Урок биологии по теме "Как размножаются растения?"

Разделы: Биология


Цель: сформировать у обучающихся понятие о семенном размножении, об образовании и значении плодов и семян.

Задачи:

– знакомство обучающихся с особенностями строения семени растений;
– развитие познавательной деятельности учащихся средствами предмета;
– формирование культуры труда (моделирование с использованием цветной бумаги).

Оборудование: компьютер, семена фасоли, препаровальные иглы, лупа, цветная бумага, ножницы, клей, карточки с заданиями лабораторной работы, учебник Природоведение 5 класс, Т.С.Сухова, презентация (Приложение 2).

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

– Выберите, с каким настроением вы начинаете урок? (На столах у детей карточки с смайликами.) Слайд 1.

2. Актуализация знаний “Интеллектуальная разминка”

– Что мы изучили на прошлом уроке?
– Какие формы размножения мы знаем?
– Что называется бесполым размножением? Зарисуйте схему бесполого размножения. Приведите примеры организмов.
– Что называется половым размножением? Зарисуйте схему полового размножения. Приведите примеры организмов.
– Чем отличается половое размножение от бесполого? Какие клетки участвуют в половом размножении, какие – в бесполом?
– В чем преимущество полового размножения?
– Какие организмы называются гермафродитами? Почему их так назвали? Приведите примеры.
– Давайте составим схему развития организмов. (На столах карточки со схемой развития лягушки и бабочки.) Слайд 2,3.

3. Изучение нового материала

1) – Отгадайте загадку: Дышит, растет,

А ходить не может. (растение)

– Какие признаки жизни растений вы знаете? Слайд 4.
– Сегодня поговорим о развитии и размножении растений. Откройте тетради, запишите число и тему урока “Как размножаются растения?” Слайд 5.
– Вспомните луг весной, пестрящий красивыми цветами такими разными по размеру, аромату, окраске. Но кому нужны эти дивные цветы вдали от человеческого жилья, в глухом лесу или заброшенной степи? Для кого эта красота там, где нет человека? Слайд 6.
– Какую роль в жизни растений играют насекомые? Слайд 7.
– Однажды ученые поставили такой опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетели пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей – ни одной. Значит, насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образоваться плоды и семена.
– Сделаем вывод, какую же работу выполняют насекомые?
– Что образуется на месте цветка ? Слайд 8.
– А зачем плоды нужны самому растению?
– Представьте, что вы хотите вырастить растение на следующий год. Что вам нужно сохранить – сами плоды или их семена?
Давайте рассмотрим семя фасоли. Оно больше всего подходит для наших целей благодаря своему размеру, а также тому, что всем вам оно хорошо знакомо.

4. Лабораторная работа: “Строение семени фасоли”. Слайд 9.

Цель: изучить строение семени фасоли и смоделировать его с помощью цветной бумаги.

Ход работы

1. Рассмотрите семя фасоли. Найдите рубчик (след от прикрепления семени к оболочке плода) и семявход (через который проникает вода).

2. Препаровальной иглой осторожно снимите семенную кожуру.

3. Рассмотрите зародыш. Используя учебник стр 97, найдите две семядоли, корешок, стебелёк и почечку.

4. Смоделируйте семя фасоли, используя цветную бумагу. Слайд 10.

Для выполнения четвёртого задания лабораторной работы потребуется бумага трёх цветов – коричневого (чёрного), жёлтого и зелёного. Из более тёмного цвета вырезаем семенную кожуру (рис 1). Из жёлтой бумаги вырезаем две семядоли, они чуть меньше семенной кожуры (рис. 2). склеиваем семенную кожуру и семядоли внутренними сторонами. Затем вырезаем корешок, стебелёк и почечку (рис.3). Помещаем их между семядолями и приклеиваем. Теперь модель складываем пополам таким образом, чтобы семенная кожура оказалась снаружи.

 

5. Закрепление.

Учащимся предлагаются карточки с небольшим тестом с различным уровнем сложности.

1-й уровень сложности – выбрать вариант ответа.

Утверждение. Ответ
1. Семядоли – это часть зародыша. Да.

Нет.

2. Запасные питательные вещества находятся в стебельке. Да.

Нет.

3. Семенная кожура выполняет защитную роль. Да.

Нет.

4. Семенная кожура – это часть зародыша. Да.

Нет.

2-й уровень сложности – закончить предложение.

1. В семядолях находится ____________________________________________
2. Зародыш семени фасоли состоит из _________________________________
3. Роль семенной кожуры ____________________________________________
4. Из корешка зародыша вырастет _____________________________________

6. Итог урока.

– Итак, расскажите, какое значение имеет посещение насекомыми цветков растений?
Что происходит с цветком после опыления?
Расскажите, что вы узнали о семени?

7. Домашнее задание.

Параграф 26

Творческое задание. Вспомните, в каких сказках встречается упоминание о семенах?

Задание для учеников, интересующихся биологией. Сделать небольшой доклад о различных способах распространения семян.

8. Рефлексия.

– Укажите ваше настроение (учащиеся показывают карточки с смайликами).