Программа по самообразованию учителя химии

Разделы: Химия


Введение.

Если проследить исторический путь химической науки, то можно убедиться, что в ее развитии огромная роль принадлежит эксперименту. Все значимые теоретические открытия в химии являются результатом обобщения большого числа экспериментальных фактов. Познание природы веществ достигается с помощью эксперимента, он помогает раскрывать взаимосвязи и взаимозависимости между ними.
Если эксперимент имеет такое важное значение в химической науке, то и при обучении основам этой науки в школе ему принадлежит не меньшая роль. Формирование представлений и понятий о веществах и их превращениях в курсе химии, а на основе этого и теоретических обобщений невозможно без конкретного наблюдения за этими веществами и без химического эксперимента. В то же время для объяснения сущности наблюдаемых химических явлений и процессов, протекающих в ходе выполнения химического эксперимента, от учащихся требуется глубокое знание законов и теорий. Кроме того, химический эксперимент играет важную роль в формировании умений и навыков для проведения опытов и соблюдению правил при их выполнении не меньшую роль играют правила техники безопасности.
Следовательно, только в тесном взаимодействии эксперимента и теории в учебно-воспитательном процессе можно достигнуть высокого качества знаний учащихся по химии.
Химический эксперимент следует рассматривать как процесс, включающий в себя две активно действующие стороны – преподаватель и ученик. В этой связи химический эксперимент в ходе обучения можно рассматривать как творческую деятельность преподавателя, направленную на “вооружение” учеников определенной системой знаний, умений и навыков, и как познавательную деятельность учащихся, направленную на овладение системой знаний, умений и навыков. В первом случае ученик выступает как объект, на который воздействуют, во втором – как субъект, связывающий оба вида деятельности. Только так ученик в состоянии проникнуть в суть химических явлений и процессов, освоить их на уровне общих закономерностей, ведущих идей и теорий и использовать полученные знания для дальнейшего познания предмета химии.
Внутренняя взаимосвязь деятельности преподавателя и учащихся в процессе химического эксперимента позволит организовать процесс познания химии не на уровне описательного ознакомления с явлениями и процессами, а на уровне овладения их сущностью, объяснения причинно-следственных связей между ними с позиций современной химической науки.

Глава I. Химический эксперимент в процессе обучения химии.

§ 1.1. Химический эксперимент как источник познания. (Приложение 1)

§ 1.2. Виды химического эксперимента. (Приложение 2)

Глава 2. Вопросы организации химического эксперимента.

Качество и эффективность химического эксперимента зависят от подготовки и организации его преподавателем и подготовленности учащихся.

§ 2.1.Подготовка химического эксперимента преподавателем. (Приложение  3)

§ 2.2. Подготовка учащихся к выполнению химического эксперимента

(Приложение 4)

Глава 3. Химический эксперимент и правила техники безопасности.

(Приложение 5)

Рассмотрим одну из практических работ, проводимую в 8 классе.

(Приложение 6)

Практическая работа 1.

Обращение с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. Изучение строения пламени.

Заключение.

Образовательные, воспитательные, развивающие цели в педагогическом процессе достигаются разными способами, и одним из них, наиболее эффективным, является активное познание. В области химии это предполагает работу учащихся в процессе ученического эксперимента различных видов на уроке и вне его. Правильно поставленный ученический эксперимент играет огромную роль в изучении, понимании данного предмета, придавая ему наглядность, яркость, возбуждая познавательный интерес и обеспечивая активное включение учащихся в учебно-познавательный процесс. Данный вид деятельности необходим для реализации триединой цели образовательного процесса.

Химический эксперимент – это не только источник познания, но и средство воспитания учащихся. Любое познание начинается с ощущения, восприятия конкретных предметов, явлений, процессов и переходит затем к обобщению и абстрагированию. Научное понятие должно обосновываться практически. Используя различные виды химического эксперимента, преподаватель учит конкретизировать теоретические знания, а учащиеся, в свою очередь, “наполняют” усвоенные химические понятия живым конкретным содержанием. Химические эксперимент способствует развитию самостоятельности, повышает интерес к химии, так как в процессе его выполнения учащиеся убеждаются не только в практической значимости такой работы, но и имеют возможность творчески применять свои знания. В процессе выполнения химического эксперимента так же затрагивается и вопрос техники безопасности, являющейся неотъемлемой частью жизни человека. Ведь от правильного соблюдения правил зависит не только жизнь самого ученика, а в дальнейшем и взрослого человека, так и жизнь окружающих его людей. Ведь согласитесь, про многократное повторение из урока в урок этих правил человек волей неволей их запоминает и может так случиться, что в экстремальной ситуации именно они и спасут ему жизнь. Велика роль химического эксперимента в развитии мышления и умственной активности учащихся вместе с соблюдение правил по технике безопасности, так как ведущую роль в умственном развитии играет теория в единстве с экспериментом.

Список литературы.

  1. Чернобельская Г.М. Основы методики преподавания химии. Москва, Просвещение, 1987.
  2. Ходаков Ю.В., Эпштейн Д.А., Глориозов П.А. и др. Преподавание неорганической химии в 8 классе. Москва, Просвещение, 1988 г.
  3. Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии. Пособие для учителей. Москва, Просвещение, 1988.
  4. Вивюрский В.Я. Эксперимент по химии. М., 1980.
  5. Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе (Библиотека учителя химии). М., 1987.
  6. Злотников Э.Г. Химический эксперимент в условиях развивающего обучения. Химия в школе, 2001, № 1.