Введение: В нашей школе в конце учебного года проводиться логопедическая неделя, в которой принимают участие все учащиеся с 1 по 5 класс. Данное занятие проводится в дни логопедической недели с учащимися 1 класса.
Цель: Закрепление знаний учащихся.
Задачи.
Обучающие:
- Закреплять умение классифицировать предметы по общему признаку.
- Формировать умение составлять правильно лексико-грамматические конструкции.
- Закреплять навыки словообразования.
Развивающие:
- Развивать фонетико-фонематическое восприятие.
- Развивать словарный запас.
- Развивать высшие психические функции.
- Тренировать четкое произношение звуков.
- Развивать зрительно-слуховое внимание.
Воспитывающие
- Развивать коммуникативные способности.
- Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.
- Воспитывать познавательный интерес.
Тип занятия: закрепление полученных знаний.
Форма занятия: проблемно-диалогическая игра – путешествие.
На занятии использованы элементы современных педагогических технологий:
- игровая (занятие построено в форме игры–путешествия);
- личностно-ориентированная (используется индивидуальная работа);
- проблемное обучение (частично-поисковая деятельность);
- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физкультминутки).
На данном занятии прослеживаются межпредметные связи с чтением, окружающим миром, обучением грамоте.
Принципы: наглядность, доступность. Принципы систематичности и последовательности реализуются через переходы от простого к сложному.
Технические особенности урока: Данный урок включает в себя компьютерную презентацию. ИКТ используется как средство наглядности вместе со словом, т.е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.
Планируемые результаты
Регулятивные УУД:
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- планировать решение учебной задачи;
- выполнять правильное деление на слоги;
- различать гласные и согласные звуки;
- различать звуки по мягкости-твердости;
- правильно согласовывать слова в предложениях;
- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
- жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
- совместной работы группы.
Коммуникативные УУД:
- доводить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или
- письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе и следовать им;
Личностные УУД:
- проявлять интерес к заданию;
- проявлять интерес к способу решения и общему способу действия;
- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха или
- неуспеха в выполнении задания.
Оборудование и материалы:
- Компьютер, мультимедиа проектор.
- Аудиозаписи с различными звуками и голосами диктора (приложение 1,8).
- Билеты на каждого учащегося, с указанием номера купе и места, на обратной стороне каждого билета нарисованы солнышко и тучка (приложение 2).
- Раздаточный материал с заданиями (приложение 3, 4, 5, 6).
- Презентация “Экскурсия по городу” (приложение 7).
- Круги из картона красного, желтого и зеленого цвета для имитации светофора.
Подготовка класса: расставить столы перед доской полукругом, у каждого стола по 4 стула, на столах таблички с номерами купе, на стульях – с номерами мест.
Организационный момент.
Логопед: “Сегодня мы отправимся в путешествие и посетим город Словоград.
Скажите, пожалуйста, на каком транспорте можно путешествовать?”
(Ответы детей: на машине, не поезде, на самолете, на автобусе)
Логопед: “Мы с вами отправимся путешествовать на поезде. Откуда отправляются поезда?” (Ответ детей: с вокзала) “Вот мы с вами и оказались на вокзале. Скажите, что вы должны иметь, чтобы вас пустили в поезд?” (Ответ детей: билет) “Чтобы получить свой билет вам надо выполнить мое задание”.
Дети получают билеты за правильный ответ на вопрос и занимают места согласно полученным билетам по 4 человека в купе, образуя команды. Ребенок выполняет одно из заданий. (Приложение 2)
Задания.
Назови слово, в котором:
- первый звук гласный,
- первый звук мягкий согласный,
- первый звук твердый согласный,
- первый звук согласный.
Дети занимают свои места согласно билету.
Логопед: “Не теряйте свои билеты до конца нашего путешествия”.
Ход занятия
Аудиозапись голоса диктора: “До отправления поезда осталось 5 минут”. (Приложение 1)
Логопед: “На вокзале много разных звуков. Мы сейчас проверим, сможете ли вы определить, что сейчас будет шуметь”.
1) Дидактическая игра “Что шумит?”
По очереди каждая команда прослушивает разные шумы города (шум трамвая, самолета, шум машины, шум проходящих людей, шум мотоцикла) и определяет их принадлежность. (№№ 1, 13, 15, 16, 19, 20, 23, 25, 26, 33, 34, 37 с аудиодиска Звуки, голоса и шумы окружающего мира).
Логопед: “Молодцы! Отлично справились с заданием. Мы с вами собрались в путешествие, а что нам нужно взять с собой?” (Ответы детей: чемоданы и сумки с вещами.) “Давайте проверим все ли вещи мы взяли”.
2) Дидактическая игра “Собираем чемодан”. (Приложение 3)
Каждая команда получает листок, на котором изображены разные виды одежды. Детям необходимо разложить вещи в сумку или чемодан, определив количество слогов в названии одежды. В сумку необходимо уложить вещи, в названии которых 2 слога, в чемодан – вещи, в названии которых 3 слога.
Логопед: “Молодцы! Отлично справились с заданием. Всё необходимое взяли. И мы с вами отправляемся в путешествие. Наш поезд набирает скорость, и мы выезжаем из города.”
3) Дидактическая игра “Живое и маленькое”.
Логопед: “Поднимите руку, кто любит смотреть в окно? (Дети поднимают руки.) Мы с вами будем смотреть в окно. Я буду называть то, что мы проезжаем, а вы, если услышите, что я назову маленькое и живое, хлопните в ладоши”.
Логопед называет по очереди каждой команде по 4 предмета.
Муравей, корова, дерево, птица, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, гора, пчела, пушинка, дверь, оса, озеро, море, изюм, поле, комар.
Логопед: “Вы хорошо справились с заданием. Вы очень внимательные. Наш поезд въезжает в город Словоград. И я вас приглашаю сесть в автобус, и отправится на экскурсию по городу”.
4) Физкультминутка.
Все дети встают в круг и выполняют движения по стихотворению за педагогом:
Мы в автобус дружно сели (Присаживаются на корточки и встают.)
Вправо влево посмотрели. (Смотрят вправо и влево.)
Тут шофер педаль нажал, (Имитируют нажатие педали.)
И автобус побежал. (Медленно бегут по кругу друг за другом пока не увидят красный сигнал светофора.)
Повторить 2–3 раза.
Логопед: “Мы продолжаем нашу экскурсию. Теперь нам предстоит совершить пешеходную экскурсию по городу и познакомиться с его достопримечательностями. (дети группируются по своим командам).
5) Дидактическая игра “Чего много в городе”.
Логопед: “Посмотрите на экран, я назову одну достопримечательность, но их в городе много. Вам нужно будет сказать чего в городе много”. (Приложение 4)
Логопед | Ответы детей: |
Красивый фонтан. | В городе много красивых фонтанов. |
Высотное здание. | В городе много высотных зданий. |
Детская площадка. | В городе много детских площадок. |
Большой стадион. | В городе много больших стадионов. |
Широкий проспект. | В городе много широких проспектов. |
Тенистый парк. | В городе много тенистых парков. |
Жилой дом. | В городе много жилых домов. |
Цветочная клумба. | В городе много цветочных клумб. |
Многолюдный вокзал. | В городе много многолюдных вокзалов. |
Новая школа. | В городе много новых школ. |
Плавательный бассейн. | В городе много плавательных бассейнов. |
Оживленный перекресток. | В городе много оживленных перекрестков. |
Городская площадь. | В городе много городских площадей. |
Интересный музей. | В городе много интересных музеев. |
Красивый мост. | В городе много красивых мостов. |
Теннисный корт. | В городе много теннисных кортов. |
Открытый каток. | В городе много открытых катков. |
Узкий переулок. | В городе много узких переулков. |
Зеленый бульвар. | В городе много зеленых бульваров. |
Большой магазин. | В городе много больших магазинов. |
Логопед: “Наша экскурсия подходит к концу. Жители Словограда подготовили для вас памятный подарок, но получите вы его только после того, как выполните задание словоградцев.
6) Дидактическая игра “Придумай слово”. (Приложение 5)
Представители каждой команды получают карточку, на которой написан слог. Логопед: “ Вы должны придумать как можно больше слов со слогом, который указан на вашей карточке”.
Дети получают карточки со слогами: СА, ЖИ, ШИ, ЧА, РА, ЛА и придумывают слова.
Логопед: “ Наша экскурсия по городу завершена. Словоградцы просиди вам передать на память об этой экскурсии памятные закладки”.
Логопед вручает детям закладки. (Приложение 6)
Логопед: “ Теперь нам надо отправляться в обратный путь, но для этого нам надо найти наш поезд”.
7) Дидактическая игра “Найди два одинаковых паровоза”. (Приложение 7)
Логопед: “ Из шести представленных паровозов, вам надо найти два одинаковых и тогда вы сможете вернуться в свой вагон”.
Дети занимают места в вагонах.
Подведение итог.
Аудиозапись голоса диктора: “На первый путь пребывает поезд Словоград-Москва”. (Приложение 8)
Логопед: “Наше путешествие заканчивается. Мы вернулись в Москву. Мы с вами совершили увлекательное путешествие, и я надеюсь, что оно вам понравилось”.
Рефлексия.
Логопед: “Сейчас я вас попрошу, оценить свою работу. Если вы были активны во время путешествия, старались выполнять задания, поднимите солнышко, если вам было тяжело выполнять задание, или вы мешали команде, поднимите тучку.
– Ребята! Вы молодцы! Вы очень хорошо выполняли все задания. Я надеюсь, что мы еще ни один раз совершим такие же увлекательные путешествия”.
Литература:
- Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения. Серия Готовимся к школе по интенсивной методике. ЭКСМО, 2007 г.
- Веселый калейдоскоп. Игровая книжка-расскраска. В. Милейко., Лениздат., 1988.
- Аудиодиск. Звуки, голоса и шумы окружающего мира. Выпуск 2. Музыка, театр, дети. “ВЕСТЬ-ТДА”, Москва, 2004 г.