Цели урока:
Учебные:
- изучить строение молекул оксидов углерода и кремния;
- изучить кислотно-основные свойства и окислительно-восстановительные свойства этих оксидов.
Развивающие
- развитие познавательного интереса к предмету
- развитие информационной и коммуникативной компетентностей
- развитие критического мышления, умения выделять наиболее значимый материал
Воспитательные:
- развивать умение работать в коллективе, сформировать у учащихся способность к адекватному самоконтролю и самооценке.
Форма организации учащихся: индивидуальная и групповая
Ход урока
1. Проверка домашнего задания (стр. 90 № 8)
2. Обсуждение нового материала.
(При обсуждении нового материала нужно максимально привлекать знания учащихся по этому материалу, т.к. в процессе обучения они достаточно часто встречались с этими соединениями) По параграфам 26-27, 31 ученики, предварительно поделившись на три группы, самостоятельно заполняют следующую таблицу:
критерии сравнивания | СО | СО2 | SiO2 |
Молярная масса | |||
Вид химической связи | |||
Строение молекулы | |||
Тип кристаллической решетки | |||
Степень окисления | |||
Воздействие на организм | |||
Проявление кислотных свойств | |||
Проявление окислительно-восстановительных свойств | |||
Получение | |||
Применение |
Для облегчения заполнения последних пунктов, учащимся показываются просмотреть следующие опыты:
- при помощи аппарата Киппа, через газоотводную трубку, большой сосуд наполняем углекислым газом, предварительно в нем, при помощи проволоки закрепляем свечки на разной высоте. Свечи начинают гаснуть постепенно, начиная с нижней. Дети должны сделать вывод, что углекислый газ тяжелее воздуха и начинает заполнять сосуд снизу.
- в следующем опыте мы пропускаем углекислый газ через раствор гидроксида кальция, в результате чего он мутнеет. Учащиеся записывают уравнение реакции: Са(ОН)2+СО2=СаСО3+Н2О.
- в колбу, наполненную углекислым газом, опустили зажженную магниевую ленту, лента продолжает гореть. Ученики составляют уравнение реакции: 2Mg+CO2=C+2MgO. Т.е. оксид углерода (IV)проявляет слабые окислительные свойства.
После заполнения таблицы, из каждой группы выходит по одному ученику и на оценку заполняют аналогичную таблицу на доске. Другие группы переносят недостающее содержимое в свой конспект.
Если образовалась пауза при заполнении таблицы около доски, то все остальные учащиеся выполняют на задание №17, стр. 90 (учебник Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман “Химия 9 класс”) самостоятельно. Данная работа проверяется на месте у одного ученика.
В качестве закрепления учащимся можно предложить экспресс-тест, который раскладывается на край парты до урока. Ключ к тесту пишется на доске заранее, после написания теста (5минут), происходит взаимная самопроверка.
Ключ: I и II варианты-1.а; 2.б; 3.б; 4.а; 5. а
Вариант 1.
1. Степень окисления углерода увеличивается в ряду соединений, формулы которых:
а) СаС2, СО, СО2
б) СН4, С, ССl4
в) Na2CO3, CO,CF4
2. Алмаз имеет кристаллическую решетку:
а) ионную
б) атомную
в) молекулярную
3. Число электронов в атоме углерода равно:
а) 7
б) 6
в) 12
4. В молекуле углекислого газа химическая связь:
а) ковалентная полярная
б) ионная
в) водородная
5. Углерод проявляет свойства окислителя в реакции с
а) водородом
б) кислородом
в)углекислым газом.
Вариант 2.
1. Число неспаренных электронов у атома углерода в возбужденном состоянии равно:
а) 4
б)2
в)6
2. Аллотропным видоизменением углерода является каждое из веществ:
а) карбин и угарный газ
б) алмаз и графит
в) графит и углекислый газ
3. Для получения углекислого газа в лаборатории обычно используют реакцию:
а) термического разложения мрамора
б) взаимодействие мрамора с соляной кислотой.
в) горение угля.
4. Химическая связь в молекуле оксида углерода (II)
а) ковалентная полярная и донорно-акцепторный механизм
б) ионная
в) ковалентная полярная
5. По своим химическим свойствам оксид углерода (II) является:
а) восстановителем
б) окислителем
в) не вступает в химические реакции.
Домашнее задание: параграфы 26, 27, 31 стр.91 № 1*