Авторский проект семейного клуба "Дом, открытый для гостей"

Разделы: Работа с родителями


...Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости...
Эмиль Золя

Клуб, который создан на базе нашего клуба по месту жительства “Прометей” в городе Нижневартовске, называется “Семейный очаг”, что же это такое? Очаг – устройство для разведения и поддержания огня. (Толковый словарь Ожегова.)

Семейный очаг – это семья, фамилия, дом, род, династия; домашний очаг. (Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.– под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.) Очаг, который был для первобытного человека первой ночью, он ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены – словом, строить дом. В современном мире очаг заменили отопительными батареями, а выражение “родной очаг” – стало обозначать – семью, дом.

Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Раньше к дому и семье относились с большим уважением, семьи на Руси были многодетные и дружные, жили весело, уважали старость, оберегали младость. У каждого из нас есть родные (бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д.), с ними мы связаны незримыми нитями, говорят: “У него крепкие корни”. И тот род силен, который предков помнит и чтит. Родной дом, родные люди, родная семья. Кто может быть дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Слова “отчий дом”, “семья” входят в наше сознание с первых дней жизни. Здесь мы делаем первые шаги, отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддержать в нем тепло, уют, чтобы всем в нем было хорошо, чтоб домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.

Такая организационная форма работы с детьми и родителями, как семейный клуб себя зарекомендовала самым лучшим образом в течение многих лет. Ведь городские семейные клубы впервые в мире были организованы в России, начиная с 1906 года, в Москве, Петербурге.

Проблема: Согласно официальным данным, ежегодно пятьсот тысяч детей России теряют маму или папу, остаются в семье с одним родителем. Конечно, оставшийся в одиночестве (без мужа или без жены) родитель должен уделять больше времени и сил, чтобы просто заработать на жизнь семьи, следовательно, уделяет гораздо меньше внимания и сил воспитанию детей. Дети зеркально отражают досуг взрослых, который потерял свою национальную самобытность, стал духовно бедным, однообразным, с тяготением к массовой культуре. Родители в среднем тратят на участие в досуговых радостях ребенка 1,5 часа в месяц.

У нас в клубе, согласно статистическим данным, у 36 % детей, от общего количества посещающих клуб, (согласно социальному паспорту за 2012–13 учебный год) нет папы или мамы или родители состоят в разводе. Цель создания семейного клуба отвлечь родителей каждодневных забот, отложить все дела и прийти на заседание клуба, посвятить это время своим детям.

Давно известно, что для творчества необходима тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Как важно родителям и педагогам исключить из обихода замечания и осуждения. Мы хотим создать теплую атмосферу в клубе, как для детей, так и для родителей.

Иногда родителям кажется, что дети друзей, соседей, родственников более развиты, более самостоятельны, талантливы. Иногда вызывает сомнение успешность ребёнка по различным предметам, в творчестве, играх со сверстниками. Дадим возможность родителям увидеть успешность их детей.

Цель проекта: Объединить усилия педагогов подросткового клуба и семьи в вопросах творческого воспитания и развития ребёнка через совместное времяпровождение.

Задачи:

  • создание союза равноправных участников воспитательного процесса педагог – ребенок – родитель;
  • способствовать формированию у ребёнка уверенности в себе и своих возможностях,
  • организация и проведение семейного досуга и совместного творчества.

Результат:

  1. Сформирован союз единомышленников педагогов, родителей и детей.
  2. Проведена реклама клуба.
  3. Родители стали помощниками в вопросах полезного досуга.

Критерий эффективности:

  • Реализация плана – проекта “Семейный клуб” в полном объеме, с присутствием детей и родителей (законных представителей).
  • Отзывы родителей и детей о проведенных мероприятиях в СМИ, на странице клуба “Прометей” в Интернете.
  • Инициатива и активность родителей в организации и проведении различных мероприятиях клуба.

Семейный клуб является компонентом воспитательного процесса проводимого педагогами клуба, где родители могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия для создания эмоционального комфорта, интересную и содержательную жизнь дома и вне его.

Срок реализации: 9 месяцев – декабрь 2013 года – август 2014 года.

Управление и кадры: 2 педагога-организатора, Совет клуба.

Результативность: Обществу необходимы люди, которые способны, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Наш проект познакомит всех желающих с новой техникой украшения изделий, даст детям новую форму взаимодействия – родитель – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – педагог.

В августе 2014 года по итогам проекта будет проведена расширенная выставка работ, фотографий мастер-классов, творческих проектов детей и родителей с приглашением всех желающих и СМИ.

За время реализации проекта будут привлечены родители с небольшим достатком, для участия малозатратных формах организации досуга, проводимых детьми и родителями, педагогами. Дети и родители получат возможность увидеть и оценить творческие возможности друг друга. Увеличится количество родителей, активно участвующих в деятельности клуба, к чему мы стремились, разрабатывая проект. Клуб приобретет новых друзей, единомышленников.

Содержание и методы:

В основу нашего проекта положена коллективная творческая деятельность детей, педагогов, родителей. В семейном клубе взрослые люди по отношению к ребенку занимают позицию партнера увлекательном для детей творчестве. В семейном клубе складываются иные отношения между детьми и детьми, взрослыми и взрослыми, детьми и взрослыми, отношения более теплые и дружеские. “Ставеньки” детских душ открыты навстречу взрослым так же широко, как и навстречу сверстникам. Только взрослые знают и умеют гораздо больше, чем сверстники, с ними в сто раз интереснее иметь дело [3].

Встречи в семейном клубе носят неформальный характер. Участниками клуба являются дети подросткового клуба и их родители на добровольной основе. Все участники занимают равноправное положение и одинаково активны. Встречи проходят в декабре, феврале, апреле, июне, завершающий мастер-класс в июле и выставка работ, сделанных за период воплощения проекта – в августе. Обязательной является рефлексия совместной деятельности – по итогам обсуждение проведенного мероприятия. Сотворчество детей и взрослых – вот основной принцип нашего проекта, совместная деятельность позволит найти эффективные пути сотрудничества педагога и родителей.

Одним из преимуществ клуба является его доступность для льготных категорий семей. По данным опроса в 2012 году, детей, посещающих клуб 44 %, относятся к льготной категории (многодетные семьи, где 3 и более детей, родители в разводе или мама воспитывает одна ребенка так называемая мать – одиночка, где мама или папа умерли, бабушки и дедушка являются опекунами, малообеспеченные семьи, где по каким-то причинам один из родителей не работает, в семье есть дети – инвалиды). Именно эту категорию родителей и детей мы бы хотели привлечь на наши мастер-классы.


Рис. 1

По данным опроса 112 детей в 2010 году 41% детей (46 семей), посещающих клуб, из неполных, малообеспеченных, многодетных семей, посещают клуб дети – инвалиды (по слуху), в 2011 году 98 детей – (35 семей) – 36%, в 2012 году 108 детей – (48 семей) – 44 %.

В современном мире пользуется спросом все нетрадиционное и неординарное, именно поэтому мы предлагаем освоить родителям и детям новый вид творчества – декупаж. Это аппликация – покрытая лаком, и выглядит она, как роспись. Наверное, это самый легкий способ добиться потрясающего результата, создавая уникальные, эффектные предметы своими руками, освоить которую могут многие. Слово decoupage французского происхождения, обозначает “вырезать”. Следовательно, техника декупажа – техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов. Такая техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII веке, именно они сделали тонкую красочную бумагу и стали украшать с ее помощью различные предметы. В Европу эта интересный метод декорирования пришел в XVII-XVIII веках вместе с красивой лаковой китайской мебелью, когда там появилась мода на “Восток”. Продавцы не могли удовлетворить огромный спрос, и началось производство подделок. И техника декупажа распространилась по всей Европе. Новое течение ничем не уступало китайской технике. Декупаж использовали в своих работах даже знаменитые художники, такие как Матисс и Пикассо. В настоящее время самым популярным материалом стали трехслойные салфетки, поэтому во многих языках декупаж получил название – салфеточная техника [1]. Мы предлагаем родителям с детьми, бабушкам с внуками, тетям с племянницами, сестрам с сестренками или братиками освоить эту несложную технику и изготовить работы своими руками.

Мастер-классы по художественному творчеству родителей и детей, где идет тесное общение и взаимообмен мнением, позволяет родителям понять всю хрупкость и ранимость души ребенка. Оказываясь в ситуации творческого процесса, взрослые сами начинают испытывать чувство сомнения: получится или нет? Как лучше сделать? Что еще придумать? Какие средства и материалы выбрать? Переживания ребенка становятся им ближе и его более понятными.

Делая что-то своими руками, мы отражаем в этих вещах свои вкусы и свои взгляды, свое видение разных предметов. Мы предлагаем взрослым сделать подарок себе, а именно подарить себе великолепную возможность погрузиться в мир творчества, собственных фантазий и воображения, и воплотить все это в милых вещицах, безделушках, подарках, которые потом с радостью можно украсить свой дом или преподнести своим родным и близким людям. Два разных человека, посещая один и тот же мастер-класс, сделают две совершенно разные вещи, в которых каждый по-своему выразит свою индивидуальность и свой оригинальный взгляд на мир.

Исходя их возможностей кабинета, одновременно могут прийти на заседание клуба 9 семей (мама + ребенок, папа + ребенок, бабушка, дедушка + ребенок и т.д.). Встречи в рамках проекта планируем в декабре, феврале, апреле, июне, а в июле провести мастер – класс во дворе нашего клуба, где можно приобщить к нашему творчеству всех желающих. Для этого мы вынесем парты, все необходимые материалы и пригласим желающих принять участие, чаще всего это дворовые дети и их мамы или бабушки. В августе мы планируем провести выставку всех работ, сделанных родителями, педагогами, родителями во дворе.

План мероприятий

Месяц Практическое воплощение Ответственный
Декабрь Рождество. История праздника Слайдовая презентация о декупаже. Открытки “С Новым годом!” в технике декупаж, рождественские украшения, рождественские сувениры и подарки в технике декупаж. рис1.JPG, рис2.JPG, рис3.JPG, рис4.JPG Педагоги клуба, воспитанники клуба, родители
Февраль День Святого Валентина. История праздника. Кухонные досочки или фоторамки в технике декупаж. рис5.JPG Педагоги клуба, воспитанники клуба, родители
Апрель Православная Пасха. Настенные часы в технике декупаж. рис6.JPG, рис7.JPG Педагоги клуба, воспитанники клуба, родители
Июнь День Защиты детей. Карандашницы, вазочки из бросового материала, украшенные в технике декупаж. Педагоги клуба, воспитанники клуба, родители
Июль День семьи, любви и верности (День Петра и Февронии). Мастер – класс для жителей микрорайона во дворе клуба. Педагоги клуба, воспитанники клуба, Совет клуба, родители
Август Итоговая выставка на улице, приглашение СМИ, участников проекта, жителей микрорайона. Педагоги клуба, воспитанники клуба, родители

План – карта действий по подготовке к реализации проекта:

  • Сбор информации о потребностях в социальном проекте, обдумывание.
  • Написание проекта.
  • Предъявление проекта Совету клуба, детям, родителям.
  • Выбор координационного Совета из числа детей и родителей.
  • Выпуск рекламных листовок о проводимых мероприятиях в рамках проекта.

Востребованность можно отследить по количеству участников, по показателю общественного мнения (популярность проекта, социальный эффект, заинтересованность родителей, желание продолжать отклик в СМИ).

Бюджет проекта:

Наименование Количество Цена
Кисти 10 шт. 20,00 200,00
Картон 10 шт. 50,00 500,00
Пастель 1 шт. 150,00 150,00
Грунт или белая акриловая краска 1 шт. 200,00 200,00
Бумага для черчения 10 шт. 75,00 750,00
Клей ПВА, 3 кг. 1 шт. 300,00 300,00
Салфетки разной тематики 10 шт. 55,00 550,00
Акриловые краски 2 шт. 190,00 360,00
Файлы 50 шт. 2,00 100,00
Заготовки для часов 10 шт. 200,00 2000,00
Фоторамки 10 шт. 100,00 1000,00
Шары пластмассовые прозрачные 10 шт. 150,00 1500,00
Стенды 2 шт. 7000,00 14000,00
Итого 21 610,00

Интернет-ссылки:

  1. http://www.arshobby.ru/ideas/articles/595/31353/
  2. http://dcpg.ru/
  3. http://vashpsixolog.ru