Оксиды углерода и кремния

Разделы: Химия


Цели урока:

Учебные:

  • изучить строение молекул оксидов углерода и кремния;
  • изучить кислотно-основные свойства и окислительно-восстановительные свойства этих оксидов.

Развивающие

  • развитие познавательного интереса к предмету
  • развитие информационной и коммуникативной компетентностей
  • развитие критического мышления, умения выделять наиболее значимый материал

Воспитательные:

  • развивать умение работать в коллективе, сформировать у учащихся способность к адекватному самоконтролю и самооценке.

Форма организации учащихся: индивидуальная и групповая

Ход урока

1. Проверка домашнего задания (стр. 90 № 8)

2. Обсуждение нового материала.

(При обсуждении нового материала нужно максимально привлекать знания учащихся по этому материалу, т.к. в процессе обучения они достаточно часто встречались с этими соединениями) По параграфам 26-27, 31 ученики, предварительно поделившись на три группы, самостоятельно заполняют следующую таблицу:

критерии сравнивания СО СО2 SiO2
Молярная масса      
Вид химической связи      
Строение молекулы      
Тип кристаллической решетки      
Степень окисления      
Воздействие на организм      
Проявление кислотных свойств      
Проявление окислительно-восстановительных свойств      
Получение      
Применение      

Для облегчения заполнения последних пунктов, учащимся показываются просмотреть следующие опыты:

- при помощи аппарата Киппа, через газоотводную трубку, большой сосуд наполняем углекислым газом, предварительно в нем, при помощи проволоки закрепляем свечки на разной высоте. Свечи начинают гаснуть постепенно, начиная с нижней. Дети должны сделать вывод, что углекислый газ тяжелее воздуха и начинает заполнять сосуд снизу.

- в следующем опыте мы пропускаем углекислый газ через раствор гидроксида кальция, в результате чего он мутнеет. Учащиеся записывают уравнение реакции: Са(ОН)2+СО2=СаСО32О.

- в колбу, наполненную углекислым газом, опустили зажженную магниевую ленту, лента продолжает гореть. Ученики составляют уравнение реакции: 2Mg+CO2=C+2MgO. Т.е. оксид углерода (IV)проявляет слабые окислительные свойства.

После заполнения таблицы, из каждой группы выходит по одному ученику и на оценку заполняют аналогичную таблицу на доске. Другие группы переносят недостающее содержимое в свой конспект.

Если образовалась пауза при заполнении таблицы около доски, то все остальные учащиеся выполняют на задание №17, стр. 90 (учебник Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман “Химия 9 класс”) самостоятельно. Данная работа проверяется на месте у одного ученика.

В качестве закрепления учащимся можно предложить экспресс-тест, который раскладывается на край парты до урока. Ключ к тесту пишется на доске заранее, после написания теста (5минут), происходит взаимная самопроверка.

Ключ: I и II варианты-1.а; 2.б; 3.б; 4.а; 5. а

Вариант 1.

1. Степень окисления углерода увеличивается в ряду соединений, формулы которых:

а) СаС2, СО, СО2

б) СН4, С, ССl4

в) Na2CO3, CO,CF4

2. Алмаз имеет кристаллическую решетку:

а) ионную

б) атомную

в) молекулярную

3. Число электронов в атоме углерода равно:

а) 7

б) 6

в) 12

4. В молекуле углекислого газа химическая связь:

а) ковалентная полярная

б) ионная

в) водородная

5. Углерод проявляет свойства окислителя в реакции с

а) водородом

б) кислородом

в)углекислым газом.

Вариант 2.

1. Число неспаренных электронов у атома углерода в возбужденном состоянии равно:

а) 4

б)2

в)6

2. Аллотропным видоизменением углерода является каждое из веществ:

а) карбин и угарный газ

б) алмаз и графит

в) графит и углекислый газ

3. Для получения углекислого газа в лаборатории обычно используют реакцию:

а) термического разложения мрамора

б) взаимодействие мрамора с соляной кислотой.

в) горение угля.

4. Химическая связь в молекуле оксида углерода (II)

а) ковалентная полярная и донорно-акцепторный механизм

б) ионная

в) ковалентная полярная

5. По своим химическим свойствам оксид углерода (II) является:

а) восстановителем

б) окислителем

в) не вступает в химические реакции.

Домашнее задание: параграфы 26, 27, 31 стр.91 № 1*