всемерная поддержка активности каждого ребенка в ситуациях взаимодействия партнеров, коррекция негативных проявлений, обращение внимания на значимость предложений каждого участника в получении качественного общего результата.
Использовалось четыре блока интерактивных игр:
- Блок интерактивных игр на сплоченность;
- Блок интерактивных игр на обучение эффективным способам общения;
- Блок интерактивных игр, отражающих притязание на социальное признание;
- Блок интерактивных игр направленных на снятие конфликтности.
Для родителей были организованы консультации “Общаться с ребенком. Как?” и “Как играть с ребенком” в клубе “Школа молодой семьи”, знакомство с новинками педагогического процесса, родители были приглашены на общее родительское собрание, где подчеркивалось значение сформированности социальных навыков как условия социально-личностной готовности к школе, была проведена презентация программы по развитию социальных навыков на групповых собраниях.
Работа по формированию социальных навыков поведения у детей дошкольного возраста невозможна без активного сотрудничества с музыкальным руководителем, руководителем изостудии, инструктором по физкультуре.
Совместно с этими специалистами были подготовлены взаимопосещения с детским садом №2 Искорка , были организованы интерактивная игра и совместная деятельность детей по изготовлению работы Осенний букет , а также совместный физкультурный досуг. Также была проведена экспедиция в лес “Поможем лесу быть чистым!”
В конце года были подведены результаты проделанной работы:
1. Дети стали более общительными, дружелюбными, они научились устанавливать и
поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций.
2. Дети научились на занятиях слушать друг друга, стали более организованными,
дисциплинированными, внимательными, наблюдательными.
3. Улучшились коммуникативные навыки и умения.
4. Снизилось количество негативных эмоций и конфликтных ситуаций.
5. Дети научились умению договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к
мнению товарищей.
6. Дети стали более сплоченными.
Заключение.
Проблема формирования социально-личностных навыков актуальна и может успешно решаться в игровой деятельности детей при интеграции взаимодействия всех специалистов детского сада.
Приложение. Презентация.
Список литературы:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования”..
2. “Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально-личностного развития” [Текст] / учебно-методическое пособие под ред. Н. Ю. Майданкиной. – Ульяновск, 2012. - “Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников” [Текст] / учебно-методическое пособие под ред.О. В. Дыбиной – М., 2010.
- “Педагогическое взаимодействие с детским садом” [Текст] /методическое пособие под ред. Н.В. Микляевой. – М. 2013.
- Источник: http://www.iloveaba.com/2012/02/addressing-social-deficits.html
- Источник: http://www.zance.ru/docs/2800/index-2111830.html