Любовь к детям – одно из благороднейших чувств, которое озаряет светом радости жизнь семьи, помогает родителям легче переживать печали и горести. Согретые любовью и лаской родителей, дети растут приветливые, у них развиваются уверенность в своих силах, жизнерадостность, чувство собственного достоинства.
Любовь к детям проявляется, прежде всего, в понимании их интересов, запросов, чутком отношении к их внутреннему миру, устремлениям, планам, пусть не всегда разумным и обоснованным. Любящие отец и мать не погасят романтические мечты своих детей грубым окриком или холодным безразличием.
В народе справедливо говорят: “Птица не может летать без крыльев, человек не может жить без доверия”. Доверие окрыляет человека, придаёт ему уверенность в себе, порождает у него энергию и бодрость. Но особенно нуждаются в доверии и чуткости со стороны взрослых дети, подростки, юноши и девушки. Они тянутся к взрослым, надеясь получить у них ответы на свои вопросы, встретить внимание, сердечную заботу, поддержку.
Мои ошибки и неудачи родителей в воспитании происходят именно потому, что они рассматривают детей не только как объект воспитания, поучают их, наказывают, предъявляют к ним чрезмерные требования. Нередко это ведёт к унижению достоинства ребёнка, невниманию к его чувствам, переживаниям. А в итоге – грубые, порой непоправимые просчёты в воспитании.
Приведу такой пример. Любящая бабушка из “педагогических соображений” решила наказать внучку за полученную накануне “2” и решила её послать в школу в самом стареньком платье. Девочка плакала, упрашивала разрешить ей надеть школьную форму, но бабушка была непреклонна. Ей казалось, что она воспитывает внучку, а на самом деле только унижала её. Что же, эта бабушка не любит свою внучку? В том-то и дело, что любит и хочет ей добра. Она горячо желает, чтобы девочка не получала больше двоек. Но в применённом ею способе отсутствуют уважение к ребёнку, стремление понять его переживания.
Любовь и требовательность к детям неразрывно связаны с уважением и доверием к ним. Следует помнить слова А.С.Макаренко: “ …дети – это живые жизни и жизни прекрасные, и поэтому нужно относиться к ним, как к товарищам и гражданам, нужно видеть и уважать их права и обязанности, право на радость и обязанность ответственности”.
Когда мы говорим, что любовь – творец всего прекрасного в человеке, мы имеем в виду такое чувство, которое закаляет, а не ослабевает ребёнка, возвышает его представления о мире, а не принижает их до уровня мещанских и обывательских взглядов, учит жить для людей и видеть в этом своё высшее счастье.
Родительская любовь должна быть взыскательной и требовательной, без слезливой сентиментальности и всепрощения, без жертвоприношений со стороны родителей.
“Нам не нужны люди, воспитанные на молчаливом подвиге матерей, обкормленные их бесконечным жертвоприношением…– справедливо говорил А.С.Макаренко. – За неимением других самодуров и поработителей эти матери сами их изготовляют…из собственных детей”.
Нет ничего более опасного и страшного для семьи и общества, чем растить детей за счёт материнского или отцовского счастья.
Настоящая родительская любовь формирует у детей благородное чувство заботы о том, чтобы всегда, как только возможно, облегчить отцу и матери их труд по устройству семейной жизни и быта, доставить им радость.
Вместе с чувством привязанности к матери и отцу, к семье, с умением заботливо относиться к родным, уважать их приходит к ребёнку потребность быть чутким и внимательным ко всем людям. У него возникает уверенность в том, что он никогда не останется один, что в трудные минуты рядом появятся друзья и обязательно помогут.
Чем больше дети станут думать о родительском счастье, чем чаще у них будет появляться желание удовлетворить запросы родителей за счёт своих собственных потребностей, тем прочнее укоренятся в них черты человечности.
Такое сильное и светлое чувство, как родительская любовь, в интересах счастья и будущего детей нуждается в разумных проявлениях.
Чувство меры и строгости.
Не менее важно родителям проявлять чувство меры и строгости. Иначе в семье возникают серьёзные осложнения.
Некоторые родители, признавая необходимым проявить чувство меры в любви к детям, считают вместе с тем, что, если иногда нарушается мера строгости, это не вредит их воспитанию. К сожалению, семей, где уважение к родителям держится на страхе, угрозе, ремне, встречается немало. Сурово осуждая таких родителей, В.Г.Белинский писал: “Как грубо ошибаются многие, даже лучшие из отцов, которые почитают необходимым разделять себя с детьми строгостью, суровостью, недоступной важностью””. Они думают этим возбудить к себе в детях уважение, и в самом деле возбуждают его, но уважение холодное, боязливое, трепетное, и тем отвращают их от себя и невольно приучают к скрытности и лживости…
Знание ребёнка, умение разобраться во всех движениях детской души – важнейшее условие успешного воспитания. Нет сомнения в том, всякое проявление неумеренности в отношениях родителей с детьми представляет собой нарушение педагогического такта. Оно связано, прежде всего, с неумением понять мотивы поведения детей. Поэтому часто самые лучшие, благородные порывы, которыми руководствуются подростки, юноши и девушки воспринимаются родителями неправильно, поступок отождествляется ими с проступком, добрые намерения рассматриваются как злой умысел.
Приведу пример: Походя к дому, Николай Петрович В. Увидел своего 15-летнего сына Олега, гневно размахивавшего перед носом какого-то паренька. Не разобравшись, в чём дело, отец обрушился на сына: “Хулиган! Немедленно домой!” Олег пытался объяснить отцу, что защищал малыша, у которого этот “верзила” порвал бумажного змея. Николай Петрович, не выслушав сына, приказал ему немедленно отправляться домой. Огорчённый Олег с тоской думал о несправедливости отца, который часто говорил о смелости и благородстве, необходимости защищать слабых, а тут не захотел понять его.
Николай Петрович не потрудился выяснить мотивы поведения сына и нанёс ему оскорбление. Кроме того, у подростка появилось сомнение в справедливости отца.
Другой пример: Несколько сельских ребят, собравшись вместе, говорили о смелых людях. Андрей С. Похвастался, что сумеет на всём скаку остановить лошадь. Скоро ему представился случай доказать это на деле. Увидев скачущую лошадь, он бросился наперерез и действительно остановил её. Это увидел его отец. Встревоженный, он подбежал к сыну и, убедившись, что тот цел и невредим, ни слова не сказав, ушёл. Вечером дома отец протянул сыну книгу Н.Островского “Рождённые бурей” и сказал: “Прочитай вот здесь”. В эпизоде, указанном отцом, рассказывалось о том, как герой романа, не раздумывая, бросился наперерез бешено скачущим лошадям, чтобы спасти жизнь людям, которым грозила гибель. Андрею стало ясно, как далёк его поступок от настоящего подвига во имя спасения жизни людей. Так умело и тактично объяснил отец сыну никчёмность его риска. Он не смог это сделать потому, что понял действительно мотив поступка сына – стремление проявить смелость.
Нежелание изучать мотивы поведения детей, догматическое отношение к постановке перед ними требований, без учёта изменений, происходящих с возрастом их жизни – часто приводят к серьёзным конфликтам между родителями и детьми, к глубоким переживаниям тех и других.
Мать держала 16-летнего Игоря в большой строгости. Установив для сына определённый режим, она требовала его точного исполнения. Однажды юноша пришёл не в 22.00, как было установлено, а в половине двенадцатого. Мать заподозрила, что сын попал в плохую компанию. Не говоря ни слова, она ударила сына по лицу. Игорь был потрясён этим до глубины души.
Так иногда взгляд на детей как объект воспитания, невнимание к их возрастным изменениям приводят к грубым ошибкам. В результате родители надолго, а в отдельных случаях и навсегда могут потерять искреннюю любовь и уважение детей к себе.
Уважение к личности ребёнка, не подкреплённое требовательностью к нему, легко может перерасти в заласкивание. Дело нередко кончается тем, что родители попадают в зависимость от капризов и прихотей своих детей.
Пагубно действуют на детей, как сентиментальное сюсюканье, так и нервозные окрики. Все эти свидетельства родительской беспомощности и полного педагогического такта.
Педагогический такт есть не что иное, как хорошо развитое чувство меры ласковости и строгости, доброты и требовательности. Именно такое понимание педагогического такта находим мы у К.Д.Ушинского. Он писал, что в работе воспитателя “должны царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, доброта без слабости, справедливость без придирчивости, ласковость без приторности, порядок без педантизма и, главное, постоянна разумная деятельность”.
Педагогический такт является существенной и ограниченной частью педагогического мастерства, которым вполне может быть и должен овладеть каждый родитель. Вовремя сказанное слово осуждения или одобрения. Веское и нужное именно в данный момент, верно найденная интонация голоса, соответствующее выражение лица, наконец, правильный жест – все эти внешние проявления педагогического такта имеют немаловажное значение для успеха воспитательного воздействия на детей.
В тоне родительского распоряжения не должно быть злости, раздражения, крика. Но ребёнку важно почувствовать в нём требование, не выполнить которое нельзя. Тон требований, с которыми родители обращаются к детям, должен отличаться богатством и определённостью выражения чувств, “начиная от тона директивы и перехода к тонам совета, указания, иронии, сарказма, просьбы и намёка” (Макаренко). Это значит, что тон требований, предъявляемых родителями к ребёнку, в конкретном случае должен соответствовать обстановке, характеру поступка и. конечно, учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Если, например, сын нечаянно разбил или поломал дорогую вещь, то родители выражают огорчение, говорят о необходимости быть осторожнее с вещами. Сдержанный, но в то же время проникнутый глубоким чувством огорчения разговор родителей с ребёнком произведёт на него более глубокое и сильное впечатление, чем истеричные крики и угрозы.
Не правы те родители, которые считают, что требования к детям всегда ровным, спокойным голосом. В связи с этим следует напомнить мысль А.С.Макаренко о праве воспитателя на гнев. Протестуя против “ровного” голоса, скрывающего истинные чувства воспитателя, он писал: “Я считаю, что педагог должен быть весел, бодр, а когда не то делается, должен и прикрикнуть, чтобы чувствовали, что если я сердит, так сердит по-настоящему, а не так что – не то сердится, не то педагогическую мораль разводит”.
Любовь и строгость в их правильном соотношении – сильные, действенные средства воспитания детей в семье. Они помогут родителям так воспитать своих детей, чтобы вырос хороший труженик, честный гражданин Отечества, патриот и достойный человек.
Литература:
- А.С.Макаренко “О воспитании”.
- З. Рявкин “Воспитание школьников”.