Цели: познакомить с историей украшений; расширить представления о традициях использования вещей в культуре человечества (на примере украшений), знания о законах ритма и симметрии в создании узоров; продолжить учить умению читать схемы плетения, технике низания бисера, плетению браслетов из бисера; развивать мелкую моторику; воспитывать интерес к декоративно – прикладному творчеству, желание творить.
Оборудование: слайды по теме; бисер, образцы изделий, схемы плетения; иглы, нити или леска, ножницы; учебник.
Ход урока
1. Изучение нового материала.
– Интерес человека к украшениям уходит своими корнями более чем тысячелетнюю историю. Помимо хозяйственной утвари в раскопках древних поселений находят многочисленные украшения: кольца, серьги, ожерелья. Древний человек украшал себя тем, что было создано самой природой, то есть отполированными природными камнями, раковинами, зубами и костями животных. В качестве материала могли выступать и плоды растений. Для чего он это делал? Как создавал узор? Из чего делают украшения сейчас?
2. Из истории украшений.
– Существует мнение, что первые украшения появились даже раньше , чем одежда. Украшения в древности были не только праздничной вещью, а наоборот – обязательной и повседневной. Статуэтка из Древнего Египта, которой больше 4 тысяч лет, изображает женщину, которая занимается будничной работой, но при этом на ней надето ожерелье, очень массивное, закрывающее верхнюю часть груди.
У многих народов украшения были разные и носили исключительно свой национальный характер. Украшения в Египте символизировали власть и религиозную силу общества. Цвет украшений имел своё значение. Красный символизировал жажду крови, зелёный – плодородие и урожай. Богатые Египтяне носили украшения при жизни, умирая, “брали” с собой в загробный мир.
Выполнялись украшения из очень дорогих материалов (золота, серебра, драгоценных камней) и с необычайной тщательностью. Это требовало огромных затрат труда, времени. Украшения были очень важные и жизненно необходимые. Они были магическими предметами, укрепляли дух и тело своих хозяев, оберегали от злых и тёмных духов.
3. Роль узора в украшениях.
– Если внимательно посмотреть на различные украшения, то можно увидеть, что узор играет в них не только эстетическую роль. Во многих украшениях словно зашифрованы какие – то знаки; у них особая форма. Отделка, ритм элементов.
Наряд российской невесты – крестьянки выполнен с соблюдением древних традиций. Узоры напоминают знаки Солнца, с головного убора, словно струи дождя, стекают длинные нити подвесок. Они соединяют небо и землю. Ритмично чередуются ряды ожерелья – будто уже пролившиеся с небес на землю потоки. Это говорит нам о связи земли и неба, о великой и единой Природе. Украшения создавались с соблюдением правил. Главное из этих правил: строгий порядок, ритмичное чередование бусин в ожерелье или симметрия в рисунке.
Прошли века, и многие уже забыли, что означает каждый символ, но до сих пор создают из них узоры.
4. Что означает цвет бисера?
Зелёный цвет – символизирует силы природы, способность к плодородию и рост, в том числе и всего того, что не относится к природе.
Кроме того, зеленый цвет символизирует обновление, обретение новой жизни, целительные перемены к лучшему.
Желтый цвет – является проявлением природной энергии, присущей всем живым существам в ее первозданном виде.
Очень солнечный цвет, также способствует повышению радостного мироощущения и оптимистичному взгляду на происходящее вокруг.
Розовый цвет прежде всего является олицетворением нежности и романтической любви во всех ее проявлениях.
Цвет в целом спокойный, настраивающий на идиллическое восприятие мира, оказывающий успокаивающее воздействие на того, кто его использует. Один из любимых цветом подростков и незамужних девушек. Розовые тона оказывают также исцеляющее воздействие как на психическое, так и на соматическое состояние человека.
Использование розового цвета способствует появлению и усилению таких эмоций как сочувствие, способность к сопереживанию, проявление участия и милосердия по отношению к другому человеку.
Если вы чувствуете, что окружающие относятся к вам чересчур жестоко – используйте в магических ритуалах камни, имеющие розовые оттенки.
Красный цвет – традиционно у многих народов является цветом страсти и пламенных чувств, а заодно и цветом огненной стихии вообще.
Кроме того, красный цвет является еще и цветом крови, а следовательно напрямую связан со здоровьем человека, его энергетической оболочкой.
Цвет страсти и любви, он также имеет прямое отношение к плодовитости и плодородию вообще, а также связан с активными действиями по улучшению материального благосостояния.
Несмотря на множество положительных характеристик, в природе красный цвет связан с опасностью – его появление в поле зрения предупреждает о наличии некой угрозы.
Белый цвет – символизирует возвышенное состояние духа, высшую ступень развития сознания, чистоту помыслов и невинность. Духовное развитие, а также безгрешность в помыслах и поступках. Кроме того, белый цвет означает ясность мысли и способность к отрешению от мирской суеты.
Голубой цвет – часто ассоциируется с безоблачным небом и спокойной, озаренной солнцем, гладью моря.
Дарит ощущение безмятежности и покоя.
Использование голубого цвета в магии привносит в выполняемые ритуалы оттенки спокойствия и уверенности.
Также голубой цвет напрямую связан с медитацией и развитием интуитивных способностей, умением слушать свое внутреннее “Я”.
Голубой цвет некоторый исследователи связывают с творческими способностями и полетом воображения.
5. Браслеты и бусы из бисера.
– Сегодня вы изготовите украшения из бисера, браслет или бусы. Сто же такое браслет? Браслет – это кольцевидное украшение, которое носят, главным образом, на запястье. Бусы — украшение, предмет роскоши. Бусы обычно надевают на шею, однако бывают бусы для рук и для ног. Нанизанные на нить камешки, жемчуг, небольшие округлые предметы — бусины.
В настоящее время популярны изделия из бисера, из него и будем делать наши украшения.
Для работы понадобятся:
– крепкая нитка или тонкая леска длиной до 1.5 м;
– не слишком мелкий бисер.
Чтобы концы нити можно было без труда продевать сквозь бусинку, можно их сделать жёсткими с помощью клея ПВА или лака для ногтей.
6. Порядок работы над изделием.
Под руководством учителя учащиеся составляют план работы.
– Определение размера изделия.
– Придумывания узора.
– Подбор бисера.
– Изготовление браслета.
– Работа над изделием начинается с определения размера. Размер браслета
определяется меркой обхвата запястья (прием снятия мерки) и от того, будет
браслет с застёжкой или нет. Длина бус выбирается произвольно. Если задумано
сделать короткие бусы, то через голову их не наденешь. Значить, нужно сделать
застёжку.
– Узор создаётся путём чередования бусинок разного цвета. На основе одной и той
же схемы можно получить совершенно разные узоры.
7. Демонстрация приёмов работы.
Учитель показывает приемы низания бисера.
8. Практическая работа.
– Какие традиции надо соблюдать в этой работе? Аккуратность, терпение, добросовестность, правильность, стройность узора в украшении. Его красота зависит от чёткости ритма бусинок.
Определение размера изделия, подбор бисера, плетение изделия по выбранной схеме.
9. Закрепление изученного материала, подведение итогов урока.
Обсуждение выставленных работ, оценка качества изделий.
Приложение. Презентация.
Используемые ресурсы.
- Н.М.Конышева “Технология. Секреты мастерства”. Учебник для 4 класса. Смоленск “Ассоциация 21 века” 2008 год.
- О.В.Павлова “Технология”. Поурочные планы. Волгоград. Издательство “Учитель” 2011 год.
- Интернет ресурсы.